Йемен: соперничество зарубежных игроков затрудняет восстановление единства страны

29 июля было объявлено о  том, что переговоры между соперничающими южнойеменскими фракциями в столице Саудовской Аравии завершились успехом и представители Южного переходного совета (ЮПС) согласились отозвать  свои требования о самоуправлении на юге страны, признать правительство президента Абд Раббо Мансура Хади и интегрировать свои вооруженные формирования в состав армии. Все это было сделано в обмен на включение представителей ЮПС в новое Правительство национального единства и их признание в качестве легальной влиятельной силы в йеменском политическом процессе. Тем не менее, этот шаг по стабилизации ситуации в Йемене не является окончательным, но всего лишь временной мерой, не решающей полностью противоречия между различными внешними игроками в этой раздираемой междоусобицами арабской стране. Именно соперничество таких игроков является основной причиной продолжения йеменского кризиса и восстановлению единства страны. В настоящее время к трем игрокам, стоявшим у истока йеменского конфликта: Саудовской Аравии, Ирану и ОАЭ прибавилась Турция, активизировавшая деятельность по поддержке местных «Братьев-мусульман» из партии «Ислах».

Напомним, что в августе 2019 года Южный переходный совет открыто бросил вызов правительству Хади, объявив о самоуправлении Южного Йемена и сделав попытку вытеснить сторонников Хади из Адена. Отряды сепаратистского ЮПС попытались захватить президентский дворец «Эль-Маашик», где шли ожесточенные бои с применением танков и тяжелых орудий. Поступали сведения о перестрелках у здания Центробанка, Судебной палаты и казарм Бадр. Позже ЮПС потребовал отстранить от власти президента Йемена Абд Раббо Мансура Хади, назвав его ставленником исламистской партии «Ислах» — йеменского филиала «Братьев-мусульмане». ЮПС под руководством бывшего губернатора Адена Айдируса аль-Зубейди объединяет в своих рядах сторонников сепаратистского движения «Аль-Хирак», пользующихся политической и финансовой поддержкой со стороны Объединенных Арабских Эмиратов. Многие наблюдатели рассматривали выступление   сепаратистов из ЮПС как попытку ОАЭ восстановить независимость Южного Йемена и окончательно установить контроль над  портом Адена и другими стратегически важными пунктами в Южном Йемене. Одновременно целью ОАЭ является уничтожение влияние в Йемене партии «Ислах», разделяющей идеологию «Братьев-мусульман», но поддерживающей одновременно сотрудничество с Саудовской Аравией.

В ноябре 2019 года по инициативе правительства КСА в Эр-Рияде начались переговоры по выработке соглашения между сторонами о прекращении противостояния и создании правительства национального единства. В преддверии компромисса ЮПС попытался максимально увеличить свои позиции «на земле». В частности, вооруженными формированиями сепаратистов была занята провинция  Абъян, являющаяся  малой родиной президента Хади. 11 мая военные силы, верные президенту Хади, попытались отбить столицу  Абъяна Зинджибар. При этом правительственные силы были сняты с фронтов против хоуситов в провинциях Маариб и Аль-Бейда, в результате чего военные операции здесь приостановились.  Силы, верные Хади, состояли из  1-й, 3-й и 4-й бригад Службы безопасности президента и 39-й бронетанковой бригады. Одновременно из Маариба были сняты еще две бригады под командованием генералов Сейфа аль-Шаддади и Саада бен Маали. Со стороны ЮПС в боевых действиях участвовали 3-я и 5-я бригады, бригада «Сайка» и 1-я бригада горных стрелков из Адена под командованием Тахера аль-Байши. Одновременно с побережья Красного моря была переброшена «Лива аль-Амалик» («Бригада гигантов»), воевавшая против хоуситов.

Солидный военный потенциал обеих сторон в Абъяне не привел к окончательной победе ни одной из сторон. Силы ЮПС провели несколько контратак. В результате одной из них силами ЮПС был захвачен бригадный генерал Сейф аль-Куфейш, командовавший 115-й бригадой, верной правительству Хади. Однако по большей части вооруженные формирования ЮПС предпочитали ограничиваться окопными боями. Журналисты ливанской газеты «Аль-Ахбар» полагают, что уменьшение военного пыла сторонников ЮПС и их согласие на компромисс с правительством Хади были вызваны не военными поражениями, а приостановкой финансовой помощи со стороны ОАЭ. Вероятно, давление ОАЭ на своих йеменских клиентов объясняется договоренностями, достигнутыми Абу-Даби с Эр-Риядом по острову Сокотра, лежащему на стратегически важных морских путях из Индийского океана в Красное море. В конце июня КСА фактически вывело свой гарнизон с Сокотры, предоставив его в полное распоряжение ОАЭ.

Обозреватели «Аль-Ахбар» опубликовали данные о примерном распределении портфелей в новом правительстве Йемена. Его премьер-министром остается Абдельмалик Саид Муин. Представители ЮПС в нем получают 8 министерских портфелей из 24. По  три министерских портфелей получат представители Всеобщего народного конгресса (бывшая партия экс-президента А.А.Салеха), «Южное сопротивление», «Ислах», Партия справедливости и созидания. По одному министерскому креслу – Йеменская социалистическая партия (ЙСП), Движение насеристов Йемена, партия «Решад» (салафиты) и представитель провинции Махра. В то же время в Эр-Риядских переговорах не приняли участие представители раскольников-южан, порвавших с ЮПС: движение «Ан-Нахда», Южная коалиция и «Хирак ас-Саура». Журналисты «Аль-Ахбар» отмечают, что представители этих партий недовольны саудовским посредничеством и налаживают связи с Катаром и Турцией.  В то же время в ряде случаев Эр-Рияду удалось улучшить свои позиции. Наблюдатели «Аль-Ахбар» отмечают, что губернатор провинции Хадрамаут Фарадж аль-Бахсани стал ближе к лагерю президента Хади, а Абдалла Айяси аль-Афрар, потомок последнего султана Махры перешел из оманского лагеря в ряды сторонников аравийской коалиции.

Еще одной серьезной проблемой коалиции наряду с противодействием продолжающим успешное военное сопротивление хоуситам является озабоченность проникновением в Йемен Турции. По информации газеты «Аль-Ахбар», отмечается активность турецких эмиссаров в провинциях Таиз и Шабва. Таиз, город с миллионным населением, традиционно являлся важным экономическим и промышленным центром Йемена. В этом городе племенные связи и племенная идентичность играют гораздо меньшую роль, чем в остальных регионах Йемена. Одновременно здесь, как и в соседней Шабве традиционно сильны позиции партии «Ислах». По информации ливанских журналистов, турецкие спецслужбы имеют отношение к снабжению и тренировкам 5 тысячам боевиков вооруженных формирований «Братьев-мусульман» «Аль-Асбах» и «Яфрас» провинции Таиз, а также в городе Атак провинции Шабва. В свою очередь Объединенные Арабские Эмираты в противовес турецкому и катарскому влиянию на этих территориях усилили поддержку вооруженным формированиям Тарика Салеха. Генерал Тарик Салех, племянник покойного президента Йемена Али Абдаллы Салеха и бывший командующий Республиканской гвардии, в 2014 году вместе со своим дядей перешел на сторону хоуситов и способствовал усилению их боевых возможностей. После убийства Салеха в 2017 году этот он предложил свои услуги ОАЭ. В течение нескольких лет он вместе со своими отрядами «Национальные силы сопротивления» воевал против хоуситов в районе порта Моха, а в настоящее время передислоцировался в сельскую местность провинции Таиз для противостояния  «Братьям-мусульманам».

В условиях соперничества региональных и внерегиональных игроков никакое примирение и стабилизация обстановки в Йемене не просматривается. В этом смысле  политическая ситуация в Йемене похожа на аналогичную в Ливии. Без согласия внешних акторов вряд ли удастся восстановить мир на йеменской земле.

52.18MB | MySQL:103 | 0,516sec