Новые тренды молодежной политики в арабском регионе

Социально-экономические последствия глобальной пандемии оказывают сильное воздействие на молодежную политику в арабских странах. Проблема сегодня стоит остро как никогда, обнажая наиболее острые углы и становясь таким образом чувствительным фактором на внутриполитическом поле.

Неудивительно, в ближневосточном регионе не только самый высокий показатель безработицы в мире, но и самый стремительный прирост за последние годы. По данным Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии (ЭСКЗА), c 2012 года общая доля безработных среди молодежи в регионе выросла с 19 до 23%. А среди молодых женщин арабского мира этот показатель и вовсе достигает 42%. В наиболее острой ситуации находятся молодые люди, проживающие в сельских районах, а также с ограниченными возможностями.

Еще один характерный для региона фактор риска – доминирующее большинство арабской молодежи (82%) работает в неформальном секторе экономики, которому был нанесен самый чувствительный удар в период пандемии коронавируса. Нужно понимать, что в неформальном секторе наемные работники лишены или ограничены в доступе к механизмам социальной поддержки и социального страхования, а индивидуальные предприниматели не имеют доступа к льготным кредитным схемам. В зоне максимального риска снова оказываются женщины, поскольку они составляют основу неформального сектора во многих странах региона и сегодня находятся под большим риском обнищания и скатывания в бедность.

Воздействие пандемии сильно меняет экономические структуры и соответственно правила игры и требования к молодежи на рынках труда. COVID-19 неизбежно ведет к переосмыслению наемного труда и изменению спроса на профессиональные и технические навыки во всем мире. Это требует от молодежи переподготовки и быстрой адаптации и переквалификации. В арабском регионе с учетом доминирования неформального сектора этот переход на новые требования будет протекать сложнее. Ежегодно неформальный сектор на Ближнем Востоке пополняется на 1.5 млн новых молодых кадров, большая часть из которых объективно лишены доступа к быстрой переквалификации и дополнительному обучению, особенно проживающие в густонаселенных урбанизированных и бедных сельских районах. Продолжающийся в регионе карантин и ограничительные меры также существенно блокируют возможности переквалификации молодежи на новые специальности, порождаемые экспонируемым спросом. По данным ООН, по состоянию на начало нового учебного года в сентябре с.г. более 100 млн студентов не посещают учебные заведения. Многие школы перешли на дистанционную форму обучения, что осложняется в том числе отсутствием доступа к информационным технологиям и персональным компьютерам, особенно среди женского населения. По данным Всемирного банка, только 52% семей в арабском мире имеет домашний доступ в интернет. Таким образом, многие молодые люди на рынках труда в арабском мире рискуют уже в начале 2021 года столкнуться с вызовами и в результате остаться ни с чем, не сумев адаптироваться к стремительно меняющимся условиям.

Дополнительно, среди бедных и социально уязвимых семей наблюдается еще и тенденция, при которой молодежь вынуждена бросать обучение и идти помогать по работе своим родителям. Наконец, наиболее талантливые и продвинутые представители арабской молодежи – а это порядка 480 тысяч обучающихся за рубежом студентов  — сегодня в условиях пандемии не могут продолжать полноценное обучение в течение неопределенного периода и должны быть репатриированы обратно.

Под воздействием вышеназванных факторов, многие правительства в регионе вынуждены пересматривать, адаптировать свою молодежную политику. В частности, правительства пересматривают свои стратегии, стремясь обеспечить максимальную вовлеченность и участие молодежи в национальном развитии. Разрабатываются специальные планы по реинтеграции молодежи в образовательные системы и на рынки труда. В более обеспеченных странах правительства адресно инвестируют в новые форматы дистанционного и домашнего обучения студентов и школьников и создание доступных для широких слоев программ переподготовки и дополнительного обучения. Также осуществляется целевое инвестирование в технологии развития предпринимательства, инновационное образование и расширение доступа молодежи к интернету. Примечательно, что в ряде стран правительства стремятся обеспечить возможностями для обучения тех студентов из бедных семей, которые лишены домашнего доступа к интернету. Для их поддержки правительства ряда стран (Египет, Оман, Тунис) в сотрудничестве с почтовыми службами поставляют печатные учебные материалы для поддержания образовательного процесса. В ряде арабских стран (Катар, Кувейт, ОАЭ) особое внимание уделяется развитию мобильных технологий. По данным Всемирного банка, 65% пользователей социальных сетей в арабском регионе  — молодежь до 30 лет. Ставится задача повышения качества цифрового доступа и сокращения транзакционных издержек для удешевления интернета и создания равных возможностей для всех, в том числе женского населения.

Помимо обеспечения более качественного и расширенного доступа широких слоев арабской молодежи к образовательным системам и услугам (для их последующей переквалификации и трудоустройства), важная социальная функция правительства заключается в обеспечении механизмов социальной защиты для уязвимой от экономических шоков молодежи. В этом контексте многие правительства пересматривают свои социальные обязательства и программы, особенно в части медицинского обеспечения и страхования. В частности, в контексте самоизоляции, закрытия школьных и спортивных учреждений и мер социального дистанциирования молодежь испытывает серьезную психологическую и физическую нагрузку.  Именно от государства — через соответствующие медицинские учреждения — молодежь ожидает обеспечения психологической и моральной поддержки, то есть тех важных функций, которые ранее брали на себя школы и высшие учебные заведения. Кроме того, закрытие школ привело к приостановке общенациональных программ школьного питания, которые охватывали десятки миллионов детей во многих странах и таким образом играли важнейшую поддерживающую роль с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, особенно для бедных семей. Теперь правительства изыскивают возможности альтернативных бизнес-моделей для обеспечения детей бесплатными школьными завтраками на дому.

62.83MB | MySQL:102 | 0,562sec