Сооружение АЭС в Турции

Первые проработки вопроса о сооружении АЭС в Турции были начаты еще в начале 60-х гг. прошлого века. В рамках технико-экономического обоснования, подготовленного с 1967 по 1970 гг., к 1977 г. предполагалось пустить в эксплуатацию АЭС мощностью 300?400 МВт. Ввиду целого ряда проблем проект реализован не был. В 1973 г. Турецкой энергетической корпорацией (ТЕК) было принято решение о сооружении блока-прототипа АЭС мощностью 80 МВт. Программа была свернута для объявления полноценных торгов на сооружение АЭС мощностью 600 МВт в южной Турции. В 1975 г. выбор площадки был сделан в пользу Аккую (в районе г. Мерсин), а в 1977 г. был открыт международный тендер. Контрактные переговоры продолжались до 1980 г. и были прекращены после возникших проблем с финансированием. В дальнейшем торги безуспешно проводились в 1983 и 1996 гг.

Можно констатировать, что по ряду причин, в большей степени финансово-экономического характера, но также технических и организационных, под мощным нажимом противников использования атомной энергии попытки сооружения атомных электростанций, предпринимавшиеся в Турции до настоящего времени, не увенчались успехом.

Экономические успехи страны, достигнутые в период правления Партии справедливости и развития, позволили вновь вернуться к этому вопросу в рамках энергетической политики Турции с целью диверсификации источников электроэнергии и повышения энергетической независимости (от поставок сырья из-за рубежа) и безопасности. Так, 9.11.07 Великим национальным собранием (меджлисом) был принят Закон № 5710 «О сооружении и эксплуатации АЭС и о продаже электроэнергии», утвержденный президентом А. Гюлем и вступивший в силу 21 ноября 2007 г. после публикации в Официальной газете.

Закон призван дать «зеленый свет» проведению торгов на сооружение АЭС, определяя ответственные стороны и сроки для подготовки технических условий проекта (ТАЕК, Агентство по атомной энергетике), вторичного законодательства (ETKB, Министерство энергетики и природных ресурсов), проведения торгов (TETAS, госкомпания, ответственная за оптовую покупку-продажу электроэнергии), выдачи лицензий (EPDK, Совет по регулированию энергорынка) и подписания с подрядчиком соглашения о продаже вырабатываемой электроэнергии (TETAS). Общие координирующие функции передаются Министерству энергетики. При этом контроль за деятельностью, связанной с развитием атомной энергетики, до образования специальной структуры остается за TAEK.

Закон, широко очерчивая рамки ответственности будущего подрядчика, который должен обеспечить не только сооружение объекта с привлечением необходимых инвестиций, но и его эксплуатацию с последующим демонтажом по истечении срока «жизни», не дает однозначного ответа на вопрос, будет проект реализован частным или государственным сектором, оставляя оба варианта плюс опцию создания совместного предприятия государственными и частными компаниями.

К настоящему времени подготовительные мероприятия, упомянутые выше, завершены и 24 марта с.г. объявлены международные торги с крайним сроком подачи предложений 24.09.08.

Не вдаваясь в технические и организационные аспекты проекта, стоит выделить несколько принципиальных моментов.

Строго говоря, объявленный конкурс сложно назвать торгами, где участники должны следовать детально проработанным и посему в основе своей одинаковым для всех условиям. Разработанная конкурсная документация оставляет широкое поле для «маневра», к примеру, перекладывая нагрузку по концептуальному проектированию станции уже на этапе конкурса на подрядчика. Технические требования TAEK носят рамочный характер, обозначая лишь требования по единичной блочной мощности (не менее 600 МВт), по гарантиям безопасности используемых технологий и решений и т.д.

Место сооружения первой турецкой АЭС сохранено за Аккую. Установленная мощность станции, ввод в эксплуатацию которой должен состояться не позднее 2020 г., должна составить (4000?25%) МВт.

Важным вопросом, получившим разъяснение во вторичном законодательстве, явилась схема реализации проекта. Если до сих пор рассматривалось несколько вариантов, в том числе партнерское участие госсектора и частных фирм, то из конкурсной документации и заявлений официальных лиц стало ясно, что проект, по замыслу турецкого руководства, должен быть в полном объеме реализован частным сектором.

Бюджет проекта оценивается государством в размере 8 млрд долл. США плюс минус 25% в зависимости от установленной мощности в очерченных выше пределах. При этом, как указано выше, подрядчику придется выступить в роли инвестора, изыскивая финансирование под гарантию покупки электроэнергии со стороны TETAS. Контракт между подрядчиком и TETAS будет заключен на 15-летний срок с момента пуска в коммерческую эксплуатацию соответствующего блока или же до 2030 г., в зависимости от того, что наступит раньше. Кроме того, на подрядчика ляжет значительное бремя выдачи гарантии предложения и должного исполнения, а также полного страхования рисков в период строительства.

Как указано в тендерной документации, победитель торгов будет определен на основании предложения лучшей цены за 1 кВтч электроэнергии. В том случае, если у нескольких компаний цена окажется на одном уровне, предпочтение будет отдано компании, предложившей больший ежегодный объем генерации.

По состоянию на 31 марта с.г., три компании приобрели тендерные спецификации: Ciner Group (Park Enerji, Турция), ERG Insaat (Турция) и AECL (Канада). Вслед за ними для участия в конкурсе зарегистрировались французско-бельгийская группа Suez – Tractebel, японский холдинг Itochu и французская Vinci Group. Помимо перечисленных фирм, известно об интересе к проекту, проявляемому со стороны Unit group (Бельгия) и Mistui (Япония), а также крупных турецких холдингов: EnerjiSA (Sabanc? group), Entek Elektrik (Koc Group), Cal?k group, Dogus group, Alarko holding, Akenerji group, Enka Holding, Gama Holding и Karadeniz Holding.

Несмотря на многообразие участников, как зарубежных, так и турецких, стоит отметить некоторых из них.

Канадская фирма AECL борется за присуждение проекта уже более 30 лет, принимая участие во всех ранее объявленных в Турции конкурсах. Так, компания участвовала в торгах в 1977 г. В 1985 г. AECL и TEK подписали протокол о намерениях заключить контракт. Фирма также участвовала и в отмененных впоследствии торгах в 1996 г. Вкупе с готовностью активно привлекать к сооружению объекта местные фирмы остается открытым вопрос о готовности AECL быть оператором станции.

Французско-бельгийская группа (Suez-Tractebel), напротив, заявляет о готовности выступать в качестве инвестора, с учетом имеющегося опыта, как по эксплуатации АЭС в Бельгии (суммарная установленная мощность 5800 МВт) и во Франции (1200 МВт), так и по инвестициям в турецкий энергетический сектор. Возможно, к этой группе присоединится бельгийская компания Unit Corp.

Говоря о европейских компаниях, нельзя не отметить французскую Vinci Group, вовлеченную в эксплуатацию как французских АЭС, так и передающей и распределительной сетей Франции.

Активный интерес к проекту проявляют и азиатские корпорации. Так, в начале 2008 г. турецкий холдинг ENKA и корейская компания KEPCO подписали соглашение о совместной работе в области использования атомной энергии в Турции. В то же самое время, по имеющимся сведениям, японская экспортная корпорация ITOCHU ведет переговоры с такими японскими производителями, как Hitachi, Toshiba и Mitsubishi, а также с потенциальными партнерами в Турции.

Несмотря на то что неизвестно о приобретении американскими компаниями (Westinghouse, GE) тендерных документов, не стоит их сбрасывать со счетов. Вероятнее всего, они будут участвовать в качестве партнера или субподрядчика одной из перечисленных выше турецких корпораций (или групп компаний).

В числе первых, приобретших конкурсную документацию и заявивших о намерении участвовать в тендере, — турецкая компания ERG Insaat, подписавшая в мае 2007 г. соглашение о партнерстве с российским Атомстройэкспортом. ERG уже имеет опыт работы с российскими фирмами. В настоящее время компания во главе международного консорциума с участием российского ОАО «ВО Техностройэкспорт» сооружает плотину и ГЭС «Деринер» мощностью 670 МВт в провинции Артвин на реке Чорух вблизи границы с Грузией. Фирма заинтересована не только в строительстве энергетических объектов, но и в их эксплуатации. Так, завершается процесс передачи компании прав на эксплуатацию ТЭС Афшин Эльбистан, серия А, мощностью 1440 МВт.

Разумеется, приведенный выше список компаний нельзя считать окончательным, поскольку проект пользуется значительным интересом в мире как со стороны кредитных организаций и инвесторов, так и со стороны производителей энергетического оборудования. Также вряд ли стоит считать установившейся конфигурацию участия компаний. Стоимость, масштаб и сложность проекта диктуют необходимость консолидации под патронажем правительств стран-участников финансово-инвестиционных групп, производителей оборудования, строительно-подрядных организаций и операторов АЭС.

В целом, вряд ли кто-то возьмется на этом этапе предсказать исход конкурса. Поддержка правительств разных стран своих производителей (при традиционно сильном влиянии США в стране развивающихся, хотя и несколько потерявших динамику российско-турецких отношениях, неоднозначном отношении к Франции и т.д.), с одной стороны, и конкурентные преимущества каждого из участников как технического (в т.ч. опыт участия в ранее проведенных в Турции торгах), так и финансового свойства — с другой стороны, образуют сложный и в известной степени противоречивый набор факторов. Кроме того, как во многих проектах подобного масштаба существует риск того, что принятие решения может затянуться или конкурс вовсе будет отменен (как уже было не раз с турецкими торгами по АЭС). Этому может способствовать дело, открытое в марте с.г. в Конституционном суде страны о прекращении деятельности правящей Партии справедливости и развития и, как следствие, растущая обеспокоенность потенциальных инвесторов.

Относительно перспектив российского Атомстройэкспорта стать победителем торгов можно отметить, что, кроме принципиальной констатации наличия шансов, их оценить достаточно сложно. И здесь, помимо лучшей цены за 1 кВтч вырабатываемой электроэнергии и полных гарантий безопасности предлагаемых технических решений, Россией на уровне высшего руководства страны должны быть продемонстрированы последовательная заинтересованность в получении заказа и широкий взгляд на расширение российско-турецкого сотрудничества по направлениям, представляющим для Турции серьезный интерес. Не говоря уже о том, что между Россией и Турцией должно быть подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Стоит напомнить, что Россия – единственная страна-участница, не имеющая такового*.

Очевидно, что страна-победитель получит не только выгоды финансово-экономического свойства. Проект способен явиться осью, на которой будут строиться отношения с Турцией на, без преувеличения, десятилетия вперед. И в подобном проекте со времени завершения строительства газопровода «Голубой поток» остро нуждаются российско-турецкие отношения.

*Турцией подписаны двусторонние соглашения с Канадой, Францией, Германией, Кореей, Аргентиной и США (23.01.08 передано президентом Дж. Бушем для ратификации в конгресс).

52.24MB | MySQL:103 | 0,566sec