Примерно десять лет назад на одном из заседаний правительства царило эйфория от выстраданного и наконец то принятого решения о создании, как его тогда называли в рамках принимаемого законопроекта « Керен ревахим исраэль» («Фонд прибыли Израиля»). В дальнейшем видимо от места толкования он обозначался как «Керен тамлюги ха-газ вэ нефть» («Фонд роялти газа и нефти») или как «Фонда экономики природного газа» , однако во избежание разночтений в данном материале мы обозначим его как как Фонд.
В тот момент отмечалось, что спустя почти два года, как были обнаружены морские газовые месторождения, которые, согласно действующим на тот момент законам, были фактически монополизированы группой газовых магнатов, общественность потребовала свою «долю» прибыли. Была создана Комиссия Эйтана Шешинского, которая не только предложила компромиссный вариант закона о налогообложении газа, но и рекомендовало правительству создать национальный фонд для аккумулирования газовой прибыли. Фонд был создан и параллельно правительство утвердило комитет по продвижению экономики природного газа в Израиле в качестве двигателя для роста всей экономики.
Команда специалистов по изучению управления государственными доходами от природных ресурсов рекомендовала, чтобы около половины государственных доходов от этих ресурсов были направлены в специальный фонд, который инвестирует средства за границу и они сформируют «подушку безопасности» для борьбы с различными экстремальными событиями, такими как война, стихийное бедствие или экономический кризис.
Каждый год в соответствии с решением премьер-министра прибыль фонда будет переводиться в целевые проекты в области образования и безопасности, которые будут утверждены правительством. В случае исключительного события будут взяты кредиты из фонда. «Будет определено, что Банк Израиля в рамках системы надзора и контроля обеспечит максимальную прозрачность для общественности во главе с Министерством финансов» — говорится в рекомендациях.
Подготавливался законопроект, согласно которому государство создаст фонд для управления доходами от природных ресурсов, когда прибыль фонда будет инвестирована в национальные стратегические проекты для государства Израиль, с тем чтобы «обеспечить эффективное и разумное использование природных ресурсов без ущерба для рабочих мест и конкурентоспособности».
Для управления фондом, создавалась группа назначаемая премьер-министром Биньямином Нетаньяху, министром Ювалем Штайницем и управляющим Банка Израиля Стэнли Фишером во главе с председателем Национального экономического совета и экономическим советником премьер-министра профессором Юджином Кендаллом. В состав группы входили заместитель управляющего Банка Израиля д-р Карнит Флюг, начальник бюджетного отдела Министерства финансов Гал Хасковиц, старший советник премьер-министра Барри Тефф, генеральный бухгалтер Министерства финансов Михал Абади-Брянджо и заместитель генерального прокурора Ави Лихт.
Как отмечалось в рекомендациях к создаваемому фонду : «Каждый год в соответствии с решением премьер-министра доходы фонда будут переводиться в целевые проекты в области образования и безопасности, которые будут утверждаться правительством».
Меморандум о законе с подробным описанием управления фондом будет представлен на утверждение комитету по законодательству. «В Комитете Шишинского мы начали заниматься лицензионными платежами за газ. Сегодня мы начинаем дискуссию, которая приведет к созданию суверенного фонда благосостояния, плоды которого будут распределены на жизненно важные нужды Израиля, главными из которых являются образование и безопасность», — отмечал на заседании правительства Биньямин Нетаньяху.
С момента создания Фонда прошло почти десять лет, за это время были открыты и введены в строй новые газовые месторождения на израильском шельфе. Израильский газ начал регулярно поступать не только на большинство крупнейших предприятий страны, но и за рубеж в Иорданию и Египет. За эти годы, практически постоянно Министерство энергетики отчитывалось о получении прибыли от газовых компаний в размере от 0.8 до 1,0 млрд шекелей ежегодно.
Однако, как выяснилось, длительный конфликт между газовыми компаниями и Налоговым управлением привел к тому, что специальный фонд, созданный для накопления доходов от эксплуатации природных богатств страны, не наполняется много лет. По сведениям агентства Ynet в фонде сегодня есть всего 450 млн шекелей и это через 7 лет после начала промышленной добычи газа на месторождении «Тамар». При этом, по закону о создании фонда, государство может брать из него деньги только с того момента, когда в нем накопится 1 млрд шекелей.
В отчете Научно-информационного центра Кнессета говорится, что «согласно прогнозам Банка Израиля в 2013 году, ожидалось , что 2018–2022 годах 3,8 млрд шекелей будет переведено в фонд поглощения прибыли от газа, но теперь ожидает, что доходы достигнут лишь 1 млрд шекелей к концу 2021 года». Как пояснялось, разрыв между оценками 2013 года и текущим моментом, связан в основном с дополнительными затратами, которые были признаны для газового месторождения «Тамар» в качестве затрат на «поиск и разработку», таких как расширение месторождения и прокладку еще одного газопровода между ним и точкой приема газа возле Ашкелона .
Данный доклад был предоставлен на днях членам Кнессета, которые примут участие в работе специального комитета по обсуждению темы : «Надзор за Фондом государственных доходов от взимания налога на доходы от нефти и газа» во главе с депутатом Ави Дихтером (Ликуд).
Как отмечается в докладе о создании фонда было объявлено в 2011 году на основании рекомендаций Комитета Шешинского , но на сегодняшний день фонд так и не создан.
Как указывалось в докладе, институты, необходимые для управления фондом, еще не созданы , в том числе и совет фонда и инвестиционный комитет фонда, которые будут инструктировать Банк Израиля о том, как инвестировать деньги фонда.
Для создания структуры фонда необходимо вновь созвать комиссию, состоящую из генерального директора Министерства финансов, генерального директора Канцелярии премьер-министра, заместителя управляющего Банка Израиля и двух публичных представителей, отставного судьи и общественного деятеля.
По состоянию на июнь 2020 года в данную комиссию не было назначено ни одного представителя общественности, и поэтому процесс создания учреждений фонда еще не начался. В связи с этим Дихтер сказал: «В докладе говорится, что фонд еще не создан. Тем не менее, комитет был создан, и сегодня состоится его первое заседание, что является выражением разделения властей. Кнессет намерен следить за действиями правительства, даже если правительство заболело — фонд еще не родился и еще не создан».
Как всегда оставался открытым вопрос, а сколько денег государство должно получить от добычи газа? Как отмечают специалисты, все зависит от того, кого вы спрашиваете. Государственные доходы в газовой отросли состоят из роялти (12,5%) и корпоративного налога (23%), переводимые в Министерство финансов. «Налог Шешинского» — это тот самый налог, который должен направлен в фонд. Его потенциальная ставка варьируется от 13% до 26%, в зависимости от газового месторождения (сбор рассчитывается относительно каждого месторождения отдельно). По данным исследовательского отдела Кнессета, на сегодняшний день только доходы государства составили около 5,5 млрд шекелей, и в следующем году ожидается, что на этот предмет будет выделено около 1,5 млрд шекелей.
Что касается налога на прибыль, уплаченного государству, исследовательский отдел Кнессета не рассчитал его, но в отчетах газового партнерства можно найти регулярный периодический платеж, который в некоторые годы достигал 1 млрд шекелей.
В рамках дискуссии министр энергетики Юваль Штайниц представил обзор газовой экономики в Израиле, ее ожидаемого развития в ближайшие пять лет и прогноз добычи газа в ближайшие годы. По данным Министерства энергетики, доходы государства от добычи газа к началу года составили 12,5 млрд шекелей, из которых около половины составляли корпоративные налоги, а остальные — различные роялти и сборы. По его словам, доходы государства от газовых месторождений за все годы добычи достигнут сотен миллиардов шекелей, если предположить, что месторождения газа будут продолжать функционировать до пятого десятилетия текущего столетия, как и планировалось.
Министр добавил, что: «Экономически не стоит хранить газ у нас в течение многих лет. Мы проконсультировались со всеми профессионалами в мире о том, как водить машину. Мы заинтересованы в том, чтобы использовать газ как можно быстрее, потому что, возможно, через 30 лет появятся другие источники энергии». По его мнению, к 2025 году мазут и уголь не будут использоваться в Израиле для производства электроэнергии: «Мы мечтаем, чтобы к 2030 году не было вообще никаких загрязняющих энергий. Мы надеемся получить 30% электроэнергии от солнца. Это будет только от солнечной энергии».
Естественно, в словах министра много позитива, о деятельности и планах его министерства. В тоже время предполагалось, что одним из показателей его работы, станет фонд по накопления прибыли от деятельности газовых месторождений, но он фактически пуст. Хотя как стало понятно, что огромные суммы, требующие внесения депозита на благо общественности, фактически не вносятся в фонд вообще, учитывая давние споры между облагаемыми налогом компаниями по добыче природных ресурсов и налоговыми органами. Этот спор продолжался и тянулся беспрепятственно в течение долгого времени и вклады в фонд — а вместе с ними и само инициирование фонда — были отложены.
В этой связи министр по стратегическим вопросам Орит Фаркаш-Акоэн сделала срочный запрос председателю специальной комиссии по управлению фондом депутату Ави Дихтеру. Она написала, что финансовые ведомства рассчитывали накопить необходимый миллиард уже в 2018 году. «Сегодня ясно, что этого не произошло, и этот момент отдаляется все дальше», — пишет министр и подчеркивает, что общество имеет полное право воспользоваться доходами от эксплуатации недр.
Министр призвала А.Дихтера срочно вызвать директора налогового управления Эрана Яакова для обсуждения этого вопроса. «Какие срочные законодательные изменения требуются налоговым органам — как таковые требуются — чтобы они могли обеспечить исполнение решения правительства о сборе роялти на природные ресурсы, даже когда возникают споры с компаниями о том, как рассчитывать роялти или об обязательстве разделять их в фонде».
Также, по словам Фаркаш-Хакоэн, целесообразно изучить в комитете, установлены ли в законе правила использования, которые предусматривают, что «активы фонда будут инвестироваться в активы за пределами государства Израиль и в иностранной валюте, как это определено в законе о Банке Израиля».
Ожидается, что новый комитет Кнессета по надзору за фондом государственных доходов за счет доходов от нефти и газа, проведет срочную дискуссию на эту тему с участием профессора Эйтана Шешинского, который ранее возглавлял комитет и рассматривал всю проблему доходов от природных ресурсов в стране. Так же ожидается , что в его работе примет директор налогового управления страны.