Обострение энергетического кризиса в Пакистане

В настоящее время Пакистан постепенно погружается во мрак — страну охватил глубокий и затяжной энергетический кризис. Государство испытывает нехватку электроэнергетических мощностей от 4000 MW в год, что практически вдвое (2500 MW) превышает прогнозы экономистов в 2007 г. Министр водных ресурсов и энергетики нового коалиционного правительства Раджа Первез Ашраф / Raja Pervez Ashraf объясняет, что «нехватка ресурсов объясняется недополучением гидроэлектроэнергии из-за пересыхания рек и медленного таяния снегов»*. Однако ситуация намного сложнее.

Нехватка электричества ощущается повсеместно. В целях экономии кабинет министров принял решение о повсеместном веерном отключении электричества на пять–шесть часов в день, а в летнее время, когда потребность будет только возрастать, на семь–восемь и более часов. Но даже в Исламабаде, столице Пакистана, периоды централизованной подачи электроэнергии постоянно прерываются… и, через одну–две минуты автоматически включаются локальные генераторы малой мощности.

В вечернее и ночное время Исламабад в основном погружен во тьму и освещается только в центре светом от магазинов, ресторанчиков и кафе, фарами автомашин, редкими рекламными щитами и… луной. Во многих случаях и в частных магазинах свет включают только с приходом покупателей.

Крупные административные учреждения или обеспеченные семьи имеют возможность приобретать генераторы малой мощности для нужд собственного потребления. Бедная часть населения живет без электричества.

В большинстве случав пакистанцы приобретают генераторы, работающие на дизельном топливе, что уже привело к резкому скачку цен на горючее и к углублению энергетического кризиса. Стоимость в среднем 1 литра топлива составляет 1 американский доллар; в целом семья потребляет до 5 литров топлива в день для производства электроэнергии — для работы кондиционера, бытовых приборов, телевидения, Интернета и т.д.

На сегодняшний день страна испытывает рост дефицита производства электроэнергии от 900–1000 MW в год. Разрыв между производством и потреблением электроэнергии для развития экономики будет только увеличиваться, а в этом заложен еще один сдерживающий элемент развития темпов роста промышленного производства.

Пакистан и в прошлые годы разрабатывал программы комплексного обеспечения населения страны электроэнергией, но все они в силу ряда субъективных и объективных причин так и остались на бумаге.

Первые тревожные сигналы о нехватке электроэнергии были отмечены еще временным правительством в начале текущего года, когда премьер-министр Сумро призвал все заинтересованные министерства и ведомства к экономии как электричества, так и топлива, а также к поиску и использованию альтернативных источников энергии, таких как ветряные бескомпрессорные двигатели, приливные электростанции, биогаз, биомасса, а также солнечные панели. Что касается солнечных батарей, то их энергию предполагалось использовать также для уличного освещения городов.

С другой стороны, приветствовалось развитие частного предпринимательства в энергетическом секторе, в частности, привлечение инвестиций.

Сегодня новое, коалиционное правительство страны стоит перед жесткой необходимостью принятия срочных мер по выходу из кризисной ситуации. На дворе – лето, а производство электроэнергии не только не увеличивается, но и падает в силу ряда объективных и субъективных причин.

Новому правительству, приступившему к исполнению своих обязанностей только 31 марта с.г., досталось плачевное наследство. В начале мая кабинет министров поручил Министерству водных и энергетических ресурсов разработать стратегию для обеспечения населения дополнительно 2200 MW электроэнергии в течение текущего года, с тем чтобы покрыть «зияющий разрыв» между производством и потреблением.

Со своей стороны, в сжатые сроки им разработаны и представлены краткосрочная и долгосрочная программы обеспечения населения электроэнергией.

Краткосрочная программа включает закупки/ аренду генераторов малой мощности, долгосрочная программа — повышенной мощности:

— аренда генераторов малой мощности, работающих на различных видах топлива (природный газ, дизель, печное топливо) на срок от трех до пяти лет;

— аренда плавучих генераторов (на баржах);

— покупка генераторов открытого типа мощностью от 2 до 25 MW, работающих на различных видах топлива;

— тепловые электростанции, работающие на угле, мощностью 50 MW;

— покупка газотурбин мощностью от 25 до 325 MW;

— газовые электростанции комбинированного цикла мощностью 500 MW;

— строительство гидроэлектростанций мощностью от 300 до 500 MW;

— организация и проведение международного тендера на поставку генератора/электростанции мощностью до 1200 MW, при строительстве которой будет применяться метод скоростного комплексного проектирования и строительства;

— импорт 10 миллионов энергосберегающих лампочек, решение о котором приняло правительство, и т.д.

Предложенные планы по выведению страны из глубокого энергетического кризиса, как предполагает правительство, помогут избежать к концу 2009 г. отключения бесперебойной подачи электроэнергии потребителям на внутреннем рынке.

В целях экономии электроэнергии правительство вводит и ряд ограничительных мер:

— в промышленных зонах (попеременно) в государственных учреждениях вводятся дополнительные выходные дни;

— в то же время во всех государственных учреждениях подача электричества прекращается на несколько часов в сутки, с 8 до 11 часов утра;

— в летние месяцы освещение городских улиц ограничено и охватывает только половину территории;

— в качестве одной из срочных мер по экономии электроэнергии правительство рассматривает переход на летнее время с 1 июня по 31 августа 2008 г. и т.д.

Постоянные перебои с электроэнергией ощущаются, конечно, и в Исламабаде. По оценкам местных специалистов, для обеспечения внутреннего потребления столице необходимо от 200 до 210 MW, а в настоящее время поступает только 130 MW.

Управление столичным развитием /CDA уже несколько лет бьет тревогу, ставя вопрос о необходимости разработки, принятия и реализации комплексной программы обеспечения Исламабада электроэнергией. Получив первые сигналы приближающегося кризиса еще в конце 2007 г., CDA обращалось с просьбой к временному правительству Сумро, которое, как оно заявляет, так и осталось без ответа. В конце мая аналогичное обращение было направлено на имя нового премьер-министра Саед Юсуф Гилани. Концепция программы обеспечения столицы электроэнергией основывается, во-первых, на привлечении частных инвестиций и, во-вторых, на выработке электроэнергии частными производителями. По меньшей мере, четыре компании выразили намерение закупить импортные генераторы, которые в совокупности будут вырабатывать от 250 до 300 MW, чего вполне достаточно для миллионного города, учитывая имеющиеся ресурсы.

Планируется, что при положительном решении вопроса электроэнергия будет вырабатываться, а затем и продаваться частным сектором на внутреннем рынке.

В Пакистане существуют две системы реализации инфраструктурных проектов: ВООТ и ВОТ. Строительство крупных гидроэлектростанций будет осуществляться по системе ВООТ (built, own, operate, transfer, т.е. строительство, владение, управление, передача). Срок действия соглашения между компанией оператором и правительством Пакистана — 25 лет, в дальнейшем предусматривается продление срока действия договора.

Схема привлечения инвестиций и строительство газовых и тепловых электростанций малой, средней и большой мощности проводится по системе ВОТ (built,operate, transfer, т.е. строительство, управление, передача).

Крупные энергетические проекты Пакистану сегодня не поднять в одиночку, требуются мощные как финансовые, так и технические ресурсы, инженерная команда и т.д. Большие надежды он возлагает на соседний Китай. Еще в феврале с.г. президент Пакистана Первез Мушарраф анонсировал совместный пакистано-китайский проект, строительство Нилум Джелум/ Neelum-Jhelum гидроэлектростанции, проектная мощность которой составляет 969 MW, а стоимость — 2 миллиарда долларов. Электростанцию планируют построить недалеко от города Музаффарабад в Азад Кашмире, высоко в горах, с тем чтобы в дальнейшем продавать электроэнергию в равнинной части страны. Но это лишь проекты будущего. Власти Пакистана время от времени вспоминают и о своих природных богатствах — каменном угле, запасы которого значительны в стране, и в первую очередь в провинции Синд. Месторождение Thar, по оценкам специалистов, является одним из крупнейших в мире. По своим геологическим характеристикам каменный уголь является низкокачественным, и для его обогащения требуются большие затраты.

Практически каждое правительство Пакистана, пришедшее к власти, возвращается к этому проекту, но откладывает его из-за необходимости мощного финансирования, сложности разработки технико-экономического обоснования и т.д., иными словами, рассматривает его как долгосрочный… и откладывает. Предпринимаемые сегодня правительством Пакистана меры носят скорее авральный, а не плановый характер. Ситуация усугубляется внутренним парламентским кризисом. По расчетам многих специалистов, в Пакистане нехватка электроэнергии будет только возрастать, и к 2010 г. достигнет уже 10 тыс. MW. В правительстве Пакистана есть понимание, что энергетика — составляющая всей экономической инфраструктуры, развитием которой должно заниматься прежде всего государство, а не частный сектор, как на федеральном, так и на провинциальном уровнях. Энергетика является кровеносной системой экономики, без которой несерьезно рассматривать какие-либо промышленные или инфраструктурные проекты, будь то развитие сети автомобильных дорог, железнодорожные дороги и т.д.

*Dawn 15.05.08.

52.27MB | MySQL:103 | 0,632sec