ОАЭ: американские эксперты об экономических проблемах эмирата Дубай

Как полагают американские эксперты, пандемия серьезно подорвала экономический рост Дубая, что в конечном счете подорвет политическую и экономическую независимость этого эмирата от соседнего Абу-Даби. Без инструментов серьезного финансирования, необходимых для поддержки собственного восстановления, Дубай, скорее всего, будет вынужден полагаться на значительную помощь со стороны более экономического мощного Абу-Даби, что может повлиять на его планы развития, особенно в сфере туризма и финансов. Пандемия COVID-19 уже сейчас ставит под угрозу рост в ключевых секторах, которые подпитывали экономику Дубая в течение последнего десятилетия, включая недвижимость, строительство, туризм и финансовые услуги. Услуги, основанные на устойчивом потреблении, также находятся в упадке, включая рестораны, бары, тренажерные залы и кинотеатры. По данным Торговой палаты Дубая, до 70% этих предприятий ожидают, что они будут закрыты к осени 2020 года. Рынок недвижимости Дубая, который сильно закредитован и находился в упадке еще до пандемии, переживает быстрое падение арендной платы и стоимости, вызванное сочетанием ряда факторов: с одной стороны эмигранты, покидающих страну, с другой — инвесторы, которые избегают совершать новые покупки или заключать долгосрочные контракты. Согласно недавнему отчету Chestertons, арендная плата в Дубае упала почти на 15% во втором квартале 2020 года. Объемы строительства сократились, и произошли массовые увольнения, поскольку крупные застройщики эмирата замедляют, останавливают или отменяют проекты. Туристический сектор Дубая по-прежнему находится в свободном падении, и все меньше туристов стремятся посетить Объединенные Арабские Эмираты даже после открытия границ страны. Генеральный директор дубайской авиакомпании Emirates заявил, что может пройти до 18 месяцев, прежде чем этот сектор вернется к нормальной жизни. Амбициозная выставка EXPO 2020 в Дубае, которая, как ожидалось, привлечет 25 млн посетителей со всего мира, также была перенесена на 2021 год из-за пандемии COVID-19. Сектор финансовых услуг Дубая также находится в состоянии спада. Emirates National Bank of Dubai, крупнейший банк эмирата, продемонстрировал снижение прибыли на 45% в первой половине 2020 года, частично вызванное наращиванием резервов в ожидании многочисленных дефолтов по плохим кредитам в течение всей пандемии.

В этой связи американские эксперты указывают, что без сильных финансовых резервов, способных смягчить экономический удар, Дубаю, скорее всего, придется принять помощь от Абу-Даби. Чтобы стабилизировать макроэкономическую ситуацию в стране, Абу-Даби будет вынужден вмешаться, и у него есть хорошие возможности для этого: он имеет более крупные суверенные фонды в инвестиционном управлении Абу-Даби (696 млрд долларов) и инвестиционной компании «Мубадала» (228 млрд долларов), а также контроль над значительными запасами нефти Объединенных Арабских Эмиратов. Суверенный фонд Дубая — инвестиционная корпорация Дубая, имел активы в размере 239 млрд долларов до пандемии. Но многие из этих активов находятся в самом Дубае, стоимость которых сейчас стремительно снижается. Дубайский фонд благосостояния не в состоянии покрыть свой долг перед правительством в связи с последним кризисом в размере 88,9 миллиарда долларов, что может спровоцировать еще один финансовый кризис. Фонд также недостаточно надежен, чтобы одновременно стимулировать падающую экономику эмирата, гарантируя при этом, что он все еще может служить системой социальной защиты для 254 000 коренных жителей Дубая в обозримом будущем.

Условия помощи Абу-Даби эмирату Дубай

В обмен на свою финансовую поддержку Абу-Даби, скорее всего, потребует от Дубая дальнейшей передачи политической власти столичному эмирату. Абу-Даби уже предоставил Дубаю помощь в размере 10 млрд долларов во время финансового кризиса 2009 года, которую Дубай еще не полностью погасил. Эта помощь включала в себя политические уступки, такие как переименование небоскреба Бурдж-Дубай в небоскреб Бурдж-Халифа и большую поддержку Дубая против политического давления со стороны более бедных пяти северных эмиратов. Нынешний экономический кризис Дубая, вызванный пандемией, может быть даже хуже, чем кризис 2009 года, и, таким образом, потребует более дорогостоящей помощи от Абу-Даби с потенциально большим количеством связанных с этим условий.
Политические уступки, связанные с COVID-19, вероятно, заставят Дубай выровнять отношения с Абу-Даби по вопросам преемственности и созданием единой позиции в связи с внутренними вызовами со стороны северных эмиратов, а также по иностранным делам. Абу-Даби планирует, чтобы Дубай все больше служил внутренним сдерживающим фактором в рамках нарастающего недовольства со стороны пяти других северных эмиратов, которые в ряде случаев резко выступают против монополии Абу-Даби в сфере принятия ключевых решений во внутренней и внешней политики. Во время «арабской весны» Абу-Даби направил силы безопасности в северный эмират Рас-эль-Хайма, чтобы задержать активистов и арестовать по меньшей мере одного члена правящей семьи, подозреваемого в подрывной деятельности. Несогласие с пятью северными эмиратами сохраняется даже внутри правящих семей, и согласие правящей в Дубае семьи Аль-Мактум на проведение операций по обеспечению безопасности Абу-Даби против этих сил имеет важное значение для поддержания политической стабильности в стране. В более широком плане ожидается, что Дубай сохранит и даже усилит свою поддержку санкций правительства ОАЭ в отношении Ирана, блокады Катара и своих региональных стратегий против «Братьев-мусульман» и исламского экстремизма. Союз Дубая с Абу-Даби, в свою очередь, послужит политическим оплотом против других северных эмиратов страны, в частности Рас-эль-Хаймы, правящая семья которой более открыта для налаживания связей с Ираном и Катаром.

Предоставление Абу-Даби большего влияния во внутренних экономических и политических делах может в конечном счете ограничить общую способность Дубая расти в своем собственном темпе. Дубай может быть вынужден практиковать более умеренный эконмический курс, который смягчит последствия погашения государственного долга в ближайшие годы. Это подорвало бы независимую экономическую стратегию Дубая с одновременным замораживанием разработок и проектов в свете долгосрочных амбиций дубайского правительства в отношении развития сильного туристического сектора, динамичного рынка недвижимости и сильных институтов по оказанию финансовых услуг. Некоторые проекты в Дубае, такие как аэропорт Аль-Мактум, могут быть приостановлены на среднесрочную перспективу, в то время как другие проекты, которые должны были начаться в ближайшее время, такие как модернизация гавани Дубай-Крик, скорее всего, останутся замороженными и в конечном итоге могут быть заморожены. Вмешательство Абу-Даби также может ослабить способность Дубая дать толчок своей экономике и развитию с помощью мегапроектов и амбициозных мероприятий, таких как ЭКСПО-2020. В результате центр тяжести крупномасштабных проектов и резонансных международных мероприятий ОАЭ может в конечном итоге переместиться в Абу-Даби.

Абу-Даби также вряд ли сможет позиционировать экономику Дубая в рамках достижения устойчивого роста, необходимого для возвращения многих иностранных рабочих, покинувших страну в условиях нынешнего кризиса COVID-19. Это может оставить Дубай на долгое время с небольшой потребительской базой, что еще больше затруднит его экономическое восстановление. До 200 000 рабочих — в основном из Индии, Пакистана, Филиппин и Непала — уже покинули ОАЭ на фоне кризиса COVID-19 в стране, согласно недавнему отчету Reuters. Изменяя демографический баланс между различными национальностями, продолжающийся отток рабочих-мигрантов может сместить социальную классовую структуру Дубая с его до-пандемической иерархии, которая благоприятствовала приросту многочисленной и дешевой рабочей силы эмигрантов, на ту, где ее коренное население эмирата будет вынуждено играть более центральную роль в экономике.

62.84MB | MySQL:102 | 0,689sec