Пакистан: 18-я поправка к Конституции — какой путь выберет страна?

Весной с.г. в Пакистане вновь заработала парламентская система, дав отсчет очередному гражданскому этапу в жизни государства. 18 февраля в стране прошли всеобщие парламентские выборы. Присяга членов нового кабинета министров, принесенная 31 марта, ознаменовала собой переход от военно-парламентской к парламентской форме правления. И в стране, и в мире подобное событие рассматривалось как значительный шаг по пути дальнейших демократических преобразований.

Казалось, впереди блестящие перспективы для гражданских сил, развития парламентаризма, продвижения национальных и транснациональных проектов, оперативного реагирования на вызовы современности: энергетического, продовольственного кризисов и т.д. Но Пакистан развивается по известной формуле: «до основания разрушим все, а затем…» Новая власть, не успев прийти к управлению страной, уже угрожает все той же власти. На сегодняшний день в стране сложилась уникальная ситуация — конфликт двух уровней:

— между исполнительной и законодательной ветвями власти, между президентом и частью кабинета министров;

— внутри законодательной власти.

Во-первых, в состав нового кабинета министров вошли лица, представляющие интересы оппозиционных гражданских сил по отношению к действующему главе государства П. Мушаррафу; девять министров из 24 не признают легитимность полномочий избранного 6 октября 2007 г. президента.

Во-вторых, 18 февраля с.г. объединило в правящую коалицию Пакистана непримиримых политических оппонентов ПНП (семья Бхутто — сегодня в лице сопредседателя ПНП Асифа Зардари) и ПМЛ (Н) Наваза Шарифа, волею судеб оказавшихся в одной коалиции.

Впервые в Пакистане на социальной арене сошлись вода и пламень, непримиримые даже не столько политические оппоненты, сколько просто люди — Асиф Зардари и Наваз Шариф. В 90-х годах Асиф Зардари просидел четыре года в тюрьме по указанию тогдашнего премьер-министра Наваза Шарифа. А сегодня он является сопредседателем ведущей ПНП и… создает с последним коалицию.

С 1988 г. две партии дважды сменяли друг друга у руля управления государством:

— декабрь 1988 г. — август 1990 г.; октябрь 1993 г. — ноябрь 1996 г. — премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, председатель ПНП;

— ноябрь 1990 – апрель 1993 г.; февраль 1997 г. — октябрь 1999 г. — премьер-министр Пакистана Наваз Шариф, председатель Пакистанской мусульманской лиги.

Таким образом, каждая партия находилась у власти чуть более двух лет, в течение которых она бросалась в море политических страстей, битвы за власть, деньги, выживание. И в результате в октябре 1999 г. их отстранили военные.

Встает вопрос, что представляют собой в целом партии и их лидеры, взявшие реванш на парламентских выборах 2008 г.?

В отличие от традиционных политических партий, таких как Джаммат-и ислами, Авами нэшинл парти и других, Пакистанская народная партия и Пакистанская мусульманская лига (Наваза Шарифа) в последние девять лет занимались вялотекущими внутрипартийными делами, фактически не имели влияния на социально-политические процессы в стране в силу объективных и субъективных причин. Партии были обезглавлены, их лидеры находились в принудительной (Наваз Шариф) или добровольной ссылке (семья Б. Бхутто).

Парламентские выборы 2007 г. в Пакистане стали для них своеобразным свистком к атаке врукопашную — надавав обещаний мировой общественности и своему народу: установить демократию, победить терроризм, разрешить инспекцию ядерных объектов представителям МАГАТЭ, они, пренебрегая данными в прошлом обещаниями не заниматься политической деятельностью, через депортацию, террористические акты октября и декабря 2007 г. и т.д. обедили на выборах…

Но уже 12 мая последовал демарш — девять министров подали на имя премьер-министра Саеда Юсуфа Раза Гилани прошение об отставке. Отставка не принята до сих пор. Кабинет продолжает работать в штатном режиме, но в ограниченном составе.

И возвращаемся к основному конфликту, конфликту между законодательной и исполнительной ветвями власти, а именно, конфликту между военной составляющей пакистанского общества и гражданской, и, наконец, к конфликту между личностями…

Следует отметить, что за 60-летний период существования, а страна отметила круглую дату в 2007 г., военные четыре раза приходили к власти, и большая часть истории страны – история правления военных и военно-гражданских администраций.

И именно генерал П. Мушарраф сместил с поста премьер-министра Миана Наваза Шарифа в октябре 1999 г., и сегодня у лидеров ПМЛ (Н) верх берет личная неприязнь и жажда реванша.

Конфликт вокруг бывших судей Верховного суда, уволенных генералом-президентом П. Мушаррафом в начале ноября 2007 г., в дни введения режима чрезвычайного положения, сегодня, как представляется, носит демонстративный характер. Подобные социальные кампании в Пакистане организовывались и в прошлом. Да, за последние полтора года он скрепил судейскую хартию, да, выдвигаются лозунги борьбы за восстановление основных демократических принципов в стране, но каждый период правления военной или гражданской администрации в Пакистане начинается с переписывания Конституции 1973 г., вернее, принятия очередной, на сей раз 18-й поправки. Сегодня идет речь о передаче властных полномочий от президента к премьер-министру.

5 июля 1977 г. М. Зия-уль-Хак, захватив власть в результате военного переворота, лишь 13 сентября 1978 г. принял обязательства главы Исламской Республики Пакистан по истечении конституционного срока прежним президентом. В 1985 г., в преддверии отмены военного положения, он расширил полномочия президента (8-я поправка к Конституции), проведя через парламент ряд законодательных актов.

Придя к власти в декабре 1988 г., Б. Бхутто предпринимала попытки переписывания основного закона страны, но ее партия не набирала требуемого количества голосов в парламенте для отмены барьерной 8-й поправки. Со второй попытки это удалось только Навазу Шарифу. В 1997 г., имея прочные позиции в законодательных органах, премьер-министр Наваз Шариф пошел в наступление за расширение полномочий. В апреле 1997 г. была отменена 8-я поправка Конституции. Президент потерял право распускать нижнюю палату парламента — Национальное собрание и отправлять правительство в отставку. Во второй половине 90-х Верховный суд Пакистана пытался объявить отмену 8-й поправки Конституции незаконной и привлечь премьер-министра к уголовной ответственности, а членов правительства — по обвинению в оскорблении членов Верховного суда. Законодательные акты, проведенные через парламент министрами Наваза Шарифа, поставили главу кабинета вне юрисдикции высшей судебной инстанции. В свою очередь, премьер, т.е. Наваз Шариф, развернул кампанию по отстранению президента от власти в порядке импичмента.

Сегодня, двенадцать лет спустя, экс-премьер и одновременно лидер второй победившей на парламентских выборах партии Миан Наваз Шариф вновь заговорил об импичменте президенту П. Мушаррафу.

Но история имеет продолжение. 12 мая 2000 г., через полтора года борьбы с внутренней оппозицией, Верховный суд вынес оправдательный вердикт военной администрации во главе с генералом П. Мушаррафом, а именно — о легитимности прихода к власти 12 октября 1999 г., и наделил новый режим правом вносить поправки в Конституцию.

28 декабря 2003 г. Национальная ассамблея одобрила 17-ю поправку к Конституции Исламской Республики Пакистан. В настоящее время статья 58(2)(b) предоставляет президенту право отправлять в отставку премьер-министра, распускать Национальную ассамблею, одновременно занимать высший государственный пост — президента, занимать пост начальника штаба армии и т.д.

Длительное пребывание военных у власти в Пакистане, несомненно, отразилось на социально-экономических характеристиках как самого государства, так и военных. На сегодняшний день военные являются если не привилегированной, то одной из пестуемых государством кастой; прочное финансовое положение военнослужащих, высокий образовательный уровень, бонусная система, надежность и гарантия социального обеспечения как членов их семей, так и родителей привлекают в армию многочисленных новобранцев.

Сильные позиции военные имеют в различных секторах экономики: транспорте, логистике, строительстве, телекоммуникациях, электроэнергетике и т.д.; военные на действительной службе или в отставке прямо или опосредованно имеют долю капитала во многих частных и совместных с государством компаниях.

И еще одна немаловажная характеристика касты военных: она никогда не покидала Пакистан в отличие от гражданской правящей элиты. Происходила лишь ее ротация: в 80-е — генерал-президент М. Зия-уль-Хак, в первой декаде ХХI века – генерал-президент П. Мушарраф. Ее социальные, финансовые, идеологические позиции на протяжении всех лет существования государства защищались как государством, так и военными. Следует учитывать и колоссальную материально-техническую иностранную помощь, которая поступает из-за рубежа на укрепление обороноспособности страны и борьбу с терроризмом.

С другой стороны, военные и сам экс-генерал президент П. Мушарраф осознают необходимость законодательно оформленных демократических преобразований в стране.

Но готовы ли победившие на выборах гражданские силы реально решать сложнейшие социально-экономические проблемы в стране? Конституционная реформа, предложенная Пакистанской народной партией, в целом предлагает вернуться к первоначальному тексту Конституции 1973 г., парламентской форме правления, что означает лишение президента права роспуска парламента. Но принятие 18-й поправки в том виде, на котором настаивает Пакистанская мусульманская лига (Н), предусматривает объявление импичмента действующему главе государства, что на деле будет означать начало нового, более жестокого конфликта между коалиционными силами. Налицо столкновение личных интересов, которое в Пакистане «принято решать» на государственном уровне. Какой путь выберет страна?

52.47MB | MySQL:103 | 0,553sec