К вопросу о развитии ситуации в Восточном Средиземноморье, часть 6

Ситуация в Восточном Средиземноморье продолжает оставаться в фокусе пристального внимания в Турции. Ей посвящены все знаковые заголовки турецких газет и, одновременно, эти статья являются самыми читаемыми в эти дни турецкими гражданами.

В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с ТОП-статьями на интернет-страницах турецких изданий, которые они выкладывают в отдельные рубрики.

Можно говорить о том, что, к настоящему времени, определились позиции главных международных игроков по отношению к греческо-турецкому противостоянию.

Как мы писали, единственной надеждой на урегулирование спора между Турцией и Грецией турецким и западным наблюдателям видится Германия.

Великобритания – вышла из состава ЕС и европейская повестка её если и беспокоит, то заметно меньше, чем в прошлом. А Франция заняла отчетливо антитурецкую позицию и «бороться за мир во всем мире» не собирается, напротив, предпочитая силовое давление.

Что же до США, то они не находятся в положении той страны, которую могут в данном случае воспринять в качестве посредника.

А, кроме того, США «отягощены» ещё и президентской избирательной гонкой, в которой роли Турции либо нет вовсе, либо она, по определению, будет использоваться кандидатами в президенты страны в образе страны, «проводящей агрессивную и опасную политику» в Восточном Средиземноморье, которая провоцирует раскол НАТО изнутри. В чем, разумеется, заинтересована тесно сотрудничающая с Турцией Россия. Вопрос заключается лишь в том, насколько резко будут оба кандидата в американские президенты отзываться о Турции – резко или крайне резко, и к мерам какой степени решимости призывать – либо к ограничительным мерам по отдельным направлениям сотрудничества, либо к полноценным экономическим санкциям в рамках, к примеру. Акта о противодействии противникам Америки. Как мы не раз писали на страницах сайта ИБВ, положительной повестки в отношениях между Турцией и США нет и создать её при президенте Р.Т. Эрдогане не удастся.

Стоит отметить, что положительная повестка в отношениях между США и Турцией не может быть достигнута сменой руководства Соединенных Штатов Америки. Единственной чем она может быть достигнута – это сменой руководства Турецкой Республики. Потому что находящийся в течение почти что 20 лет у турецкого руля президент Р.Т. Эрдоган проводит последовательный и настойчивый курс, неприемлемый для стран Запада, включая США и ЕС. На него можно оказывать давление и даже, в определенной степени, турецкого лидера можно «одергивать» от каких-то шагов, причем далеко не всех (допустим, ярким примером является широкое сотрудничество Турции с Россией по стратегическим направлениям – газ / «Турецкий поток», атом / АЭС «Аккую», военно-промышленный комплекс / С-400 — В.К.). Однако, этот курс является, подчеркнем «неприемлемым» и отдельными, точечными корректировками он не меняется. Это – мировоззренческий вопрос и речь идет о мировоззрении президента Р.Т.Эрдогана и правящей в Турции Партии справедливости и развития и об их взгляде на положение Турции на международной арене – настоящее и будущее. Сейчас они строят Турцию, которая, если можно так выразиться, «до Вены доходила». Но не развивают Турцию, которая была провозглашена основателем и первым президентом Турецкой Республики М.К.Ататюрком в 1923 году. Эту ситуацию нельзя изменить в ходе диалога с Р.Т.Эрдоганом & Co. Эту ситуацию можно только изменить сменой руководства Турции. Хотя и здесь также является дискуссионным, не изменилась ли Турция настолько, чтобы любое политическое движение Турции (допустим, те же кемалисты из Народно-республиканской партии) не начало бы действовать намного более независимо чем раньше.

Вывод только один: шансом на то, что Турция «затихнет» для Запада является лишь шаткое коалиционное правительство. Как показали события прошлого, коалиция плохо работает в турецких условияхс учетом турецкого менталитета и турецкой же истории, зато турецкая экспансионистская и независимая энергия, которая сейчас обратилась вовне страны, тогда уходила «в свисток», сопровождаясь внутриполитическими потрясениями, военными переворотами, переходными периодами и топтанием экономики и уровня научно-технического развития практически на месте.

Заметно, что турецкие обозреватели в эти дни обратились к урокам прошлого турецко-греческих кризисов в попытке найти аналогии и построить прогнозы на дальнейшее развитие ситуации между Турцией и Грецией.

В предыдущей части нашей публикации (ссылка на Часть 5: http://www.iimes.ru/?p=72868) мы рассмотрели кризис 1974 – 1976 года, который стал первым в ряду современных турецко-греческих противостояний.

Более того, он получился и схожим по тематике. Речь тогда шла о разведке нефтяных 27 месторождений (по лицензиям, выданным со стороны турецкой нефтяной компании ТРАО), находящихся к западу от островов Самотраки, Лимни, Лесбос, Айос-Эфстратиос, Хиос, Псара и Антипсара. Стоит отметить, что на тот же самый период времени пришелся Кипрский кризис – который вплоть до настоящего времени является серьезным раздражителем в отношениях между Турцией и Грецией / Кипром (последние предпринимают попытки и, надо сказать успешные, которые заключаются в том, чтобы представить этот кризис не в качестве турецко-греческого, а турецко-европейского – В.К.).

Итогом последовавших переговоров в 1970-х годах между Грецией и Турцией, при активной роли ООН, стала так называемая Бернская декларация, принятая и озвученная в Анкаре и в Афинах 20 ноября 1976 года (переговоры между сторонами проходили в период со 2 по 11 ноября 1976 года в Берне).

Согласно Бернской декларации, две страны решили избегать любого поведения, которое может нанести ущерб переговорам, и изучить государственную практику и международные правила, «чтобы определить некоторые принципы и практические критерии, которые могут быть полезны для ограничения континентального шельфа между ними».

Как можно заметить, принятый Турцией и Грецией тогда документ не представляет собой решения проблемы, а является лишь декларацией о намерениях по изучению вопроса с недопущением перерастания кризиса в полноценный межгосударственный конфликт. То есть, сутевого решения проблемы достигнуто не было – вместо этого территориальный спор, политическими усилиями, был, на некоторое время, заморожен. И то, что наблюдается сейчас является даже не отголоском, а логического развития той ситуации. Заморозить которую удалось только лишь в условиях «старого» миропорядка и двуполярного мира.

Следующий конфликт вокруг проблемы континентального шельфа разразился между Турцией и Грецией в 1987 году. Здесь, как можно заметить, ситуация была обратной – то есть, лицензии на разведку месторождений региона, вызвавшие кризис, были выданы уже не Турцией, а Грецией.

В частности, 24 февраля 1987 года международный консорциум компаний, которому Греция предоставила лицензию на разведку нефти, объявил, что он обнаружил запасы нефти в 10 милях от острова Тасос, и объявил, что 28 марта он приступит к разведке нефти и бурению.

При этом, ранее, 27 февраля греческая сторона заявила, что не признает Бернское соглашение. Но за 9 дней до начала заявленных работ по бурению, 19 марта 1987 года турецкое исследовательское судно Piri Reis начало свои работы в северной части Эгейского моря и было подвергнуто атаке со стороны турецких военных кораблей.

Совет национальной безопасности Турции собрался на заседание 25 марта 1987 года для рассмотрения этого дела. При этом, в ответ на нарушение Грецией Бернской конвенции, им было принято решение о необходимости для Турции начать геологоразведочные работы в спорных водах Эгейского моря. В тот же день, состоялось заседание Совета министров Турции, который выдал турецкой нефтяной компании TPAO разрешение на геологоразведочные работы.

27 марта 1987 года Генеральный штаб ВС Турции объявил, что 28 марта, то есть в дату, заявленную Грецией в качестве начала буровых работ, турецкое геологоразведочное судно SISMIK — 1 будет находиться в Эгейском море и попытки ему помешать будут рассматриваться в качестве причины для объявления войны (вспомним аналогичное заявление, сделанное буквально на днях со стороны вице-президента Турции Ф.Октая, который буквально сказал «если это (попытки Греции расширить зону своего морского влияния – В.К.) – не повод для войны, то что это?»). В тот же самый день, поступило ответное заявление греческой стороны, которая указала на то, что она будет препятствовать работе турецкого судна.

В итоге, в кризис вмешалось американское дипломатическое ведомство и лично генеральный секретарь НАТО. Со своим заявлением выступил премьер-министр страны Тургут Озал. По результатам совместных усилий, все-таки, удалось взять кризис под контроль. Главным итогом этого кризиса следует считать, что Греция объявила о том, что она отказалась от своих геологоразведочных работ.

В сухом остатке, можно говорить о том, что, в очередной раз, долгоиграющий кризис между Турцией и Грецией, вторая фаза которого произошла в 1987 году, был заморожен. Поскольку никаких практических результатов в рамках Бернской декларации по определению принципов работы Турции и Греции в регионе достигнуто так и не было. Просто стороны – участницы этого кризиса удалось, в очередной раз, развести по углам. Причем стоит заметить, что если в первый раз кризис удалось погасить по линии ООН, то во второй раз решающую роль сыграли американские дипломаты и НАТО.

Обращаемся к следующему кризису, между Турцией и Грецией, который разразился в 1996 году – так называемый «Кардакский кризис».

Для справки: Кардак – небольшой скалистый остров, находящийся всего в 7 километрах от турецкого побережья Эгейского моря (провинция Мугла, полуостров Бордум, поселок Гюмюшлюк). Площадь этого островка составляет всего лишь 40000 кв. метров. И, разумеется, никакой, значимости, сам по себе, он не имеет. Зато, будучи расположен на расстоянии прямой видимости от турецкого берега, он может запустить кризисную ситуацию между Турцией и Грецией.

Очередной дипломатический и военный кризис между Турцией и Грецией возник в результате спора между турецкими и греческими спасательными командами из-за того, что плавающее под турецким флагом грузовое судно «Фиген Акат» потерпело крушение на острове Кардак. Пока судно, с помощью собственного двигателя, сходило с мели, греческая сторона водрузила на этой «скале» свой флаг.

Турецкая сторона, в ответ на провокационные действия греческой стороны, направила в адрес Греции дипломатическую ноту. Позже, 27 января, турецкие журналисты спустили греческий флаг и водрузили турецкий флаг на скале. За этим последовали действия греческой стороны: греческая армия высадила своих солдат на скалу и заблокировала подходы к ней с моря.

В ответ на эту ситуацию, состоялось экстренное заседание с участием премьер-министра того времени Тансу Чиллер, министра иностранных дел Дениза Байкал, а также командующего ВМС страны Гювеном Эркая. Параллельно в международные воды вышли ВМФ Турции. Была осуществлена операция с участием турецкого спецназа по водружению на остров турецкого флага.

Урегулирование кризиса, опять, случилось с помощью США. Под американским давлением обе стороны вывели своих солдат с этой «скалы» в море, а также были сняты оба флага.

Стоит отметить, что этот сюжет, который со стороны даже может выглядеть комичным, когда на скалу в море попеременно высаживаются спецназовцы двух стран для водружения своего флага, послужил в Турции сюжетом для различных пацифистских телевизионных передач и даже фильмов. Тем не менее, следует признать, что этот кризисный сценарий с повестки дня туркам и грекам снять не удалось – разделение различных прибрежных небольших островов между сторонами продолжается с различными, местами вызывающими в адрес друг друга, действиями сторон.

Помимо инцидентов на море, между Турцией и Грецией постоянно происходят инциденты и в воздушном пространстве. Всем российским читателям памятен  инцидент со сбитым в ноябре 2015 г. турками  самолетом ВКС РФ, который, согласно заявлениям турок, пересек границу воздушного пространства Турции. Даже если это и произошло, то речь шла о считанных секундах и направление полета (маневр разворота, а не вглубь Анатолии) не позволял туркам утверждать, что самолет представляет опасность для турецкой безопасности.

Именно тогда широко обсуждаемой в медийном пространстве, в том числе, и в турецком стала тема того, как обстоит ситуация с «воздушным движением» на турецко-греческой границе и каково количество воздушных инцидентов со взаимным пересечением границы на западе страны?

Так вот, возвращаясь к этому вопросу, отметим, что ежегодное количество подобных мелких инцидентов между Турцией и Грецией идет даже не на десятки, а на сотни. Если бы каждый раз пересечение границы или приближение к границе заканчивалось бы сбитым самолетом, то ВВС двух стран понесли бы потери «несовместимые с жизнью». Такого рода кризисы – постоянное, регулярное явление на турецко-греческой границе и создает большое поле для работы дипломатических ведомств двух стран.

Самым свежим по времени воздушным инцидентом между Турцией и Грецией, получившим в Турции широкую огласку, стал перехват турецкими самолетами F-16 шести греческих самолетов 27 августа 2020 года.

Об этом сообщило Министерство национальной обороны Турции в своем Твиттере. В частности, было указано следующее: «27 августа 2020 года 6 самолетов F-16, принадлежащих Греции, вылетевших с острова Крит в сторону Южного Кипра и приближавшихся к региону, объявленному как Navtex, были перехвачены и удалены из региона самолетами F-16 наших ВВС».

Эти действия греческой стороны были охарактеризованы турками в качестве провокационных, призванных вызвать реакцию со стороны Турции с тем, чтобы можно было её использовать для оказания давления на Турцию на международной арене с привлечением различных международных арбитров, включая ООН и НАТО. Тем не менее, в очередной раз, инцидента удалось избежать.

Главный вывод, который следует сделать по результатам рассмотренных выше инцидентов заключается в том, что, как правило, именно вмешательство США и НАТО в прошлом помогало избежать эскалации кризиса между Турцией и Грецией.

Именно потому что столкновение между двумя членами НАТО рассматривается США в качестве «неприемлемого» (см. выше анализ статьи New York Times на эту тему – В.К.). До сих пор это столкновение рассматривается в качестве такового, но, похоже, что в наши дни между словами «неприемлемый» и «невозможный» отсутствует знак равенства.

Констатируем: сутевое наполнение нынешнего кризиса таково, что создает серьезную мотивацию как для Турции, так и для Греции, идти до конца. Сдерживающего фактора в адрес Турции (поскольку неправой стороной на Западе провозглашена именно она — В.К.) на сегодняшний день нет ни у США, ни у ЕС. Мировоззренчески нынешнее турецкое руководство – это люди настроенные на возрождение империи и почувствовавшие исторический шанс «пересмотреть Лозанну» и взять реванш. Так что, следует отметить правоту тех, кто полагает, что 4-й по счету турецко-греческий кризис является намного опаснее кризисов предыдущих и вполне в состоянии перерасти в военное столкновение в регионе.

52.19MB | MySQL:103 | 0,627sec