Влияние пандемии коронавируса на политическую ситуацию в Израиле

Эпидемиологическая ситуация

В последнее время в Израиле наблюдается тревожный рост числа зараженных смертоносным коронавирусом COVID-19, уровень распространения которого превысил 10%. И хотя количество проведенных тестов упало до 15 тысяч, почти каждый десятый тест на коронавирус дает положительный результат.

Судя по опубликованным официальным данным, в общей сложности с начала пандемии в стране было выявлено 129 349 заразившихся (+15701 за неделю; темпы прироста числа зараженных заметно возросли по сравнению с прошлой неделей). В настоящий момент заражены 26 232 человека (+6081 за неделю), 1010 заболевших умерли (+101 за неделю). В последние дни в больницах проходят лечение не менее 877 пациентов, из которых 445 – в тяжелом состоянии, 119 – подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких.

Иерусалим по-прежнему лидирует в списке городов с высоким уровнем заболеваемости: за последние семь дней зарегистрировано 1738 инфицированных. На втором месте расположен Бней-Брак – 875 случаев за неделю, на третьем – Ашдод – 679, Модиин-Ииллит – 481 и Бейт-Шемеш – 474. Более 77% зараженных в возрасте до 50 лет.  И хотя возраст умерших колеблется в интервале от 6 до 102 лет, средний возраст умерших почти 80 лет. Больше всего умерших от COVID-19 среди жителей Иерусалима и Бней-Брака.

Хотя стоит отметить, что благодаря успехам медицины и самоотверженности врачей, летальность заболевания COVID-19 в Израиле одна из самых низких в мире – 0,8%. В списке стран с высокой относительной смертностью от COVID-19 Израиль на 44-м месте. Но тем не менее ситуация в стране практически патовая, безработица не уменьшается, экономику лихорадит , а количество инфицированных, а так же количество смертей растет.

В этой связи, вероятнее всего, как и в прошлый раз имело бы смысл вводить жесткий карантин, либо блокировать особо «зараженные» города. Вполне возможно, что при такой ситуации, в любой другой стране, правительство бы и пошло таким путем, но к сожалению в Израиле нет возможностей действовать исходя из логики, так как большинство решений, принимается исходя из текущей политической ситуации.

Не для кого не секрет, что израильское общество не только сильно политизировано, но и раздроблено и не только по доходам населения, но и по отношению к религии и к власти. В Израиле проживает ряд разобщенных общин, живущих не только по своим законам и по заветам своих лидеров, но при этом и еще и игнорирующих государственные законы и права остальных жителей страны. В этой категории граждан можно отнести и представителей бедуинских общин Негева и арабские общины севера страны и естественно ультраортодоксальную часть населения, объединённую по различным течениям и учениям иудаизма. При этом если две первые общины имеют своих реальных политических представителей лишь в муниципальных советах и оппозиции, то представители ультраортодоксов, имеют реальную политическую силу в Кнессете и очень выгодно ею пользуются.

Как результат, все последние действия правительства полностью, подчинены только одному, не «обидеть» чем-то своих религиозных партнеров, а на всех остальных можно  «не обращать» внимания, ведь, больше некому разваливать коалицию . И примеров , тому хоть отбавляй.

Борьба с коронавирусом

Как уже отмечалась, ситуация с пандемией в стране, привела к тому, что координатор по борьбе с коронавирусом профессор Ронни Гамзо предложил ввести в стране локальные блокировки, являющиеся частью плана «светофор», где в рамках одобренной модели, с эпидемией будут бороться по-разному в зависимости от уровня распространения COVID-19 в конкретной местности.

Предварительно Министерство здравоохранения подготовило список из 31 «красных» и 34 «оранжевых» населенных пунктов. В первый список попали два еврейских города, Бней-Брак и Эльад, во второй вошли и крупные смешанные города с высоким уровнем заболеваемости, такие как Ашдод, Хайфа, Ашкелон, Бат-Ям и Бейт-Шемеш. Среди иерусалимских кварталов «красными» оказались только арабские районы (не считая еврейского квартала Старого города), еврейские вошли в «оранжевый» список. Преимущественно карантин планировалось ввести в арабских и ультраортодоксальных районах. В «красных зонах» разрешены скопления не более 10 человек — по сравнению с 250 в «зеленых зонах». В «зеленых» и «желтых» будут разрешены культурные мероприятия с участием до 500 человек.

Планировалось , что блокада будет дифференцированной в зависимости от уровня заболеваемости. Въезд и выезд из некоторых городов и поселков будут перекрыты круглосуточно. Работать будут только продуктовые магазины и аптеки. Школы и детские сады останутся закрытыми, за исключением системы специального образования. Жителям нельзя будет удаляться от своих домов более чем на 500 метров. Это блокада в полной мере, какой ее пережили все израильтяне минувшей весной. В других населенных пунктах полная блокада будет ночной. Днем они будут открыты, но торговля также ограничится продуктовыми магазинами и аптеками. Школы и детсады работать не будут.

Ультраортодоксальный протест

На первом этапе предполагалось исходя из эпидемиологической обстановке в стране объявить 30 населенных пунктах «красной» зоной. Однако в ходе заседания правительства, по утверждению «красных» городов, возник  скандал. Сначала  под давлением ультраортодоксальных партий глава правительства Биньямин Нетаньяху отложил заседание министерской комиссии по борьбе с коронавирусом, на котором планировалось утвердить план по введению строгого карантина в девяти «красных» городах: Умм эль-Фахм, Кфар Касем, Тира, Лакия, Бней-Брак, Элад, Бейтар-Илит, два района Бейт-Шемеша (Рамат Бейт-Шемеш Алеф и Рамат Бейт-Шемеш Гимел) и в нескольких арабских кварталах Иерусалима. Затем мэры «красных» ультраортодоксальных городов сорвали видеоконференцию с генералом Рони Нумой, ответственным за борьбу с эпидемией в ультра-ортодоксальном секторе.

На состоявшейся затем встрече главы правительства Биньямина Нетаньяху с министрами Арье Дери и Яаковoм Лицманом, а также депутатом Моше Гафни, обсуждалась альтернатива карантину в религиозных и арабских населенных пунктах. В итоге сообщалось, что хотя Нетаньяху и склоняется к введению санитарного комендантского часа в «красных» населенных пунктах, а также к закрытию в них учебных заведений, но чтобы как то снизить накал страстей и добиться «равенства» в список будут включены также города с преимущественно светским населением, так чтобы «разбавить» первоначальный список!

Министр внутренних дел Израиля Арье Дери выступил против введения карантина в «красных» городах, заявив, что только тотальная блокада по всей стране может снизить количество новых случаев заболевания COVID-19 в день. То есть «страдать» от не желания одной из общин подчиняться законом, будет все израильское общество. Но и это еще не все.

Как сообщалось ранее, причиной скачка в статистике заболеваемости стало массовое тестирование в рамках плана безопасного возобновления занятий в ешивах. Почти 6% тестов, взятых у здоровых студентов ешив, оказались положительными — и это только в тех ешивах, которые сотрудничают с государством и изъявили готовность участвовать в программе скринингового тестирования. 25% ешив вообще отказались от тестирования.

Несмотря на все эти показатели под давлением политиков и влиятельных общественных деятелей ультраортодоксального сектора Нетаньяху принял решение об отмене введения карантина в населенных пунктах с высоким уровнем заражения коронавирусом . Уже принятое и объявленное решение о карантине в «красных» населенных пунктах было отменено после длительной беседы премьер-министра Нетаньяху и министра здравоохранения Юлия Эдельштейна с министром внутренних дел Арье Дери (ШАС) и министром строительства Яаковом Лицманом («Еврейство Торы»).

При этом мэры ультраортодоксальных городов и руководители местных советов направили крайне резкое письмо Биньямину Нетаньяху, с прямыми угрозами и обвинениями в «угнетении» ультраортодоксального населения страны . В полиции  же серьезно опасаются, что на этот раз столкнутся с массовым неповиновением населения и даже насилием, так как лидеры ультраортодоксальной общины вообще не желают признавать план «Светофор» и сотрудничать с правительством.

В итоге все снова повисло в воздухе, и хотя министерская комиссия по карантину проголосовала за введение ограничений на передвижение граждан в вечерние и ночные часы, а также за закрытие учебных заведении и за «комендантский час» однако точного списка «красных» населенных пунктов и городов, в которых будут введены дополнительные карантинные меры, пока так и не опубликовано. В ходе совещания в воскресенье Нетаньяху сообщил, что 10 сентября будет обсуждаться введение строгого карантина по всему Израилю и ограничения на время ближайших праздников. Но скорее всего это просто слова.

Парадоксальная ситуация возникла и вокруг паломничества хасидов в украинский город Умань на Рош ха-Шана. После всех запретов и переговоров с Украиной, а так же личных просьб, как со стороны Нетаньяху, так и профессора Гамзо к президенту Зеленскому, Украина, опасаясь вспышек эпидемии, «по просьбе» Израиля  закрыла въезд практически для всех паломников в Умань. При этом Нетаньяху, опасаясь конфликта с ультраортодоксальной общиной страны, старался до конца представить дело так , что это не его запрет, а запрет руководства Украины. Но  это не прошло и в итоге бреславские хасиды, лишенные поездок в Умань, присоединились к общей демонстрации протеста против Нетаньяху, заявив последнему, что они припомнят ему все это на ближайших выборах.

В итоге Нетаньяху поручил разработать план по организации поездки для  5-7 тысяч хасидов, которые могут попасть в Умань в условиях ограничений. План предусматривает, что части паломников будет разрешено совершить поездку, но они должны будут оставаться в «капсулах», то есть в группах по несколько человек. Второй пункт плана заключается в том, что посещение могилы  раввина Нахмана будет организовано в форме постоянно движущейся очереди из паломников, чтобы избежать образования групп. Третий основной пункт предложения заключается в том, что паломники будут возвращаться в Израиль в составе своих «капсул», после чего будут помещаться в контролируемую изоляцию. Хотя мало кто верит, что этих ограничений поведения можно добиться среди паломников.  Пока же министерская группа во главе с министром Зеэвом Элькиным еще не приняла окончательного решения относительно разрешения паломничества к могиле раби Нахмана в Умань, а посол Израиля в Украине Джоэл Лион уже обратился к украинским властям с просьбой принять меры, чтобы избежать напряженной ситуации в Умани.

Арабы бойкотируют карантин

Израильские арабы диспропорционально представлены среди носителей коронавируса «второй волны». Среди зараженных — 30% арабов, по сравнению с 6% периода «первой волны». К сожалению сегодня израильские арабы считают коронавирус не более, чем «большим блефом». При этом лишь незначительная часть представителей органов местного самоуправления пытается бороться с пандемией. Большинство ведет себя прямо противоположным образом.

Главным источником заражения являются массовые арабские свадьбы, где практически не соблюдаются инструкции Минздрава — обязательные маски, не более 20 гостей и запрет на танцы.  В свадьбах принимает участие куда более ста человек, масок не видно, массовые пляски продолжаются до утра.

При этом среди «неподчиняющихся» распоряжениям Минздрава и главы местных органов власти.  Глава регионального совета Буина-Нудджидат устроил на свадьбе сына грандиозный праздник, в котором участвовали более тысячи гостей. Две недели назад на территории комплекса Колледжа учителей в Сахнине устроили свадьбу, в которой участвовали несколько сот человек, включая муниципальных чиновников. А через три дня эти же  чиновники сидели в одной комнате с профессором Рони Гамзо и обсуждали проблемы высокой степени заражаемости в городе. Более всех удивил мэр  Нацерета Али Салех, заявивший, что он будет плясать на всех свадьбах, чтоб «оказать уважение» да и  сам недавно отметил свадьбу собственного внука.

В итоге стоит отметить, что религиозные лидеры, местные власти и видные фигуры арабского общества сняли с себя всякую ответственность. Те, кто теоретически все еще занимается борьбой с коронавирусом — израильская полиция. Полицейские приходят на свадьбы и отдают устроителям приглашения на допрос. Свадьбы, однако, не прекращаются — из-за ограниченных полномочий полиции и из опасения возникновения масштабных конфронтации.

Все это видят, осуждают, ни каких мэр не принимают, так как некому их принимать, ведь у правительства, вернее у его главы совсем иные задачи.

52.24MB | MySQL:103 | 0,656sec