Перспективы отношений между Израилем и Тайванем

Многие эксперты сходятся во мнении, что на фоне роста напряженности между США и Китаем при нынешней американской администрации наблюдается повышающийся интерес Вашингтона к Тайбэю. Одним из последних свидетельств проявления данной тенденции стал недавний визит министра здравоохранения Соединенных Штатов А.Азара на Тайвань, ставший не только историческим событием, но и способом демонстрации просчетов КНР в борьбе с пандемией COVID-19 на фоне тайваньских достижений. Практика показала, что тесное взаимодействие с США на двустороннем уровне влечет за собой сближение и с основными американскими союзниками в различных регионах, среди которых особую роль играет Израиль.

Прежде чем перейти к актуальным событиям, считаем важным отметить, что проявления намерений добиться вывода отношений Израиля и Тайваня на новый уровень отчетливо наметились еще в 2019 г. Около года назад госсекретарь США М.Помпео посетил с официальным визитом  Федеративные Штаты Микронезии. Там помимо местных властей он пообщался с представителями Палау и Маршалловых островов, много говоря о Индо-Тихоокеанской стратегии Вашингтона, в том числе в контексте противостоянии с Пекином, к которой было возможно привлечь союзников.

Эксперт Asia Pacific Institute AJC Д.Адельман, освещавший поездку, в свою очередь, сделал акцент на общности интересов Тайваня и Израиля в наращивании сотрудничества с названными островными государствами, среди которых основная роль отводилась их потенциалу поддержки американских союзников в ООН. Задача эта не потеряла актуальности и сейчас, особенно в контексте сохраняющихся у израильского правительства планов по распространению суверенитета на территории на Западном берегу, а также опасений Тайваня повторить судьбу Гонконга.  Взамен Иерусалим и Тайбэй могли рассчитывать на взаимную помощь в развитии технологий в различных отраслях, а также на содействие Соединенных Штатов, которым помогают реализовать глобальные интересы.

В последние дни Тайвань встречается в контексте нормализации отношений Израиля с ОАЭ и дипломатического прорыва ближневосточной страны на Балканах. Причем речь идет не о двустороннем треке. Тайвань возникает как возможный посредник в том, чтобы обеспечить сближение Израиля и Сомалиленда. В июле нынешнего года два непризнанных государства – Тайвань и Сомалиленд – распространили информацию о готовности к взаимному открытию дипломатических представительств, на основании соглашения, подписанного, по некоторым данным, еще зимой. Этот шаг был поддержан США, а потому не исключается аналогичных решений и на израильском направлении. При этом такая мера, в случае воплощения на практике, будет вновь, скорее, ориентирована на интересы администрации Д.Трампа, поскольку в Иерусалиме большого внимания Сомалиленд не уделяют.

Если говорить о существующих достижениях на двустороннем уровне, то важнейшим из направлений является военная сфера, охватывающая продукцию ВПК и обучение военнослужащих. Несмотря на то, что контакты между игроками в этой области официально не подтверждаются, в 2019 г. появилась информация о поразительном сходстве созданного Тайванем беспилотника и израильского дрона Harpy. Тогда эксперт Центра стратегических исследований Бегин-Садат Р.Йеллинек сделал вывод, что данный факт может быть свидетельством некой кооперации, которую не афишируют, но и не слишком тщательно скрывают. Своего рода подтверждением этой версии можно считать сообщение о готовящемся визите тайваньской делегации военных и аналитиков в Израиль для изучения работы ЦАХАЛа с резервистами. Это должно способствовать повышению боевой готовности Тайваня на фоне напряженности с КНР и заявлений об увеличении оборонного бюджета.

Потенциал заметен и в экономике, где Израиль и Тайвань в чем-то схожи, а в чем-то дополняют друг друга. К примеру, способствовать заинтересованности Израиля может то, что Тайвань является одним из крупных центров производства компьютерной техники и электроники, повышения стоимости которых в ближневосточной стране относят к негативным экономическим последствиям пандемии для обычных потребителей. Кроме того, Тайвань уже пошел по пути ограничения контактов с китайским Huawei, аналогичного США добиваются от Израиля.

Наконец, нельзя не учитывать и проблему, которую актуализировал министр здравоохранения США, по мнению которого Тайвань продемонстрировал успех в реагировании на коронавирусную инфекцию нового типа в отличие от КНР. При этом у такой концепции, как кажется, есть и сторонники в Израиле. Так, на днях бывший министр здравоохранения, а ныне один из главных конкурентов Б.Нетаньяху в правом лагере Н.Беннет представил книгу под названием «Как победить COVID-19 – способ преодолеть кризис и привести Израиль к экономическому процветанию», где в числе властей, успешно справившихся с ситуацией, он упоминает Южную Корею и Тайвань.

В целом действительно можно говорить о том, что наблюдаются свидетельства сближения Израиля и Тайваня, подкрепленные потенциалом сотрудничества в области экономики, здравоохранения и ВПК. Однако интерес присутствует главным образом со стороны США, стремящихся ограничить контакты Израиля и КНР, а также Тайваня, который уже пошел на уступки американской администрации и при этом понес потери, компенсировать которые могли бы связи с ближневосточным партнером Соединенных Штатов. Пока израильское правительство избегает решительных действий, стремясь балансировать между Пекином и Вашингтоном, но в долгосрочной перспективе следовать этой стратегии будет все сложнее. Следовательно, в будущем не исключено наращивание взаимодействия Израиля и Тайваня по сценарию, аналогичному тому, что на днях был представлен в отношениях с Косово.

52.2MB | MySQL:103 | 0,803sec