Предложения пакистанской народной партии: содержание и реакция

23 мая с.г. сопредседатель Пакистанской народной партии (ПНП) Асиф Али Зардари заявил о том, что его партия подготовила проект конституционной реформы, состоящий из 62 пунктов. В тот же день предложения партии были переданы премьер-министру Юсуфу Разе Гилани. Позже ПНП собиралась передать их другим членам правительства, а также распространить среди членов коалиции, в которую входят ПНП, Мусульманская лига Наваза Шарифа (МЛ(Н)), Народная национальная партия и «Муттахида Маджлис-и-Амаль» («Объединенный комитет действия»). Все пункты предполагаемой реформы не были обнародованы. Однако известны следующие предложения ПНП:

1. Аннулировать пункт 2b ст. 58 конституции («2. Несмотря ни на что содержащееся в пункте 2 ст. 48, президент может также распустить Национальную ассамблею (нижняя палата парламента. – Авт.) по своему усмотрению, если с его точки зрения… (b) возникла ситуация, в которой федеральное правительство не может продолжать работу в соответствии с положениями конституции и существует необходимость в апелляции к электорату»).

2. Должно быть обеспечено представительство меньшинств в сенате (по одному от каждой провинции и столицы Исламабада), численность которого должна быть увеличена до 105 человек.

3. Право назначать губернаторов, главного прокурора, генерального ревизора, начальников Объединенного комитета штабов вооруженных сил, штабов родов войск, а также председателей Верховного суда и провинциальных высших судов должно быть передано от президента к премьер-министру.

4. Время нахождения на посту президента должно быть ограничено двумя полными сроками.

5. Госслужащим следует запретить участвовать в выборах.

6. Должен быть введен запрет на одновременное занятие служащим двух государственных постов.

7. Легализация судьями приостановления или отмены конституции должна быть признана государственной изменой.

8. Консультации с политическими партиями должны стать обязательной процедурой перед назначением временного правительства.

9. Должно быть увеличено количество представителей провинций в Совете общих интересов, который должен собираться два раза в год.

10. Более эффективным должен стать Национальный экономический совет.

11. Национальная финансовая комиссия должна собираться раз в три года (вместо одного раза в пять лет).

12. Должно быть аннулировано правовое положение о дисквалификации за критику судебной власти или вооруженных сил.

13. Северо-западная пограничная провинция должна быть переименована в Пахтунхва [1].

Обращает на себя внимание тот факт, что среди перечисленных пунктов конституционной реформы большую часть занимают предложения по ограничению власти президента: ПНП пытается либо не допустить повторения шагов, сделанных в прошлом Первезом Мушаррафом, нынешним президентом (пункты 3-8), либо защитить власть правительства от возможной угрозы со стороны президента, обладающего значительными полномочиями (пункты 1-3). В то же время конституционная реформа в отношении экономической системы страны выглядит не столь значительно. То же самое касается предложений по реформе провинций. Предложение переименовать СЗПП в Пахтунхва имеет, очевидно, далеко идущие последствия, связанные с надеждами интегрировать в эту провинцию Территорию племен федерального управления, населяемую в основном пуштунами. Но одним переименованием этого не добиться, другие же меры, судя по обнародованной информации, в этой связи не предлагаются.

Соратники ПНП по коалиции из МЛ(Н) обратили внимание на другую особенность предложений: в них не упоминается о восстановлении судей, которые были отстранены Первезом Мушаррафом 3 ноября 2007 г. Этот факт был интерпретирован в МЛ(Н) как попытка отвлечь внимание общественности от проблемы судей. Руководство МЛ(Н) не видит реальной возможности проведения этих предложений через парламент, в верхней палате которого — сенате — преобладают сторонники президента. Что касается Первеза Мушаррафа, то вряд ли он одобрит предложения, ограничивающие его власть, а ведь без его подписи конституционная реформа не станет реальностью, даже если ее одобрит парламент [2]. На этом основании юридические консультанты МЛ(Н) порекомендовали руководству партии не поддерживать предложения, поскольку они не реализуемы на данном этапе и противоречат «Маррийской декларации», подписанной партиями 9 марта с.г., в которой одной из ключевых задач ставилось восстановление судей. Как отметил 25 мая депутат Национальной ассамблеи Насир Ахмад Бхутта от МЛ(Н), его партия может серьезно отнестись к предложениям ПНП только в том случае, если она увидит в них возможность восстановления судей [3].

Критика предложений со стороны МЛ(Н) справедлива лишь отчасти. С одной стороны, ПНП действительно уходит от прямого решения проблемы судей, на основе которой антипрезидентская коалиция стала политической силой. Решение этой проблемы, очевидно, будет чревато вмешательством в функционирование судебной системы, обострением отношений с Первезом Мушаррафом, что в совокупности может привести к глубокому политическому кризису. Этого ПНП не хочет по двум причинам. Во-первых, она испытывает сильное давление со стороны США [4], заинтересованных в стабильном Пакистане, поскольку именно такая страна может эффективно бороться с терроризмом. Во-вторых, глубокий кризис может привести либо к новым парламентским выборам, либо к новому вмешательству вооруженных сил в политическую жизнь. Оба варианта означают для ПНП определенную потерю власти (в первом варианте в пользу МЛ(Н)).

С другой стороны, вопрос о восстановлении судей, возможно, находится вне рамок конституционных преобразований, что признают и представители судейского сообщества. Так, 27 мая бывшие члены Высшего суда СЗПП Дост Мухаммад Хан и Эджаз Афзал Хан призвали не смешивать конституционную реформу и вопрос о восстановлении судей, поскольку хотя «военный диктатор уволил судей с их постов под дулом пистолета, они могут снова занять свои посты в соответствии с указом избранного премьер-министра» [5]. В этой фразе, которая не находит подтверждения в пакистанской конституции, есть определенный смысл. Отстранение судей произошло «ненормально» — в исключительной ситуации чрезвычайного положения. Соответственно, их восстановление не обязательно должно соответствовать правовым нормам. Поэтому нет необходимости менять эти правовые нормы для того, чтобы отстраненные судьи снова заняли свои посты.

Несоответствие высказывания двух бывших судей конституции позволяет увидеть, что критика МЛ(Н) не совсем справедлива. ПНП не уходит от проблемы отстраненных судей. Она предлагает ее косвенное решение. Дело в том, что, согласно ст. 177 конституции, членов Верховного и высших судов назначает президент. Это означает, что премьер-министр не имеет возможности восстановить судей своим указом. Если же предложение о передаче права назначения на высшие судебные посты от президента к премьеру (пункт 3) будет одобрено парламентариями и, что сложно представить, президентом, тогда премьер-министр сможет выполнить обязательства, данные в «Маррийской декларации».

Очевидно, этот способ решения проблемы отстраненных судей не так очевиден, как хотелось бы руководству МЛ(Н). К тому же он может быть связан с длительным и сложным процессом конституционной реформы, в рамках которого могут быть достигнуты договоренности ПНП с Первезом Мушаррафом. Руководство МЛ(Н), более заинтересованное в конфронтации с президентом, благодаря которой эта партия надеется расширить свое влияние, не могло не обратить внимания на заявление Асифа Али Зардари, сделанное через день после обнародования планов о конституционной реформе. 25 мая сопредседатель ПНП заявил, что его партия сотрудничает с Первезом Мушаррафом и не хочет никакой конфронтации с ним [6]. Эти слова прозвучали в унисон с заявлением самого президента, сказавшего накануне, 24 мая, что он «не верит в политику конфронтации» [7].

События в Пакистане показывают, что вопрос о восстановлении судей — всецело политический. Очевидно, что он стал частью борьбы за перераспределение власти, главными участниками которой являются президент и две партии — ПНП и МЛ(Н). Обострение или затягивание этой борьбы затруднит решение накапливающихся социально-экономических проблем. Если политика Первеза Мушаррафа и Асифа Али Зардари подкрепляет надежду на взаимоприемлемый исход этой борьбы, то деятельность МЛ(Н) во главе с Навазом Шарифом, наоборот, ее ослабляет.

Примечания

1. Zulfiqar Ghuman. Proposed package of constitutional amendments unveiled: Musharraf should walk away: Zardari // Daily Times. Lahore, 25.05.2008.

2. Nisar says PPP’s package meant to divert attention // The News International. Karachi, 27.05.2008.

2. Mansab Dogar. PML-N legal pundits ask leadership to reject constitutional package // Daily Times. Lahore, 26.05.2008.

4. Last ditch effort // The News International. Karachi, 27.05.2008.

5. Akhtar Amin. ‘Constitutional package, judges’ reinstatement are different issues’ // Daily Times. Lahore, 27.05.2008.

6. PPP has working relationship with Musharraf: Zardari // Daily Times. Lahore, 26.05.2008.

7. I am a constitutional president: Musharraf // Daily Times. Lahore, 24.05.2008.

52.23MB | MySQL:103 | 0,409sec