Некоторые тенденции развития газовой отрасли ИРИ

Призрак бродит по Европе, призрак иранского газа. Сегодня ИРИ обладает вторыми по величине разведанными запасами данного вида сырья (28 трлн кубометров, или 15-17% мировых резервов), сконцентрированных как на морских, так и на континентальных месторождениях. Причем большинство из них (прежде всего, самое крупное месторождение «Южный Парс», запасы которого оцениваются в 14 трлн кубометров, что составляет 48% общеиранских разведанных резервов) находятся пока в начальной стадии разработки. Завершить ее без привлечения иностранных инвестиций и технологий со стороны иностранных компаний (в первую очередь, западных) ИРИ сейчас не в состоянии. Крупные европейские фирмы в свою очередь также заинтересованы во вложении средств в развитие иранских месторождений, особенно в условиях вновь возросшего интереса ЕС к проекту «Набукко». Однако существенным, а в некоторой степени и непреодолимым препятствием на их пути становится режим санкций, усугубленный возрастающим давлением со стороны США.

Наглядным примером этого стали майские события, связанные с фактическим уходом с иранского газового рынка трех крупных европейских компаний — англо-голландской «Роял Датч Шелл», испанской «Репсол» и французской «Тоталь», которые приняли решение о пересмотре условий своего участия в проекте разработки крупного газового месторождения «Южный Парс». В соответствии с ранее подписанными меморандумами о взаимопонимании с представителями ИРИ они должны были принять участие в развитии блоков № 11, 13 и 14 данного проекта. Однако ни одна из этих компаний так и не приступила к детальному обсуждению инвестиционных проектов и их последующей реализации.

Обеспокоенное данным фактом руководство ИРИ в лице министра нефти Г.-Х. Ноузари в середине апреля с.г. поставило перед представителями «Роял Датч Шелл», «Репсол» и «Тоталь» ультиматум, требовавший от них к июню с.г. определиться со своей позицией по участию в разработке «Южного Парса». В противном случае руководству НИНК и НИГК было дано указание выставить блоки № 11, 13 и 14 месторождения на тендерные торги, к участию в которых, в частности, предполагалось привлечь индийскую OVL и российский Газпром. В ответ Тегеран получил несколько неожиданную для него реакцию: из трех компаний только «Тоталь» выразила согласие продолжить переговоры. При этом ее представители указали, что не смогут представить иранцам детально проработанное предложение в указанный срок. «Роял Датч Шелл» и «Репсол», ссылаясь на высокую затратность проекта и его низкую доходность, заявили о своем отказе разрабатывать блоки № 13 и 14, взамен предложив правительству ИРИ принять участие в развитии блоков № 20 и 21 «Южного Парса». По имеющейся информации, стороны уже приступили к обсуждению данного вопроса.

Доводы иностранных компаний вызвали значительные сомнения у местных аналитиков, которые предположили, что существующие проблемы объясняются давлением на потенциальных инвесторов со стороны США. Здесь еще помнят уход с иранского рынка в результате угроз Вашингтона японской «Инпекс» и английской «Бритиш Петролеум». Считается, что «Роял Датч Шелл», «Репсол» и «Тоталь» сознательно затягивают переговорный процесс. С одной стороны, они в угоду Соединенным Штатам не торопятся выполнять свои обещания перед Ираном, но, с другой стороны, также не спешат уходить с перспективного рынка. Данная точка зрения, впрочем, уже была опровергнута представителями иностранных инвесторов.

По нашему мнению, обе позиции имеют под собой реальную основу. Доходность инвестиционных проектов в Иране действительно невысока (12-14%) на фоне значительных политических и экономических рисков. Сроки реализации проектов достаточно велики (5–10 лет) при весьма невыгодной схеме участия на условиях buy-back, ограниченного к тому же временными рамками (не более 20–30 лет). Все это в значительной степени отталкивает потенциальных инвесторов и позволяет вести диалог с Ираном только в расчете на увеличение доходности в долгосрочной перспективе. В то же время неоднократно происходило давление на западные компании со стороны США (французская «Тоталь» получала предупреждения и от своего правительства).

Дополнительную остроту ситуации придает тот факт, что Тегеран планировал привлечь «Роял Датч Шелл», «Репсол» и «Тоталь» к созданию производственных мощностей по сжижению газа, т.к. именно на них, а не на трубопроводы руководство ИРИ делает ставку при разработке своей долгосрочной стратегии по выходу на международный газовый рынок. Это дало бы Тегерану значительную свободу при проведении ценовой политики, расширило круг потенциальных покупателей и реанимировало бы проект «газового ОПЕК» (тем более что определенные шаги к проведению единой согласованной ценовой политики среди стран — экспортеров «голубого топлива» уже были сделаны во время прошедшего 28–29 апреля с.г. в Тегеране заседания Комиссии высокого уровня Форума стран — экспортеров газа). Необходимая технология по сжижению «голубого топлива» находится в руках всего трех фирм: французской «Тоталь», немецкой «Линда» и британской «Шелл». Правительства этих стран с негласного одобрения США стараются ограничить доступ данных компаний к технологическим лицензиям при проведении работ в Иране из-за кризисной ситуации, сложившейся вокруг иранской ядерной программы.

По мнению местных и зарубежных экспертов, ограничивая доступ финансов, инвестиций и технологий в ИРИ, западники надеются усугубить энергетический кризис в этой стране, за счет чего сделать Тегеран более сговорчивым при ведении переговоров по ядерной проблеме. В данной связи европейцы с опаской относятся к укреплению связей между ИРИ и Малайзией, т.к. считают, что в ближне- и среднесрочной перспективе последняя сможет разработать собственные технологии по сжижению газа. Учитывая растущую роль мусульманского лобби в Малайзии, передача этого ноу-хау Ирану вполне возможна. По этой причине внимание экспертов приковано к иранскому проекту «Pars LNG», 10% которого принадлежит малазийской «Петронас», а 40% — французской «Тоталь», начавшей, несмотря на явные возражения официального Парижа, очередной раунд переговоров с Министерством нефти ИРИ и «Pars Oil and Gas Company».

В результате как Тегеран, так и его западные партнеры оказались в патовой ситуации. С одной стороны, местные фирмы, как показал опыт с «Хатам-оль-анбия», пытавшейся взять на себя разработку блока № 17 месторождения «Южный Парс», не обладают доставочными финансами, опытом и технологиями для того, чтобы заменить иностранные компании. Привлечение же других инвесторов (таких как индийская OVL и российский Газпром) также не является панацеей: скорее всего, они столкнутся с теми же проблемами, что и их западные коллеги. Кроме того, ни OVL, ни Газпром не получили еще в свои руки технологии по сжижению газа. С другой стороны, «Роял Датч Шелл», «Репсол» и «Тоталь» не хотят уступать кому-либо перспективный иранский рынок. В итоге, ведя переговоры с руководством Ирана, они затягивают время в ожидании позитивных перемен как внутри ИРИ, так и на внешнеполитической арене.

При этом необходимо отметить, что даже столкнувшись с серьезным дефицитом «голубого топлива» на внутреннем рынке и с рядом внешнеполитических проблем, руководство ИРИ не намерено отказываться от «сверхзадачи» по превращению своей страны в крупного регионального экспортера газа. Кроме поставок в Турцию (4 млрд кубометров в год), Иран уже экспортирует «голубое топливо» в Нахичевань (1,1–2,3 млрд кубометров в год), а также планирует продавать его в ОАЭ, Кувейт, Оман, Бахрейн, Армению, Грузию, Украину и далее в Европу. На данный момент основное внимание Тегерана сконцентрировано на двух крупных проектах: газопроводе Иран – Пакистан – Индия и «Набукко».

Последний становится все более и более актуальным для ИРИ, тем более что после подписания Россией договоров о строительстве совместного газопровода с Сербией и Венгрией западные страны активизировали свои усилия по реанимации проекта трубопровода «Набукко», призванного обеспечить независимость части членов ЕС от российских поставок «голубого топлива». В частности, осуществляются попытки привлечь к участию в нем и Иран. Об этом свидетельствует деятельность австрийской компании «OMV», чьи представители заявляют о том, что ведут усиленную подготовку для создания основы будущего взаимодействия с Тегераном.

Сотрудники OMV положительно оценивают перспективы ведущегося диалога и делают значительную ставку на поддержку со стороны прозападных группировок, существующих в политических кругах Ирана. О сохраняющейся заинтересованности Тегерана в участии в данном проекте говорит состоявшийся весной с.г. визит заместителя министра иностранных дел Ирана по экономическим вопросам А.Р. Шейха-Аттара в Турцию, а также начавшийся с апреля с.г. обмен делегациями между Тегераном и Анкарой для обсуждения перспектив участия турецких компаний в разработке блоков № 22, 23 и 24 газового месторождения «Южный Парс». Предположительно, именно эти блоки должны обеспечить необходимый объем «голубого топлива» для экспорта в Европу.

Определенным стимулом для представителей OMV стало подписание 17 марта с.г. контракта между НИГК и швейцарской EGL на поставку газа из ИРИ через Турцию в Европу. Технические параметры сделки пока не афишируются, известно лишь, что сумма 25-летнего контракта составляет около 40 млрд долл. Министр нефти ИРИ Г.-Х. Нозари в своих комментариях сообщил, что поставки газа начнутся с 2009 г. и к 2012 г. их объемы достигнут 5 млрд кубометров в год (по другим данным, 5,5 млрд кубометров в год). На первом этапе иранское «голубое топливо» предполагается доставлять из Турции по Адриатике в Албанию и Италию, а после завершения в 2010 г. строительства всей необходимой инфраструктуры иранский газ вместе с азербайджанским планируется пустить по трубопроводу Греция–Албания–Италия.

Эксперты из OMV отмечают, что главным препятствием на пути реализации их проекта по экспорту иранского газа в страны ЕС фактически являются не технические проблемы (в возможности их решения они вполне уверены), а необходимость урегулирования существующих политических вопросов. К последним в первую очередь относятся режим санкций и существование внутри ИРИ различных политических группировок, которые могут нарушить планы европейцев. Таким образом, пока что идея поставок иранского газа по-прежнему остается слабо осязаемым призраком, бродящим по Европе.

52.26MB | MySQL:103 | 0,576sec