Ситуация в Марокко: июнь 2020 г.

1 июня Министерство здравоохранения Марокко сообщило, что в рамках борьбы с коронавирусом власти запускают мобильное приложение для смартфонов с тем, чтобы следить за контактами марокканцев. Это приложение получило название «Викайтна» («Наша защита»). Оно использует технологию Bluetooth на принципе «добровольного» применения.

Приложение «посылает предупреждение пользователю в случае продолжительного нахождения близ другого пользователя, имевшего положительный тест на коронавирус», оно позволяет Министерству здравоохранения «оценить риски заражения» и в случае необходимости войти в контакт с человеком, ставшим потенциально опасным для окружающих. К концу июня этим приложением воспользовались более 2 млн марокканцев.

На начало июня Марокко с населением в 35 млн человек ускорило проведение тестирования. Были обследованы свыше 208 тысяч человек, официально выявлены 7819 зараженных, 205 из них скончались.

Приложение «Викайтна» было создано на основе технологий, использованных в Сингапуре.

До Марокко ряд стран взяли на «вооружение» аналогичные системы слежения, что вызвало протесты со стороны правозащитников, увидевших в них нарушение индивидуальных свобод. В Марокко обязательная самоизоляция продолжалась до 10 июня, то есть в течение 10 недель.

9 июня марокканские власти объявили о смягчении ограничительных мер начиная с 11 июня. При этом календарь смягчения этих мер не был объявлен. Ничего не было сказано о дате открытия границы при том, что на тот день за пределами Марокко оставались блокированными из-за этого свыше 30 тысяч подданных королевства. Одновременно власти продлили на месяц – до 10 июля — режим чрезвычайного санитарного положения, введенного в середине марта. Этот режим предусматривал обязательный масочный режим, запрет на массовые мероприятия, остались закрытыми мечети и кинотеатры, рестораны и кафе могли работать только через службы доставки.

В отличие от российских властей, безучастно относившихся к тем, кто не соблюдал режим в метро и общественном транспорте, марокканские власти очень жестко отнеслись к нарушителям чрезвычайного санитарного положения, и в частности, к нарушителям масочного режима. С середины марта и до начала июня были задержаны около 90 тысяч человек, примерно 4 тысячи из них оказались за решеткой на срок от 1 до 3 месяцев, остальные – оштрафованы на крупные суммы. При этом в устрашение и в убеждение число тех и других объявлялось ежедневно.

Тут же заверещали ничего не понимающие в реалиях на местах «правозащитники» из «Международной амнистии», осудившие «непропорциональные» наказания. Как представляется, жесткость и принуждение к соблюдению санитарных норм были единственным путем спасти Марокко от худшего в условиях отсутствия необходимого числа койко-мест для лечения заразившихся. К тому же власти смогли увеличить число тестируемых ежедневно с 2 до 17,5 тысяч.

С 11 июня Марокко разделилось на две зоны. В зоне №1, включавшей в себя малонаселенные регионы и маленькие города, началось восстановление нормальной жизни с возможностью перемещения без спецпропусков и открытием общественных мест на открытом воздухе. В зону №2, в которой сохранились жесткие нормы самоизоляции, попали самые крупные города страны – Рабат, Касабланка, Марракеш и Танжер. В этой зоне зафиксированы 87% от общего числа заразившихся коронавирусом.

14 июня Марокко объявило о жесте доброй воли, сообщив о намерении отправить медицинскую помощь в 15 африканских стран с тем, чтобы помочь им противостоять пандемии. Предусматривалась поставка, в частности, 8 млн защитных масок и нескольких десятков тысяч литров антисептиков. Все эти средства были произведены в Марокко и соответствовали требованиям ВОЗ. Среди стран, которым оказывалась помощь, значились, в частности, Буркина-Фасо, Камерун, Конго, Мавритания, Нигер, ДРК, Сенегал и Чад.

16 июня Центральный банк Марокко выдал прогноз, что из-за пандемии в 2020 году впервые после 1996 года ВВП страны сократится на более чем 5%. Помимо коронавируса на столь значительное снижение этого показателя повлиял плохой год для сельского хозяйства, связанный с засухой.   Напомним, что в 2019 г. рост ВВП составил 1,5%, в 2018 г. – 2,7%. Тогда сокращение прироста ВВП также было вызвано засухой.

19 июня Марокко побило свой рекорд по части прироста случаев инфицирования коронавирусом с начала марта. Было объявлено о 539 новых случаях за день. Большинство из них было зафиксировано на промышленных предприятиях в регионе Рабата и Кенитры (40 км к северу от столицы). Власти тут же закрыли эти предприятия. Несколько сельских коммун региона были тут же посажены на полный карантин. До этого уровень заражаемости не превышал 100 человек в сутки.

Очевидно, что в преддверии этого Марокко подготовило и 20 июня развернуло полевой госпиталь в районе Кенитры, который сразу же принял примерно 700 человек, подхвативших коронавирус. Об этом сообщило МВД страны.

С 25 июня в Марокко продолжилось смягчение режима жесткой самоизоляции, марокканцы получили возможность посещать пляжи и кафе на открытых террасах. Тем не менее 6 городов остались в режиме жесткой самоизоляции.

9 июня канцелярия президента Алжира сообщила о выезде из страны скандально известного консула Марокко в Оране. Ее представитель в очередной раз назвал марокканца сотрудником спецслужб. Марокко выразило свою озабоченность в связи с подобными обвинениями и отвергло их, назвав их «безосновательными и смешными». Бывший консул отличился в мае, когда на встрече с марокканцами, застрявшими из-за закрытия королевством границ из-за коронавируса, заявил, что «мы находимся во вражеской стране, я это говорю откровенно».

14 июня в Рабате было объявлено, что 56-летний король Марокко Мохаммед VI «успешно перенес» операцию на сердце. Она была выполнена в клинике королевского дворца после «рецидива аритмии сердца». В феврале 2018 г. монарх перенес аналогичную операцию в одной из парижских клиник. Он правит в Марокко с июля 1999 г., когда он унаследовал трон Алауитов у своего отца Хасана II после кончины последнего.

19 июня марокканская полиция объявила о захвате в двух раздельных операциях в Эль-Джадиде и в районе Феса 7,2 тонн каннабиса. В первом случае 5 тонн находились на борту трейлера, во втором – хранились на сельскохозяйственной ферме.

Уже 28 июня было объявлено о захвате 6 тонн каннабиса и оружия у наркоторговцев в сахарских провинциях в 30 км от Эль-Аюна – их административного центра. В ходе полицейской операции были арестованы 14 человек, в том числе по одному гражданину Мавритании и Сенегала. Среди захваченного оружия фигурировал, в частности, автомат Калашникова с двумя магазинами.

Обычно захваты партий наркотиков осуществляются на севере королевства при их транспортировке в Европу.

Марокко имеет репутацию «чемпиона мира» по производству «мягких» наркотиков притом, что власти делают все возможное для того, чтобы избавиться от нее. Основное место производства каннабиса – горная гряда Риф на севере страны. Только в 2019 г. из преступного оборота в этой стране были изъяты 179 тонн каннабиса. Понятно, что это – только верхушка «айсберга».

24 июня марокканская Фемида начала расследование относительно деяний 33-летнего журналиста и правозащитника Омара Ради, заподозренного в том, что он «получает зарубежное финансирование» и связан с зарубежными  «службами разведки». Подозреваемый назвал эти обвинения «смешными». Открытие расследования началось два дня спустя после публикации «Международной амнистии» (МА), согласно которой мобильный телефон О.Ради прослушивался марокканскими властями через технические возможности израильской компании NSO. Примечательно, что «забронзовевшие» марокканские власти даже не стали опровергать сообщение МА.

В июне стало известно, что Марокко стало 17-й страной в мире и второй в Африке после Египта, заказавшей в США боевые вертолеты AH-64 «Апач». По данным производителя вертолетов компании «Боинг», контракт на поставку 24 вертолетов вступил в силу 26 июня. Начало поставок предусмотрено в 2024 году.

В целом, благодаря сверхжестким мерам в условиях легкомысленности большой части населения Марокко во многом пока удается сдерживать распространение коронавируса на своей территории. Марокканский опыт тяжелый, но его можно и нужно изучать и применять, поскольку очевидно, что мир накрывается второй волной пандемии.

52.21MB | MySQL:103 | 0,485sec