Пакистан: сто дней после парламентских выборов

После парламентских выборов, прошедших в Пакистане 18 февраля с.г., ситуация в стране продолжала оставаться нестабильной, прежде всего в политической сфере. По итогам выборов в нижней палате парламента места распределились следующим образом: Пакистанская народная партия (ПНП) – 121 место (36% всех мест палаты), Пакистанская мусульманская лига Наваза Шарифа (ПМЛ(Н)) – 91 (27%), Пакистанская мусульманская лига им. Кайид-и-Азам ПМЛ(КА) – 54 (16%), Объединенное национальное движение (ОНД) – 25 (8%), независимые кандидаты – 18 (5%), Народная национальная партия (ННП) – 13 (4%), «Муттахида Маджлис-и-Амаль» («Объединенный совет действия», ММА) – 6 (2%), остальные партии – 8 (2%) [1]. После выборов сложилась уникальная ситуация: пропрезидентские силы оказались оттеснены от власти группой партий во главе с ПНП. Если президент Первез Мушарраф это воспринял как данность, продемонстрировав готовность к работе с оппозиционной нижней палатой парламента, а значит, и с оппозиционным правительством [2], то для партий, получивших большинство мест, эта ситуация оказалась в некоторой степени неожиданной. Об этом свидетельствует долгий период, который им понадобился для выработки общей позиции. Только 9 марта, на 20-й после выборов день, было достигнуто согласие по основным вопросам. В этот день Асиф Али Зардари от ПНП и Наваз Шариф от ПМЛ(Н) подписали «Маррийскую декларация» (по месту подписания – округ Марри, г. Бхурбан).

Согласно тексту декларации, общая позиция сводилась к шести пунктам: 1. ПНП и ПМЛ(Н) решили создать коалиционное правительство. 2. Через 30 дней после создания правительства должны быть восстановлены в должностях все судьи, уволенные во время чрезвычайного положения 3 ноября – 15 декабря 2007 г. 3. Две партии решили поддержать кандидатуру на пост премьер-министра, которую предложит ПНП. 4. Две партии решили, что спикером и вице-спикером в нижней палате парламента будут представители ПНП, а в законодательном собрании Пенджаба – представители ПМЛ(Н). 5. Две партии решили, что представители ПМЛ(Н) будут включены в правительство в центре, а представители ПНП – в правительство в Пенджабе. 6. Две партии объявили о готовности немедленно приступить к формированию правительств в центре и провинции Пенджаб [3]. Таким образом, главным достижением маррийского соглашения стало решение о создании коалиционного правительства. В коалицию были приняты также ННП и ММА в качестве младших партнеров.

Процесс определения кандидатов на посты членов правительства, прежде всего премьер-министра, занял более десяти дней. Только 22 марта была объявлена кандидатура на пост премьера – Саид Махдум Юсаф Раза Гилани (род. 1952), авторитет которого основан как на политическом опыте, так и на старых связях с суфийскими общинами Синда (орден Кадирия, секта хуров). Он был министром в правительстве Беназир Бхутто в 1988-1990 гг. и спикером нижней палаты парламента в 1993-1996 гг.

25 марта Юсаф Раза Гилани был утвержден в должности премьера президентом Первезом Мушаррафом. А 31 марта 24 членов правительства принесли присягу главе государства. Министерские портфели были распределены между партиями следующим образом. К ПНП отошли 11 портфелей, включая портфели министра иностранных дел, обороны, информации и телерадиовещания, портов и водного транспорта, водных ресурсов и энергетики, юстиции и т.д. Девять представителей ПМЛ(Н) заняли посты министров финансов, коммуникаций, торговли, железнодорожного транспорта и т.д. Два поста получили члены ННД и по одному – представители «Джамаат-и-Улама-Ислами» («Общество мусульманских богословов», ДУИ) и Территории племен федерального управления. Как видно, три из четырех самых «тяжелых» портфелей (министров иностранных дел, обороны, водных ресурсов и энергетики) достались ПНП и только четвертый важный пост министра финансов достался ПМЛ(Н).

С самого начала работы правительства существовали опасения относительно его нежизнеспособности – слишком разными были политические силы, вошедшие в него. Последовавшие затем события подтвердили эти опасения. Основные разногласия произошли по таким вопросам, как отношения с президентом и восстановление судей.

Примером разногласий по поводу президента стала перепалка по поводу высказывания Чаудхри Ахмеда Мухтара, нового министра обороны от ПНП, который 3 апреля назвал Первеза Мушаррафа «национальным активом» (“national asset”), «продуктом, приносящим доход» (“cashable product”). По его мнению, новое правительство должно работать с президентом, который имеет хорошие связи за рубежом, что позволило бы Пакистану привлечь финансовую и другую помощь. Эти слова вызвали возмущение в ПМЛ(Н), один из лидеров которой, Хваджа Саад Рафик (министр культуры и по делам молодежи), заявил, что «заявление Мухтара сделано им в личном качестве, мы же абсолютно уверены, Пакистану с Мушаррафом не по пути» [4]. Правительство попыталось смягчить противоречия, не соответствующие его образу, сформированному на основе антимушаррафовских настроений, с помощью административных мер: правительственные чиновники обратились к ряду пакистанских СМИ с просьбой не публиковать заявление Мухтара.

Несмотря на то, что прошло уже почти два месяца со времени формирования правительства, вопрос о восстановлении судей так и не был решен. Согласно «Маррийской декларации», сразу после своего назначения Юсаф Раза Гилани отдал распоряжение об освобождении судей, содержащихся под арестом (как правило, домашним) со времени чрезвычайного положения, которое было введено П. Мушаррафом осенью прошлого года. Премьер-министр обещал освободить 13 членов Верховного суда и 48 членов провинциальных Высоких судов. Одновременно он попросил их «не протестовать, а решать все свои проблемы через парламент» [5]. Но, во-первых, были освобождены не все судьи, а во-вторых, вопрос об их восстановлении зашел в тупик. Главная проблема заключается в наличии судей, которые были приведены к присяге Первезом Мушаррафом взамен уволенных. Таким образом, на каждый пост сейчас претендуют по два человека, уже принесших соответствующую присягу, – действующий судья и отстраненный судья. 19 мая Юсаф Раза Гилани заявил, что «не может быть двух верховных судей» [6]. Это означает, что для выполнения «Маррийской декларации» властям придется придумывать сложную процедуру, которая, по определению, будет вмешательством в функционирование судебной власти. По свидетельству премьер-министра, сейчас правительственные юристы думают о решении этого казуса.

Для ПМЛ(Н) детали вопроса не так важны, как сам факт восстановления судей, ради которого партия готова вызвать новый юридический кризис, заменив действующих судей на отстраненных [7]. Поэтому, не будучи удовлетворены деятельностью правительства Юсафа Разы Гилани, министры от этой партии подали в отставку, которая, правда, не была принята премьером. Представители ПМЛ(Н) обещали вернуться в правительство после восстановления судей, однако ПНП не готова на такой шаг. В настоящее время между партиями идут переговоры, на которых обсуждаются и другие требования сторонников Наваза Шарифа, направленные прежде всего против Первеза Мушаррафа, в частности, отмена 17-й поправки к Конституции (2003), значительно расширившей власть президента, проведение довыборов в июне, а не в августе, как планирует Избирательная комиссия Пакистана, и т.д.

Последнее требование связано с планами Наваза Шарифа и его брата Шахбаза Шарифа принять участие в выборах. С одной стороны, эти намерения могут способствовать стабилизации политической жизни, поскольку лидеры ПМЛ(Н) могут использовать парламентские механизмы для политической борьбы. С другой стороны, если Наваз Шариф будет избран в парламент, велика вероятность обострения борьбы между ПНП ПМЛ(К), в результате которой может произойти правительственный кризис, поскольку главной целью Наваза Шарифа является пост премьер-министра. Развитие событий по такому сценарию может спровоцировать конфликт внутри коалиции и сближение позиций ПНП и Первеза Мушаррафа (тем более что в этой партии его сторонники составляют заметную группу).

Завершающиеся 27 мая сто дней после выборов демонстрируют наличие серьезных сложностей в политической жизни Пакистана. Очевидно, в большой степени они вызваны деятельностью ПМЛ(Н), политика которой направлена скорее на укрепление своих позиций, чем на решение проблем, накопившихся в социально-экономической и политической жизни страны. Достижение своей цели лидеры этой партии связывают с ограничением или даже уходом Первеза Мушаррафа. Важно отметить, что в стремлении к власти ПМЛ(Н) пытается вмешаться в функционирование судебной системы и изменить конституцию, т.е. переделать правила политической игры, выработанные при Первезе Мушаррафе. Эти попытки вызывают неоднозначную реакцию среди членов коалиции не только потому, что некоторые из них достаточно лояльны к президенту, но и потому, что новые изменения политического строя могут спровоцировать новые кризисы и в целом затруднить развитие демократических институтов.

1. Party Position Summary, May 7, 2008 // Election Commission of Pakistan (http://www.ecp.gov.pk/pps.pdf).

2. См. высказывание П. Мушаррафа: «Какими бы ни были результаты выборов, мы охотно их признаем. Кто бы ни был премьер-министром, я буду работать с этим человеком в духе мира. Мы должны прекратить политику конфронтации» (CNN International. Atlanta, 18.02.2008).

3. Six-point Murree Declaration – Text of the summit declaration // The News International. Karachi, 09.03.2008.

4. Musharraf and Pakistan can’t go together // Indian Express. Mumbai, 04.04.2008.

5. Pakistan’s New Prime Minister Frees Detained Judges // New York Times. New York, 25.03.2008.

6. Rana Qaisar. There can’t be two CJs: Gilani // Daily Times. Lahore, 20.05.2008.

7. Zulfiqar Ghuman. Future of coalition is bright, says Zardari // Daily Times. Lahore, 15.05.2008.

62.86MB | MySQL:102 | 0,545sec