Возможные варианты развития внутриполитической ситуации в Израиле

Начавшийся более полутора лет назад в Государстве Израиль правительственный кризис, являющийся частным проявлением широкого системного кризиса, продолжается. На протяжении всего этого времени еврейское государство либо находится в состоянии предвыборной кампании и управляется «переходными» правительствами, не имеющими поддержки большинства депутатов Кнессета и потому ограниченными в своих полномочиях (например, такие правительства не способны принять государственный бюджет, потому что его не утвердит Кнессет), либо – как сейчас – управляется коалицией, трещащей по швам и не способной реализовать ни одного серьезного решения, например, опять же принять государственный бюджет.

Нынешнее израильское правительство, именуется «правительством национального единства». Поскольку возглавляемая премьер-министром Биньямином Нетаньяху израильская партия власти – Ликуд и ее ближайшие союзники – ультраортодоксальные религиозные партии – сефардская ШАС, возглавляемая министром внутренних дел Арье Дери, и ашкеназский блок «Еврейство Торы», возглавляемый министром жилищного строительства Яаковом Лицманом, оказались не в состоянии создать правящую коалицию сами, они пошли на коалицию с центристской партией «Бело-голубые» во главе с министром обороны и так называемым «альтернативным премьер-министром» Биньямином (Бени) Ганцем и левой партией Авода во главе с министром экономики и промышленности Амиром Перецом. Правая партии «Наш дом – Израиль» (НДИ) во главе с депутатом Кнессета Авигдором Либерманом и тесно связанный с поселенческим движением религиозно-сионистский блок «Ямина» во главе с депутатом Кнессета Нафтали Беннетом при этом остались в оппозиции, несмотря на то, что Ликуд все еще претендует на то, что он является «правой» партией (в Израиле правыми партиями называют партии, выступающие против территориальных уступок арабам, а левые, соответственно, выступающие за такие уступки).

Создание «правительства национального единства» Биньямин Нетаньяху и присоединившиеся к нему перебежчики из оставшихся в оппозиции блоков «Еш атид» – ТЕЛЕМ и «Ямина» объясняли необходимостью борьбы с пандемией коронавируса и вызванным ею экономическим кризисом. Однако ни в том, ни в другом это правительство не преуспело. В Израиле сейчас идет вторая волна пандемии, а что касается экономики, то действия правительства вызывают все большее негодование граждан. Достаточно упомянуть, что в этом правительстве 34 министра и 8 заместителей министров (при том, что в Кнессете всего 120 депутатов). Ничего подобного прежде в еврейском государстве не случалось. Само по себе содержание такого количества министров и заместителей министров (с соответствующей зарплатой, офисом, охраной, водителем и т.п.) стоит немалых денег. При этом всем очевидно, что речь идет отнюдь не о необходимых должностях, а зачастую о специально придуманной должности для удовлетворения амбиций присоединившихся к коалиции партий и политиков. Поэтому речи о борьбе с экономическим кризисом ни у кого не вызывают доверия. Ежевечерне в Иерусалиме и в Тель-Авиве проходят антиправительственные демонстрации. Сообщения об арестах демонстрантов стали обязательной частью сводок внутренних новостей. Рейтинг Биньямин Нетаньяху и возглавляемой им партии в опросах общественного мнения достаточно быстро падает.

Казалось бы, в таких условиях Биньямин Нетаньяху должен был бы держаться за существующую коалицию, опасаясь потери власти в ходе новых выборов. Однако он явно взял курс на развал нынешней коалиции, требуя изменить пункт коалиционного соглашения, предусматривающий принятие государственного бюджета сразу на два года. Теперь Ликуд, подписавший упомянутое соглашение около трех месяцев назад, жестко требует принятия государственного бюджета на один год. Бени Ганц не соглашается на это, не без оснований усматривая за данным требованием намерение Биньямина Нетаньяху нарушить и пункт коалиционного соглашения о ротации между ними на посту премьер-министра. Так или иначе, налицо острейший коалиционный кризис, вплоть до угрозы падения правительства в связи с невозможностью принять государственный бюджет. На этом фоне целый ряд израильских политических комментаторов, основываясь на источниках, как в самом Ликуде, так и в союзных ему ультраортодоксальных религиозных партиях, высказали в последние дни оценки, согласно которым Биньямин Нетаньяху всерьез рассматривает возможность довести дело до падения нынешнего правительства, после чего попытаться создать узкую коалицию, опирающуюся на поддержку 61 депутата, и таким образом избежать необходимости идти на новые досрочные выборы (уже четвертые подряд за полтора года).

В состав предполагаемой узкой коалиции должны войти, помимо Ликуда и ультраортодоксальных религиозных партий, также находящийся сейчас в оппозиции религиозно-сионистский блок «Ямина» и несколько депутатов от блока «Бело-голубые», которые, как рассчитывает премьер-министр дезертируют из своей фракции и присоединятся к узкой коалиции в обмен на те или иные высокие назначения. Пожелавшие остаться анонимными источники в Ликуде сообщили по данному поводу журналистам, что посланниками Биньямина Нетаньяху в течение последних недель осуществляются попытки «ухаживания» за несколькими кажущимися наиболее «перспективными» в данном отношении депутатами из фракции «Бело-голубых».

Несмотря на надежды, которые возлагают в ближайшем окружении Биньямина Нетаньяху на то, что религиозно-сионистский блок, который в прошлом на протяжении долгого времени был верным союзником Ликуда, присоединится к узкой коалиции в обмен на предложения, «от которых нельзя отказаться», в смысле целого наборы высокопоставленных назначений (Биньямин Нетаньяху умеет быть щедрым в данном отношении, когда считает, что это ему необходимо), лидеры блока «Ямина» в беседах с журналистами решительно отвергают такую возможность. Они прекрасно понимают, что присоединение к подобной коалиции возложит на «Ямину» ответственность за ее неизбежные провалы, что обязательно даст о себе знать на следующих выборах. Сейчас рейтинг «Ямины» в опросах общественного мнения стремительно растет, поэтому Нафтали Беннету, безусловно, разумнее оставаться в оппозиции. Вместе с тем, в «Ямине» тоже согласны с оценками обозревателей израильских СМИ, согласно которым премьер-министр ведет дело к развалу нынешней правящей коалиции и – в случае, если ему не удастся создать узкую коалицию – к новым досрочным выборам в Кнессет.

А вот в руководстве сефардской ультраортодоксальный религиозной партии ШАС считают, что необходимо направить все усилия не на подготовку к досрочным выборам, а на сохранение нынешней широкой правящей коалиции. Пожелавшие остаться анонимными приближенные министра Арье Дери заявили корреспонденту ежедневной израильской газеты «Маарив», что председатель ШАС считает, что сейчас нельзя идти на выборы. По их словам, «надо утвердить годовой государственный бюджет и позволить правительству продолжать работать на благо общества в условиях кризиса, вызванного коронавирусом, и экономического кризиса». Такая позиция Арье Дери совершенно закономерна. В настоящее время ультраортодоксальные религиозные партии приобрели власть и влияние на формирование государственного бюджета, каких у них не было никогда прежде. Недовольство светского, соблюдающего традиции и умеренно религиозного населения, которое несет на себе бремя налогов и службы в армии, но оказалось оттесненным от «дележа пирога» чрезвычайно велико. Нет сомнения, что находящиеся сейчас в оппозиции партии НДИ и «Еш атид» – ТЕЛЕМ попытаются в случае новых выборов добиться формирования правительства без ШАС и «Еврейства Торы». При нынешних настроениях израильского общества на это есть достаточно серьезные шансы. Поэтому религиозным ультраортодоксам рисковать не стоит.

62.85MB | MySQL:102 | 0,490sec