Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 мая – 1 июня 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Израиле и вокруг ядерной программы Ирана. В Израиле усиливаются требования об отставке премьер-министра страны Э. Ольмерта. В очередном докладе руководителя МАГАТЭ М. аль-Барадеи указывается, что Иран продолжает игнорировать требования Совета Безопасности ООН о приостановке работ, связанных с обогащением урана.

Видные политики Израиля на прошедшей неделе выступили с заявлениями о необходимости отставки главы правительства Э. Ольмерта в связи с ведущимся расследованием уголовных дел о его возможной причастности к коррупции. Лидер партии «Авода» Э. Барак 28 мая потребовал от Ольмерта уйти с поста премьер-министра и призвал руководство партии «Кадима», которую тот возглавляет, к поиску нового лидера. Барак также предупредил, что если Ольмерт не уйдет, то «Авода» инициирует досрочные парламентские выборы. Как известно «Авода» является главным партнером «Кадимы» по правительственной коалиции. Один из лидеров «Кадимы» министр иностранных дел Израиля Ц. Ливни 29 мая предложила избрать нового лидера партии, одновременно подчеркнув, что «Кадима» «должна быть готова ко всему, в том числе к досрочным парламентским выборам». Причем сама Ц. Ливни рассматривается в качестве вероятного претендента на пост нового лидера «Кадимы». Вместе с тем, несмотря на усиливающееся давление, Э. Ольмерт не собирается уходить в отставку. Отметим, что осложнение внутриполитической обстановки в Израиле вызывает серьезную обеспокоенность у руководства Палестинской национальной администрации во главе с М. Аббасом. Палестинцы полагают, что происходящее в Израиле может негативным образом отразиться на мирных переговорах между сторонами.

В очередном докладе главы МАГАТЭ М. аль-Барадеи сообщается, что Иран к настоящему времени установил в ядерном центре в Натанзе 3,5 тыс. газовых центрифуг для обогащения урана. Это на 500 ед. больше, по сравнению с предыдущим докладом, и отчетливо свидетельствует о про-должении работ в данном направлении. В документе также говорится, что вопрос о так называемых «предполагаемых исследованиях», проводимых Ираном, продолжает оставаться предметом озабоченности международного агентства и нуждается в обстоятельном прояснении. В частности, речь идет об исследованиях, которые могут иметь отношение к возможному подземному испытанию мощного взрывного устройства и созданию ракет, способных нести ядерный заряд. Кроме того, в докладе указывается, что иранские власти по-прежнему чинят препятствия работе инспекторов МАГАТЭ, которые пытаются выяснить, не ведутся ли в ИРИ работы по созданию ядерного оружия.

Официальные представители США подчеркнули, что в новом документе МАГАТЭ «изложен длинный список вопросов, на которые Иран так и не удосужился ответить», а это свидетельствует о нежелании Тегерана идти на сотрудничество. В Тегеране же считают, что ответили на все вопросы международного агентства и ожидают прекращения рассмотрения ядерного досье ИРИ в Совете Безопасности ООН, т. к. в докладе, по их мнению, отсутствуют доказательства «отклонения иранской ядерной деятельности в сторону военной программы». Одновременно иранские официальные лица заявили, что МАГАТЭ «могло бы подготовить доклад получше» и пригрозили пересмотреть отношения с агентством. Иран также вновь подтвердил свое намерение продолжать работы по обогащению урана, как подчеркивается, в мирных целях.

28 мая спикером иранского меджлиса (парламента) нового созыва избран А. Лариджани, ранее являвшимся представителем Тегерана на международных переговорах по ядерной проблеме ИРИ. Считается, что Лариджани находится в оппозиции президенту Ирана М. Ахмадинежаду, особенно по вопросам экономической политики. В своем выступлении после избрания на новый пост Лариджани предупредил, что меджлис может воспользоваться своими полномочиями для пересмотра формата сотрудничества с МАГАТЭ.

Сложная внутриполитическая обстановка сохраняется в Ираке. Суннитские политические партии, которые почти год бойкотируют правительство во главе с Н. аль-Малики, 28 мая заявили о приостановке переговоров по возвращению в кабинет министров, что связано с вопросом о распределении министерских постов. В стране нарастает оппозиция заключению американо-иракского договора о стратегическом партнерстве, который, в частности, должен определить правовые основы пребывания ВС США на иракской территории. 30 мая сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра провели в Багдаде и ряде других городов массовые демонстрации протеста против подписания договора с Вашингтоном. Ас-Садр требует проведения всенародного референдума по вопросу о договоре с США. Сообщается, что противником этого договора является и духовный лидер иракских шиитов Великий аятолла А. ас-Систани. В то же время сторонники премьер-министра Н. аль-Малики и шиитский Высший исламский совет Ирака во главе с А. А. аль-Хакимом выступают в его поддержку.

На прошедшей неделе в Стокгольме прошла вторая конференция по развитию Ирака, в работе которой участвовали делегации более чем из 90 стран. В резолюции форума говорится о необходимости оказания более широкого и разностороннего содействия Ираку в деле восстановления и развития страны. Н. аль-Малики обратился к участникам конференции с призывом принять решения о дальнейшем списании долгов с Ирака, однако конкретных решений по этому вопросу на форуме принято не было. Следующая конференция по развитию Ирака должна состояться в Багдаде в 2009 г.

Ситуация с обеспечением безопасности в Ираке в последнее время заметно изменилась в сторону улучшения. В мае резко сократилось число жертв вооруженного насилия. Директор ЦРУ М. Хейден даже заявил, что иракская «Аль-Каида» практически разгромлена, но в то же время преду-предил, что нельзя впадать в самоуспокоенность, поскольку ситуация может измениться. Многие эксперты также полагают, что говорить об улучшении ситуации в Ираке в сфере безопасности как об устойчивой, долговременной тенденции пока не приходиться.

29 мая турецкие ВВС нанесли очередную серию ударов по объектам боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии на севере Ирака.

Напряженность сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Палестинские боевики из сектора Газа продолжают ракетные и минометные обстрелы приграничных территорий Израиля, а израильские военные наносят удары по объектам экстремистов в палестинском анклаве и проводят рейдовые операции на его территории. В то же время при посредничестве Египта продолжается обсуждение условий прекращения огня между Израилем и палестинским радикальным движением ХАМАС. При этом Израиль выступает за поэтапное установление перемирия, когда на первоначально ХАМАС должен обеспечить «полную тишину» в зоне конфликта и прекратить контрабанду оружия из Египта. В ответ изра-ильтяне обещают не проводить боевых операций в секторе Газа. На втором этапе Израиль готов открыть пограничные переходы на границе с палестинским анклавом, но только в обмен на «значительный прогресс» в деле освобождения израильского военнослужащего Г. Шалита, захвачен-ного боевиками в плен в июне 2006 г.

На минувшей неделе израильские власти приняли решение о строительстве новой крупной серии жилых домов (884) в восточной части Иерусалима, что вызвало негативную реакцию палестинцев.

Ситуация в Ливане стабилизируется, хотя и остается сложной. Президент страны М. Сулейман 28 мая поручил Ф. ас-Синьоре формирование нового правительства национального единства, что оппозиция встретила с явным неудовольствием, но все же выразила готовность к сотрудничеству. Ф. ас-Синьора 31 мая завершил консультации с депутатами парламента по составу будущего кабинета министров, которые он охарактеризовал как «положительные», но заявил о необходимости проведения ряда дополнительных двусторонних встреч с парламентскими фракциями с целью достижения окончательного соглашения по составу правительства. По информации СМИ, между парламентским большинством и оппозицией сохраняются разногласия по распределению министерских портфелей. В первую очередь, речь идет о министерстве финансов, на руководство которым претендует влиятельное оппозиционное христианское «Свободное патриотическое движение» во главе с М. Ауном, а правящее большинство не собирается его этот пост. Оппозиция также не согласна с сохранением за М. Мурром поста главы военного ведомства. В целом, как полагают многое эксперты, су-ществующие разногласия не позволят сформировать новое ливанское правительство в короткие сроки.

Во время завершившегося на прошедшей неделе визита в Иран министра обороны Сирии генерала Х. Туркмани был подписан сирийско-иранский меморандум о взаимопонимании в целях расширения сотрудничества в военной сфере. В документе говорится, что САР и ИРИ укрепят двусторонние отношения, в т. ч. в военной области. Будут поддерживаться контакты между высокопоставленными военными представителями и военными экспертами, расширятся связи в сфере военных технологий и подготовки кадров. Х. Туркмани заявил, что отношения Сирии и Ирана носят «стратегический характер».

По инициативе президента Франции Н. Саркози 30 мая состоялся его телефонный разговор с президентом Сирии Б. Асадом, в ходе которого главы двух государств обсудили ситуацию на Ближнем Востоке, положение в Ливане, перспективы диалога между САР и Израилем, сирийско-французские отношения. Отмечается, что Франция намерена предпринять шаги по восстановлению отношений с Сирией в ответ на позитивную позицию, занятую Дамаском в ходе урегулирования недавнего кризиса в Ливане.

Руководство афганского радикального исламистского движения «Талибан» заявило, что оно будет продолжать сражаться до тех пор, пока последний иностранный солдат не покинет пределы страны. Одновременно талибы выразили готовность вести переговоры с политическими группами, оппозиционными президенту Афганистана Х. Карзаю. Характерно, что это заявление было сделано через несколько дней после того, как бывший президент Афганистана, а ныне один из ведущих лидеров оппозиции Б. Раббани отметил, что талибское руководство демонстрирует желание к политическому диалогу и призвал предпринять серьезные попытки для установления такого диалога.

Между тем обстановка в зонах боевых действий в Афганистане остается напряженной. 30 мая боевики «Талибан» установили контроль над районом Рашидан в центре страны в 120 км от Кабула. В то же время после длительных боев силы международной коалиции и афганские правительственные войска освободили от талибов значительную часть провинции Фарах на юго-западе Афганистана. Командование войсками международной коалиции сообщило, что, по данным разведки, талибы улучшили качество подготовки и вооружения своих боевиков. Также отмечается, что боевая активность талибов в стране «становится все более угрожающей» после того, как власти Пакистана подписали соглашение о перемирии с боевиками.

Обстановка в районе Абъей между северной и южной частями Судана остается очень сложной и напряженной. Диалог центрального правительства с властями Юга пока не налаживается. Южане отвергли предложение президента Судана О. аль-Башира о создании в регионе совместной администрации. И хотя интенсивность боевых столкновений в Абъейе в последние дни снизилась, присутствие здесь крупных военных сил противоборствующих сторон создает реальные предпосылки для разрастания конфликта.

В Йемене отряды исламистских мятежников, действующих на севере страны, смогли прорваться в центральный регион и захватить одну из де-ревень в примерно 25 км от столицы Саны. В ходе ожесточенных боев, длившихся три дня, правительственные войска при поддержке авиации и артиллерии нанесли поражение противнику и освободили деревню. Власти Йемена и Саудовской Аравии обвиняют Иран и Ливию в оказании содейст-вия исламистам.

Приложение

О военных аспектах решения иранской ядерной проблемы

Перманентное наращивание Ираном усилий по реализации национальной ядерной программы, отказ руководства ИРИ выполнять требования соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН о приостановке работ по обогащению урана, неполное сотрудничество Тегерана с МАГАТЭ в деле прояснения ряда аспектов деятельности в атомной сфере, разработка и принятие на вооружение различных видов ракетного оружия, в т. ч. баллистических ракет средней дальности, вызывают все больше вопросов относительно истинных целей Ирана в ядерной области, усиливают опасения насчет того, что Исламская республика стремится к созданию собственного ядерного оружия и его носителей. В этой связи американские эксперты рассматривают и моделируют различные варианты развития ситуации вокруг Ирана, в т. ч. изучают эффективность и возможные последствия военных путей решения иранской ядерной проблемы. Наиболее часто при этом рассматриваются различные варианты нанесения ударов по ядерным объектам ИРИ авиацией и крылатыми ракетами (КР) морского базирования.

В качестве главных целей для нанесения предполагаемых ударов называются пять следующих объектов: (1) ядерный комплекс в Натанзе, где установлены центрифуги для обогащения урана; (2) ядерный технологический центр в Исфахане, где также производятся работы, связанные с обогащением урана; (3) АЭС в Бушере, где, как предполагают американцы, иранские специалисты со временем смогут получать плутоний (ежегодно для 10-12 атомных бомб); (4) исследовательский центр в Арак (Эрак), где также со временем можно будет вырабатывать плутоний, причем даже более высокого качества, чем в Бушере; (5) ядерный исследовательский центр в Тегеране, который считается штаб-квартирой иранских атомщиков. При этом ключевым объектом считается центр в Натанзе.

Все перечисленные объекты представляют собой комплекс зданий и различных сооружений, каждое из которых рассматривается в качестве от-дельной цели для поражения (всего насчитывается до 200 целей). Считается, что для уничтожения многих из них потребуются специальные боеприпасы, способные проникать под землю. Наиболее хорошо защищенным является центр в Натанзе, где многие сооружения (помещения), в т. ч. те, где работают центрифуги, находятся под землей и имеют специальные защитные покрытия. В целом, как полагают эксперты, имеющиеся на вооружении ВС США боеприпасы (авиационные бомбы и КР) без особого труда смогут вывести из строя (уничтожить) все цели, имеющиеся на иранских ядерных объектах.

Силы ПВО Ирана, прикрывающие ядерные центры, оснащены преимущественно устаревшими ЗРК, зенитной артиллерией и радиолокационными средствами, а поэтому их преодоление, как полагают американцы, не потребует значительных усилий.

Для нанесения ударов американские эксперты предлагают использовать стратегические бомбардировщики, авианосную авиацию, самолеты тактической авиации, подводные лодки и надводные корабли, оснащенные КР. Причем самолеты стратегической авиации в состоянии действовать непосредственно с баз, расположенных на территории США, а остальные силы можно будет в случае необходимости оперативно перебросить в зону конфликта. Также предлагается использовать американские авиацию и корабли, постоянно находящиеся в зоне Персидского залива и Аравийском море и решающие задачи по поддержке войск международных коалиций, действующих в Ираке и Афганистане. При проведении операции предполагается активно задействовать военные базы на территории Великобритании и на острове Диего-Гарсиа в Индийском океане. В то же время использование авиационных и морских баз в Турции, Ираке, Афганистане и аравийских монархиях может быть затруднено по политическим причинам, главным образом из-за нежелания этих государств ввязываться в конфликт с Ираном, чреватый для них трудно предсказуемыми последствиями.

В случае затягивания (эскалации) конфликта не исключено нанесение авиационных и ракетных ударов по местам дислокации иранских войск, прежде всего сил Корпуса стражей исламской революции, ПВО, ВВС, ВМС, ракетным базам, центрам военного и государственного управления, базам подготовки террористов, объектам нефтяной и газовой отрасли. При этом считается необходимым принять меры по максимальному снижению возможных потерь среди гражданского населения ИРИ.

У американских экспертов нет сомнения в том, что Иран в ответ на удары по его территории предпримет контрдействия, которые могут вклю-чать в себя нападения и теракты против американских граждан, учреждений и объектов, войск США в Ираке, Афганистане и других странах региона, активизацию подрывной и террористической деятельности ливанской «Хизбаллы» и палестинских экстремистских группировок, действия, направленные на перекрытие судоходства (прохода танкеров) в Ормузском проливе, диверсии на объектах нефтяной и газовой отраслей в Ираке и аравийских монархиях, прекращение экспортных поставок собственных нефти и газа. Все это потребует принятия соответствующих дополнительных мер по защите людей и объектов. В частности, считается, что ВС США смогут в течение нескольких дней пресечь действия иранского флота и восстановить судоходство в Ормузском проливе.

Проведение сухопутной операции против Ирана рассматривается как крайне маловероятный вариант по причине очевидной нехватки сил для ее проведения и возможной последующей оккупации территории ИРИ (Иран по населению превосходит Ирак примерно в три раза, а по площади — в четыре раза). Привлечение для решения этих задач войск, находящихся в Ираке и Афганистане, не представляется возможным из-за очень сложной обстановки в этих странах.

Американцы не исключают и проведение Израилем самостоятельной военной операции по уничтожению ядерных объектов Ирана, но считают, что она не будет достаточно эффективной, т. к. израильтяне не имеют большого числа ударных самолетов с большим радиусом действия и необходимого количества самолетов-заправщиков. В результате целями удара могут стать лишь отдельные объекты, тот же Натанз, например. К тому же для нанесения для нанесения ударов по ИРИ, израильским самолетам необходимо будет пролететь над территорией третьих стран, а это очень проблематично по политическим причинам.

Главной целью международного давления на Иран является гарантированное прекращение Тегераном работ, которые могут привести к созданию собственного ядерного оружия. Однако эксперты США считают, что чисто военные методы не в состоянии надежно решить эту задачу. По их мнению, ИРИ после бомбежек полностью прекратит сотрудничество с МАГАТЭ и начнет в закрытом режиме восстанавливать свой ядерный комплекс. Причем имеется информация о проводимой иранцами подготовке к действиям именно по такому сценарию. Сами же восстановительные работы, оценочно, займут два-три года. Кроме того, имеется достаточно оснований полагать, что не все иранские ядерные объекты, в т. ч. значимые, известны американцам и их союзникам.

К очень серьезным негативным последствиям военного решения ядерной проблемы ИРИ относят неизбежное резкое сокращение поставок нефти из региона, которое самым отрицательным образом скажется на мировой экономике. Причем прекращение экспорта иранской нефти не сможет быть компенсировано Саудовской Аравией и другими аравийскими партнерами США.

Ракетно-бомбовые удары по Ирану также приведут к значительному росту антиамериканских настроений как в самом Иране, так и в исламском мире в целом, могут заметно осложнить положение режимов, тесно сотрудничающих с Вашингтоном, в целом ослабить американские позиции на Ближнем и Среднем Востоке.

Несомненно и то, что возможное силовое воздействие на Иран потре-бует самой серьезной и тщательной политико-дипломатической подготовки с тем, чтобы убедить мировое сообщество в его правильности и необходимости. В первую очередь, это касается таких стран как Россия и Китай, да и многих государств Евросоюза. Очень важна здесь и позиция стран-соседей ИРИ, особенно Пакистана, Саудовской Аравии и Турции, а получить их поддержку на проведение силовой акции будет очень трудно.

В итоге более реальным и эффективным способом воздействия на иранское руководство многие эксперты США считают комплекс мер, включающий в себя политическое давление и усиление международной изоляции Тегерана, постепенное ужесточение экономических санкций, введение при необходимости воздушной и морской блокады ИРИ. При этом военные методы могут быть применены лишь в качестве крайней меры.

55.8MB | MySQL:116 | 1,119sec