СБ ООН отклонил резолюцию США о продлении оружейного эмбарго против Ирана: роль России и Китая

Попытка США продлить оружейное эмбарго против Ирана с треском провалилась в Совбезе ООН, что создало предпосылки для возникновения дипломатического кризиса, уверены китайские обозреватели «Синьхуа». Но США не намерены отступать от своей стратегии «защиты мира»: они могут «вернуть» свои прежние санкции против Ирана. Совбез ООН 15 августа отклонил американский проект резолюции по продлению оружейного эмбарго в отношении Ирана. Как сообщил председательствующий в СБ постпред Индонезии при ООН Диан Трианшах Джани, за резолюцию проголосовали только две страны – США и Доминиканская Республика. Россия и Китай высказались против, остальные 11 членов Совбеза воздержались. Напомним что, согласно договоренностям, в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), разрешительный порядок поставок в Иран оружия носит временный характер и истекает 18 октября. США настаивают на продлении эмбарго.

По данным СМИ КНР, проект отклоненной резолюции предлагал Совету Безопасности ООН принять решение, согласно которому ряд положений принятой ранее резолюции 2231 (регламентировавшей создание СВПД) независимо от указанного срока их действия «продолжат применяться, пока Совет Безопасности не решит обратного». Эти положения касаются введения разрешительного порядка поставок военной техники в Иран. В частности, предполагалось, что только с одобрения Совета Безопасности ООН Ирану можно было бы поставлять или передавать любые танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы большого калибра, боевые самолеты и вертолеты, военные корабли, ракеты или ракетные системы или связанные с ними материальные средства, включая запасные части. Отклоненная резолюция также предлагала сделать бессрочным (пока СБ ООН не решит обратного) положение, обязывающее страны вводить ограничение на въезд для лиц, нарушивших предписания в отношении экспорта оружия в Иран.

Китайское информационно-аналитическое агентство «Синьхуа» приводит комментарии ряда должностных лиц по поводу отмены американской резолюции в СБ ООН. В частности, госсекретарь США Майк Помпео, комментируя итоги голосования, заявил, что СБ ООН «не удалось остаться приверженным своей фундаментальной миссии» по поддержанию мира и безопасности. При этом глава Госдепа обвинил СБ ООН в «неспособности действовать решительно в интересах защиты международного мира и стабильности». М.Помпео также пообещал продолжить работу, чтобы помешать «теократическому режиму» свободно продавать и закупать оружие, которое «угрожает сердцу Европы, Ближнему Востоку и миру в целом», – передает китайское агентство.

Китайские СМИ также приводят и другие оценки отмены продолжения оружейного эмбарго против Ирана. Так, «Соединенные Штаты потерпели неудачу в попытке добиться продления оружейного эмбарго против Ирана», заявил советник президента США по национальной безопасности Роберт О’Брайен. «Мы потерпели поражение, но это еще не конец», – сказал О’Брайен. Советник Дональда Трампа также признался, что отказ Франции, Германии и Великобритании поддержать Соединенные Штаты в Совбезе ООН «разочаровывает, но не удивляет».

Постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов заявил, что попытка США продлить иранское оружейное эмбарго «с треском провалилась». «Попытка США продлить иранское оружейное эмбарго с треском провалилась. Оснований не было. Тем, кто переживает по этому поводу, не следует слишком драматизировать. Давайте вспомним: до 2010 никакого эмбарго не было, и ничего чрезвычайного не происходило. Не произойдет и сейчас», – написал М.Ульянов в своем Twitter. Дипломат выразил мнение, что США заранее предполагали исход голосования, «но все-таки пошли напролом». «Идеологически мотивированные подходы порой играют с государствами злые шутки», – заметил он.

В свою очередь, постпред России при ООН Василий Небензя заявил, что Россия проголосовала в Совбезе ООН против предложенного США проекта резолюции о продлении оружейного эмбарго против Ирана, так как последовательно выступает против попыток навязывания подобных ограничений Тегерану. Он также призвал партнеров по Совету Безопасности внимательно изучить предложение президента России Владимира Путина провести онлайн-саммит по ситуации вокруг Ирана.

Глава МИД России Сергей Лавров ранее подчеркивал отсутствие объективных оснований ставить вопрос об оружейном эмбарго в отношении Ирана. Он указывал, что «разрешительный порядок поставок» в Иран военной техники носил временный характер – это было сделано для запуска достигнутых в 2015 году договоренностей, что сегодня уже неактуально. Как отмечал министр, применение ограничений на поставки вооружений Ирану после 18 октября 2020 года «никогда не предполагалось, и не существует ни правовых, ни иных причин пересматривать это понимание».

Не остались в стороне и китайский МИД. «Результаты этого голосования снова продемонстрировали, что односторонность не пользуется поддержкой и что попытки запугать ни к чему не приведут, – отметил постпред Китая при ООН Чжан Цзюнь. – Любая попытка поставить свои собственные интересы выше общих интересов международного сообщества – это тупик». «Мы не согласны с тем, чтобы США проталкивали в Совете Безопасности ООН продление оружейного эмбарго в отношении Ирана. Все требования резолюции 231 СБ ООН, в том числе и положения по оружейному эмбарго, в полной мере были выполнены», – заявил 6 августа на еженедельном брифинге официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь. Он подчеркнул, что Китай будет и дальше вместе с международным сообществом защищать соглашение по ядерной программе Ирана и резолюции Совета Безопасности ООН, содействовать политическому решению иранской ядерной проблемы.

Напомним, что Иран и «шестерка» международных переговорщиков в июле 2015 года достигли исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. Многомесячные переговоры завершились принятием СВПД, выполнение которого полностью снимет с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны Совбеза ООН, США и Евросоюза. Договоренность в том числе предусматривала, что оружейное эмбарго будет снято с Ирана в течение пяти лет, поставки вооружений возможны и раньше, но только с разрешения СБ ООН. Сделка в первоначальном виде не прожила и трех лет: в мае 2018 года США объявили об одностороннем выходе из нее и восстановлении жестких санкций против Тегерана.

По мнению китайских исследователей, провал этой резолюции означает, что Соединенные Штаты могут выполнить свою угрозу «вернуть» те международные санкции против Ирана, которые были смягчены в рамках соглашения по иранской ядерной программе, заключенного в 2015 году. Другие стороны этого международного соглашения, включая европейских союзников Соединенных Штатов, утверждают, что американцы – которые уже ввели собственные масштабные санкции – не могут инициировать процесс восстановления международных санкций в рамках договора, из которого президент Дональд Трамп вывел Соединенные Штаты два года назад. «Американцы надеялись создать такую ситуацию, в которой Китай и Россия выглядели бы вредителями, наложившими вето на резолюцию, – сказал Ричард Гован, эксперт по ООН в Международной антикризисной группе. – Но вместо этого большинство членов Совбеза решили не поддерживать линию Соединенных Штатов». Для того чтобы резолюция была принята, необходимо одобрение как минимум девяти членов и ни одного вето от постоянных членов Совбеза ООН – России, Китая, Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Франции.

По мнению китайских обозревателей, формирующаяся стратегическая ось Россия – Китай – Иран не может не волновать Вашингтон. Аналитики и эксперты сходятся во мнении, что это беспрецедентный вызов гегемонии США. Аналитики и эксперты по проблемам международных отношений, обсуждая перспективы долгосрочного сотрудничества между Ираном, Россией и Китаем, расценивали его как явный сигнал внешнеполитической концепции, разрабатываемой в Белом доме, а также как очевидный вызов гегемонии США и тому мировому порядку, который намерены выстроить в Вашингтоне. Уже месяц программа широкомасштабного комплексного сотрудничества между Ираном и Китаем является главной темой мировых СМИ, а эксперты и специалисты по международным отношениям как в Иране, так и за его пределами спешат обменяться мнениями по данному вопросу.

ИРИ в настоящее время разрабатывает дорожную карту с Китайской Народной Республикой, которая может стать основой для установления отношений стратегического плана и в более широкой перспективе. Большинство обозревателей и экспертов говорят о том, что Пекин задумывается над постоянным и надежным на долгосрочный период источником для импорта энергоресурсов. С другой стороны, постоянное политическое и экономическое давление из-за рубежа, санкции США также становятся причиной того, что Тегеран для продолжения выгодной зарубежной торговли, продажи и экспорта своих энергоносителей, прежде всего, нефти, а также для инвестиционных проектов, нуждается в постоянных надежных отношениях с Пекином.

Примерно в одно время с тем, как вышеупомянутые события вышли на повестку дня, стало известно, что Тегеран прилагает усилия, чтобы продлить свой договор о стратегическом партнерстве с Москвой, срок которого должен закончиться в будущем году. Обязательства равноправных отношений и принципы стратегического партнерства Исламской Республики Иран и Российской Федерации были согласованы в договоре, который возник и был подписан в 2001 году. Но сейчас, как представляется, международная повестка предлагает более серьезные поводы для того, чтобы соглашение о всестороннем и долгосрочном сотрудничестве между Тегераном и Москвой было бы продлено. Заслуживает упоминания также и то, что предыдущее соглашение (от 2001 года) предусматривало его автоматическое продление еще на пять лет, если только одна из сторон за год до истечения срока действия договора не подтвердит письменно свое решения о расторжении договора.

Исламская Республика Иран уже давно стремится избавиться от лежащих тяжелым бременем на ее экономике американских санкций, так как все последние годы, несмотря на «ядерную сделку», находится под беспрецедентным давлением Вашингтона. Россия и Китай в последнее десятилетие также испытали на себе нападки со стороны США по самым разным поводам. Страх Вашингтона перед ростом экономического, а последние годы и политического могущества Китая, приводит в результате к беспрецедентно жестким нападкам администрации Трампа на КНР – это и «тарифные» войны, и вмешательство во взаимоотношения Большого Китая с одной из его автономий – Гонконгом, и проблема Тайваня, и военные акции Вашингтона в Восточной Азии. Всеми этими действиями США пытаются помешать росту мощи и влияния Китая как в регионе, так и в международных отношениях в целом.

Россия также столкнулась с откровенно враждебной политикой Вашингтона – против нее также введены весьма серьезные и многочисленные санкции, направленные и против отдельных конкретных частных лиц, а также целых российских компаний и организаций.

На основании всех вышеотмеченных обстоятельств можно сделать вывод об общности интересов в данный момент Тегерана, Москвы и Пекина. И это сближение трех государств может помешать планам Вашингтона на сохранение господства в современном мире, как и на консервацию однополярной модели международных отношений.

Исходя из этого, многие западные эксперты полагают, что три страны движутся навстречу друг другу как по прагматическим, так и по стратегическим причинам. Они разделяют общее неприятие претензий на гегемонию США в мировых делах. И действия трех государств, исходя из нынешней международной повестки дня, выглядят вполне логичными и обоснованными.

Ко всему вышеуказанному следовало бы еще добавить, что Россия и Китай в последние годы заметно укрепили долгосрочное сотрудничество в самых разных областях — экономической, оборонной, энергоресурсной. Они обеспокоены действиями Вашингтона на международной арене и пытаются выстроить свой собственный международный баланс сил. Кроме того, у двух стран есть и планы по расширению своего влияния и своих ролей в современных международных отношениях. А совместные военные учения, которые провели Россия и Китай в последние годы, в том числе те, что прошли в непосредственной географической близости от Ирана (не только при его полной поддержке, но и даже с его участием), в Ормузском проливе Оманского залива, стали прелюдией к формированию этого трехстороннего союза, который складывался не сколько по тактическим, сколько по стратегическим соображениям.

В заключение отметим, что Иран обладает арсеналом высокоточных ракет различной дальности, современными подводными лодками, катерами, военными кораблями и беспилотными летательными аппаратами, но по-прежнему страдает от острой нехватки военных самолетов и танков. Существует информация о том, что Россия фактически согласилась продавать Ирану истребители Су-57 и Су-35, которые не уступают американским аналогам, а может быть даже и превосходят их. Кроме того, она планирует поставлять Ирану танки Т-90, зенитно-ракетные комплексы С-400 и ударные вертолеты КА-52 «Аллигатор».

Если Иран получит современное российское вооружение, включая зенитно-ракетные комплексы С-400, то он станет мощной региональной силой, которая будет сдерживать возможную агрессию в регионе. Необходимо отметить, что в первую очередь новый баланс сил скажется на военном превосходстве Израиля, а также серьезно подорвет американское влияние в регионе Персидского залива. Кроме того, США стремительно теряют глобальное лидерство, а Китай и Россия наоборот укрепляют свои позиции. Провал американского проекта резолюции по продлению эмбарго на поставки оружия Ирану в СБ ООН является наиболее важным показателем, который в будущем предвещает множество сюрпризов.

52.24MB | MySQL:103 | 0,500sec