Ливия: становление ливийского общества, племенная и религиозная составляющие. Часть 13

Ливийские племена

После изучения общего исторического фона и корней, составляющих ливийское общество, и его оттенков мы перейдем к изучению синтеза ливийского племени и концепции трайбализма и их влияние на историю, общество и демографию Ливии. Также существует необходимость взглянуть на эволюцию племен от простой врожденной организации повседневной жизни до того, чтобы стать решающим в направлении развития Ливии как государства. Некоторые эксперты отмечают, что у племени есть составляющие, которые позволяют ему жить независимо от центральной власти государства, если оно того пожелает. Однако государство всегда старалось не позволять племенам жить вне своих рамок и авторитета и часто, изо всех сил, старалось использовать все, что угодно, для того, чтобы сделать племена находящимися на стороне правительства, так сказать, под сенью государства.

Итак, племя — это организация разных людей, объединенных своей потребностью в существовании, в дополнение к традиционному образцу родства путем воспроизводства, развивающаяся в более мелкие семейные кластеры, которые, в конечном итоге, отделяются и создают более крупные единицы, известные как рода, или даже племена. Эти группировки созданы исключительно для экономических и социальных нужд. Это сосуществование иногда сталкивалось с нежелательной политикой, которая ставила племя под ограничения либо со стороны других соседних племен, либо со стороны центральной власти, либо со стороны обоих этих факторов.

Здесь и ниже мы рассмотрим ливийское племя, его состав, жизнь и его влияние на политику региона. Также обратимся к племенной инфраструктуре и надстройке, а также к средствам их влияния, будь то экономические или политические, путем изучения различных факторов, которые делают племя социальным институтом.

Феномен племени не ограничивается землей арабов и не является особенностью бедуинов, а скорее человеческим достоянием. Существовали племена индуистско-европейского происхождения, которые распространились в Европе, и в той же Шотландии, например, когда племенная система отступила из Европы всего пять веков назад, доминировали гэльские племена, идентифицирующие себя за счет различных узоров одежды, известных как тартаны. В Африке также есть племена, отличающиеся множеством традиций, привычек и религий, которые по-прежнему контролируют общественную структуру и общую жизнь Африки и определяют экономическую и политическую судьбу африканцев.

Племя в Аравии имело особую структуру, происходящую от мозаики, из которой состоит арабизм, и на арабском языке оно известно, как «кабила» (множественное число «кабаил»). Тем не менее, арабское племя остается продуктом не только смешения людей, как и везде, но и необходимости сожительства в очень суровых условиях с другими бедуинами в пустыне. В старые времена арабы, как народ, делились на шесть нисходящих слоев, начиная от самого большого, который объединяет все остальные, до самого маленького, который часто представлял семью, и это были: Шааб, Кабила, Имара, Батн, Фахд и Фасла. Чтобы проиллюстрировать эту иерархию, используя племенной признак, арабские имена выглядели бы так: Хузайма — это Шааб, Кинана – это Кабила, Курайшиты — это Имара, Кусай — это Батн, Хашим — это Фахд, а Аль-Аббас – это Фасла.

Подобная классификация была воплощена в термине «кабила», и использовалась для любого кластера индивидов под зонтиком, называющим себя, племя, будь то этот кластер основанным по крови, альянсом по интересам, или определялся по примкнувшим к племени, клиентам. Вышеупомянутая классификация и ветвление были еще более воплощены в Ливии в той же кабиле (племя), а затем в бейте (роде) и в более мелких аиля (семьях). Эта ливийская племенная иерархическая последовательность (кабила-бейт-аиля) несколько ближе к исламской последовательности, как об этом говорится в одном из высказываний Пророка: «… Затем Он (Бог) сделал их в колена, и поместил меня в лучшее колено, затем Он разделил их на части, и поместил меня в лучшую часть и лучшую родословную…».

Род (бейт) состоит из нескольких семейств (аиля), и все они составляют племя (кабила), как широко синопсируется в Ливии, и патерналистская последовательность и патриархат в этом случае не обусловлены. В то время как семья (аиля), которая вместе с другими семьями составляет часть, и часто, семьи однородны по своему происхождению и кровному родству, и все они относятся к одному патриархату. Однако, племя в Ливии, иногда вместе с другими, приписывает себя одному патриарху и предполагают свое происхождение от него, и от этого материнского племени ответвляются множество мини-племен или подплемен, в зависимости от размера, как мы видели в случае с Ас-Сакадис, в Киренаике. Племя часто делится на части, как в случае с племенем Аль-Авакир, которое состоит из трех полунезависимых частей; Ибрагим, Мутави и Сдейди. Каждый род, в свою очередь, подразделяется на семьи, такие как Аль-Барагита, Ибрагим Аль Авакир. Аль-Барагита затем разветвляется в ряд подсемей, таких как аль-Рубайдат, аль-Кунайзат, аль-Кутайтат, Кувайри и бин Зурайк. Аль-Барагита известна своей многочисленностью и образованием ее членов, которые являлись одними из очень немногих образованных соплеменников, и которые могут легко превзойти по численности образованную элиту любой семьи «худур» (горожан).

Власть Аль-Барагита распространяется на те земли, которые они занимают, от Тукры на востоке, до Кимлниса на западе, окружающих город Бенгази и равнину, включая Бенину, где расположен международный аэропорт Бенгази. Часть Аль-Барагита присоединилась к Бани Валид в изгнании, где они до сих пор известны как Аль-Барагита среди Варфаллы аль-Лоутфим.

Племена, занимающие хорошее географическое и стратегическое положение, обычно получают экономические выгоды от такого местоположения и укрепляют свое политическое положение в этом районе. Такое положение могло только привлечь больше новобранцев для присоединения к племени и союзников, что только увеличило бы их благосостояние и статус.

Если мы вернемся к роду Ибрагим в племени Авакир мы увидим, что он, Ибрагим, может быть квалифицирован как племя по собственному разряду. Мы даже пошли бы дальше, сказав, что даже Аль-Барагита среди Ибрагим аль-Авакир, способны быть независимым племенем. Это связано с их численностью, размерами их земель, а также грамотностью и высокой квалификацией их людей, которые дают ему самый высокий процент образованных и хорошо устроенных как среди бедуинов, так и среди худур. К сожалению, Аль-Барагита исторически не хватало харизматического лидерства, которым пользовались другие семьи из Авакир, такие как аль-Кизас и аль-Аббарс.

Арабы разделились на племенные блоки и связали себя кровным родством. Однако сама эта концепция кровного родства со временем стала «предполагаемой». Чистота по отношению к тому или иному племени, определялась в зависимости от того, кто присоединился первым или был идентифицирован, или ассимилирован в этом племени, и чем дольше человек был в племени, тем «чище» и «изначальнее» они являются. Это явление описывается в книге (Le popolazioni della Tripoli 1916), где отмечается: племенной состав утратил концепцию однородной расовой последовательности, и вся концепция превратилась в организационную структуру и своего рода социальные связи между различными племенами Ливии. Это подтверждается разнообразием происхождения многих слоев и семейств, которые смешались в племенах до степени их невозможного прежнего различения.

Д.Агостини в своей книги продолжал уточнять, что древо племенной генеалогии в Ливии, на самом деле, представляет собой кластер различных этнических групп, объединенных чистой потребностью в сосуществовании, а затем, связанных хорошими соседями. Это звучит логичным объяснением племенного феномена, и многие ливийцы собраны под определенным зонтом, получившим конкретное имя. Племена Варфалла в Триполитании и Авакир в Киренаике не однородны и состоят из самых разных этнических групп. Все они собрались для того, чтобы жить вместе, отказавшись от своего происхождения, будь то, берберы, арабы или другие, и формировали структуру своего племени по мере продвижения общественных процессов. Таким образом, большинство ливийцев объединились в определенное племя, смешав арабов с берберов и сделав арабский язык языком всех членов племени под покровительством ислама и арабизма, имея в виду, что арабизм с тех пор стал только языком, и не более того.

С приходом арабских племен в Северную Африку, особенно после притока Бану Хилаль и Сулайм, вся территория претерпела драматические этнические, культурные и лингвистические изменения, которые больше всего повлияли на Ливию. Это изменение коснулось не только жителей региона, но и мест. Со времен арабского завоевания Ливии исторические города, такие как Барса, Сабрата и Шрус исчезли, а ливийские племена переместились в Тунис,  Алжир и пересекли Марокко, направившись в Испанию. Например, берберское племя Заната, а также некоторые из ранних Хиляль и других племен, поселившихся в Тунисе. Эти арабские племена перебрались в региона с их языком в качестве замены разнообразных берберских диалектов, что укрепило позиции ислама в этом районе и ускорило процесс арабизации коренных народов. Арабы принесли с собой не только язык, но и свои традиции, привычки и бедуинское рвение. Они также укоренили в регионе культурное наследие и историю своих предков с Аравийского полуострова, а также свои древние арабские стихи, пословицы и притчи.

Киренаика была первой провинцией Ливии, которая претерпела такие изменения из-за своего географического положения как восточные ворота Магриба. В результате его берберское население сильно пострадало, оставив Киренаику вторгшимся арабам, которые практически заменили все, от языка до этнической принадлежности. Вот почему Киренаика считается самой арабской частью из всей Ливии, из-за арабских племен-иммигрантов, которые внедрили в ней свой язык, кровь и бедуинские традиции своих предков. Это объясняет, как киренаикские племена арабского происхождения до сих пор сохраняют свой акцент и лексику, поэзию и свое заявленное генеалогическое происхождение до доисламских арабов.

Ливийцы, будь то берберы или арабы, жили на земельных участках рядом друг с другом, что со временем уменьшило напряженность между двумя общинами и сыграло роль в устранении стен разногласий, особенно в веках после великой иммиграции Бану Хиляль. Новая обстановка вызвала смешение и новый вид братства, основанного на религии, среди всех, кто там жил. Ливийцы пошли еще дальше, расширив концепцию братства, приведя людей в лоно определенного названного племени, сочетая исламское братство с кровным родством в племенной манере, известной в местном масштабе как аль-Мувакха (племенное братство). Чтобы совершать служение Мувакха среди племен, соплеменники использовали то, что они называли системой аль-Мукатаба (регистрация), в которой люди, которые собираются вместе и объединяются, затем официально регистрируются как братья. Это, в свою очередь, влечет за собой права, а также налагает на них обязательства перед племенем, с которым они зарегистрированы как братья по исламу и крови.

У арабов и берберов было много общего и сходных характеристик, которые ослабляли напряженность и облегчали их смешение. Однако религия и государство де-факто были инструментом стабилизации и урегулирования племен. Аль-Каср (Замок), что означает дворец управления, мечеть или завийя или гробница мурабита, были ядром для поселения и основания городов в Ливии. Кроме того, рынки сыграли ключевую роль в привлечении людей, которые селились вокруг них, как Сук аль-Джумаа, вокруг которого вырос Триполи. Подобная группировка людей вокруг таких мест делала жизнь более терпимой, а местность — более восприимчивой к большему количеству иммигрантов, которых можно было легко принять, и со временем разрушила всевозможные психологические и социальные барьеры среди этих жителей.

Магриб, берберский дом и язык, оказали сильное влияние на арабские племена, особенно на те, которые поселились в Ливии. Несмотря на большую часть арабизации берберов в Ливии, арабы, в свою очередь, приняли некоторые берберские имена, например Саси, Суф, прилагательные напр. бакуш (тупой). Они также переняли берберские костюмы, особенно женские, и блюда, такие как Bazin, Zummlta, и сохранили названия мест, например Злитен, Мисурата.

Несмотря на все вышесказанное, арабское племя в Ливии бессознательно сохраняло свои бедуинские черты и образ жизни, близкие к арабскому в ранние дни ислама. Ливийские арабы жили жизнью, очень схожей по своему содержанию, менталитету, стилю и образу жизни с бедуинами Аравийского полуострова в первые три века ислама.

Сходство было в словарях, красноречии, поэзии, традициях верности, гостеприимстве и, по сути, в жизни простоты, более близкой к строгости, чем минимализм.

Более того, самое главное — это привязанность арабов к земле, которую ливийцы называют «Ватан», а иногда и «Тиммах», поскольку эта сентиментальная привязанность очевидно, стала для Ливии причиной выживания. Старые арабы, в Аравии, брали свою землю из того места, где они ставили палатки, чтобы напоминать им о доме, либо нюхая ее запах, либо даже смешивая ее с водой и выпивая, чтобы уменьшить тоску по дому и ностальгию.

При этом, надо понимать, что некоторые бедуинские племена в Ливии владеют участками земли, превышающими размеры некоторых европейских стран. Племя Аз-Зинтан, например, и их родственники только в районе Кибла, известном, в местном масштабе, как Аз-Захр, к югу от Джабаль Нафуса, в пустыне Аль-Хамада аль-Хамра, который отделяет Феццан от Триполитании, живут на территории лишь вдвое меньше Иордании и больше, чем Швейцария, и это в дополнение к другой земле, которой Аз-Зинтан владеют в другом месте.

Все племена Киренаики принадлежат либо к блоку, дому Ас-Саади, либо к Аль-Мурабитин, за исключением некоторых из тех, кто живет в оазисах, таких как Аль-Авджила в Авджиле или тубу, в Аль-Куфре, и худур (горожан) в Бенгази, и других жителей неарабского происхождения, такие как евреи и некоторые европейские экспатрианты. Сила Ас-Саади проистекает из их владения землей и большого числа их людей в дополнение к предполагаемой генеалогии и кровным связям, которые делали их более значительными, объединенными в единый и укрепленный блок.

Ас-Саади ведут свои корни от Сиды, берберской матери своих предков по отцовской линии, хотя источники далеки от уверенности в достоверности такого утверждения. Но их притязания принесли им наследуемое право быть достойными братства и единства перед лицом любой внешней угрозы их господству. Что касается Аль-Мурабитин, у которых нет аналогичной связи, и нет своей версии Сиды-прародительницы. Следовательно, у них не было предполагаемого кровного родства, чтобы объединить их, как Ас-Саади, что, в свою очередь, ослабило их позицию и решимость стоять как одна объединенная семья племен, основанная на патриархате, подобном саадийскому.

Отсутствие установленного происхождения среди Аль-Мурабитин, особенно тех, кто не является частью генеалогии потомками привилегированных Аль-Ашраф, было источником споров и недоумений. Это явно проявляется, например, в племени Мурабитин аль-Фавахир. Фольклорные источники ставят это племя на противоположные стороны. Некоторые утверждают, что Аль-Фавахир — потомки Якуба аль-Фиттури, потомка Али ибн Абу Талиба. Якуб известен в Ливии, как «Якуб аль-Сахан», один из семи сыновей Сулеймана аль-Фиттури, известного отца-основателя племени Аль-Фаватир. И это несмотря на то, что в дереве Фаватир нет ни ссылки, ни даже места для Аль-Фавахир. Также нет никаких доказательств связи между Якубом аль-Саханом и Аль-Фавахир. Другие идут в противоположном направлении, говоря, что аль-Фавахир — это арабские берберы, принадлежащие к племени Шанхаджа. Конечно, это утверждение является слабым, поскольку состав Аль-Фавахир и его бедуинские характеристики очевидны. Аль-Фавахир – чистые арабы-бедуины по своим характеристикам и менталитету, как и другие «иль-баду», живущие где-либо еще. Они предпочитают жизнь кочевников, бродящих по внутренним районам и за их пределами, в пустыне, со своими животными, в таких местах, как Аль-Захр аль-Абьяд, Бисауну, Интлат и Аль-Бисат, к югу от Джабаль аль-Ахдар, глубоко в южных оазисах Киренаики. Артикуляция их арабского языка и красноречие делают Аль-Фавахир одним из очень немногих арабских племен, которое произвело больше бедуинских арабских поэтов, почти до степени их монополии в этой области.

52.44MB | MySQL:103 | 1,543sec