Ливия: становление ливийского общества, племенная и религиозная составляющие. Часть 15

Структурная характеристика бедуинов и худур. Население Феццана. Евреи в Ливии.

Окружающая среда определяет экономику региона, где засуха и нехватка воды и зелени отвели Великой Сахаре 90% от общей площади Ливии. Это вынудило жителей региона вести образ жизни бедуинов, в котором они большую часть времени находятся в движении, чтобы защитить свою экономику и сохранить свою жизнь от упадка, или даже гибели. Присутствует также элемент истории и наследия предков, когда арабы Ливии сохранили образ жизни своих аравийских предков, предпочитая жить в пустыне со своими животными, которые составляли их единственный источник дохода и богатства. Племенная система, укрепленная в Великой Сахаре, была механизмом акклиматизации в суровой пустынной среде. Такая жестокость требовала от племени всех усилий, чтобы вместе выстоять перед лицом пустыни и выжить.

Пустыня и ее подвижные пески с юга к побережью на севере создали зеленые географические участки, занятые отдельными пастбищными племенами, а также некоторыми поселениями, и отделили Триполитанию от Киренаики и их обеих, от Феццана (арабское – «Фаззан» — авт.).  Сама природа так устроила естественным образом деление Ливии на три региона, безо всякого вмешательства человека. Климатические и географические условия почти усугубили бы и этнические различия и границы между тремя провинциями Ливии, если бы не переселение племен. Следовательно, три провинции пережили разный исторический опыт друг от друга, в первую очередь, из-за географии региона. Тем не менее, триполитанцы всегда были известны своей восприимчивостью ко всему, что происходит в Тунисе из-за географической близости к нему. Разумеется, это не означает, что Тунис диктовал образ жизни Триполитании политическими средствами или военным вмешательством. На самом деле, их объединяли социальные и политико-экономические связи.

Точно так же, Египет в равной степени повлиял на жизнь племен в Киренаике. В то время как люди Феццана оставались отдаленными в самом сердце Сахары, и их судьба была более или менее решена их собственными племенными вождями и местными султанами вдали от центральной власти Триполи. Однако, Феццан соединял рынки внутренней Африки с рынками Северной, и за пределами северного и восточного побережья Средиземного моря. Несмотря на засушливый климат, в двух горных анклавах, Нафуса и Аль-Ахдар, было больше сезонных дождей, чем в остальной части Ливии. Однако, этого было недостаточно из-за нерегулярных интервалов дождей, которые время от времени открывали путь засухе и бесплодию, которые захлестывали страну и угрожали сельскому хозяйству и животноводству региона.

Эта суровая экология укоренила образ жизни бедуинов у ливийцев и создала необходимость акклиматизироваться в пустыне, несмотря на всю ее суровость. Но, были ливийцы, которые вели оседлый образ жизни в «карманах» в пустыне, таких как оазисы Гадамес, Уджала, Джалу, Сукана и Марада. Жителей оазисов нельзя было назвать бедуинами, потому что их жизнь была направлена на ведение сельского хозяйства и торговлю через Сахару, а также на обслуживание торговых караванов и руководство ими.

У бедуинов и худур (оседлого, городского населения, от арабского хадара, цивилизация) были разные структуры экономики и рыночные возможности в том, что касается труда, производства и распределения. Можно сказать, что экономика худур, в значительной степени, зависела от производства бедуинов, тогда как бедуины не нуждались в значительной части производства худур, которая воспринималась не как необходимость, а как роскошь, без которой бедуины легко обходились.

Экономика бедуинов состояла в основном из их домашнего скота, а именно, овец, поэтому они все время были в движении в поисках пастбищ и воды, и не имели никаких препятствий или ограничений при перемещении с одного места на другое, в отличие от худур, которые могли не двигаться так легко. Также справедливо сказать, что бедуинам нравилось перемещаться со своими животными, и это отражалось в их песнях: «Удовольствие бедуинов — в постоянных, ежедневных путешествиях».

Триполи, и в определенной степени, Бенгази были известны как нервные центры политической власти, в которых размещались как административные, так и судебные учреждения. Оба города привлекали бизнес и ограничивали потоки торговли и рабочих мест. Ливийская экономика была настолько ограниченной и имела малый уровень производства из-за аскетичного внутреннего потребления и отсутствия международного спроса на ливийскую продукцию, что этих двух центров хватало с избытком. (Та же ситуация, в принципе, сохранилась и по сей день).

Таким образом, основными занятием ливийских бедуинов были пастбище, обслуживание и сопровождение караванов через пустыню, а также служба в вооруженных силах для защиты государства от внутренних и внешних угроз. Однако, ливийские худур были расположены к обучению, госслужбе и ведению бизнеса на городских рынках. Бедуинам не нравилась идея торга как инструмента торговли, возможно, это было связано с их генетической структурой, которую они унаследовали от арабского происхождения. Они не любят долгое время сидеть на одном месте, чтобы заработать на жизнь, это люди, которые постоянно находятся в движении. Им не свойственно торговаться из-за таких банальных вещей, как чай, сахар или масло, они видят в этом недостаток своей арабской щедрости и чувства чести. В то же время, они не видят проблемы в убийстве кого-то, кто вырубает их плантации или пасет животных на их землях, без их разрешения. Что за парадокс?

Во-первых, племена полностью зависели от своих животных, что является основой их строгого хозяйства, которое вполне можно описать так: экономика существования племен почти не полагалась на сезонное земледелие и пшеницу. Пастбищные продукты предназначена не только для бедуинов, но и для худур, численность которых увеличилась в результате урбанизации бедуинов, но также некоторые из этих продуктов стали экспортировать в зарубежные страны. Такие, как крупный рогатый скот и его производные (шкуры, мясо, молоко, масло и топленое масло), а также мед, воск и финики сначала отправлялись на местные рынки, в основном в Триполи, Бенгази и Мисурату, а излишки экспортировались в Египет, Тунис, Турцию, Мальту и Грецию. К слову, один из крупнейших рынков крупного рогатого скота в Ливии, находился в Бенгази.

После краха правления Караманлы и последовавшего за этим относительного спокойствия экономика возродилась, а животноводство процветало, поскольку бедуины чувствовали себя в большей безопасности, особенно с распространением теории Аль-Сенуси и ее последующим господством в регионе. В 1901 году в районе Аль-Куджайлат было выращено около 100 000 овец и примерно 8 000 коз, в 1908 году киренаикский экспорт в Египет составлял около 34 000 овец, 20 000 коров, и эта же территория использовалась для экспорта примерно 700 коров на Мальту, каждую неделю. Берберские овцы были предметом гордости ливийских бедуинов, славясь своим качеством, особенно, выращенные в Киренаике и ее южных краях. Что касается внутренней части пустыни, где зелени меньше, климат подходил для выпаса верблюдов, которые могут пить соленую воду и есть колючую растительность. Верблюды пасутся в хатайях (поет. Хатийя), которые представляют собой небольшие участки в пустыне, где вода находится недалеко от поверхности и там растет растительность, которую обычно едят верблюды, самые известные из этих хатай — Аль-Шахаби, Ал- Хафаджи и Тагрифт.

Выращивание зерна, которое не требует искусственного орошения, особенно пшеницы, едва ли уступает животноводству, которое бедуины называют мувала, чтобы описать выращивание овец, и Касба, верблюдов. Когда в Ливии идет дождь и с ним начинается сезон посева в конце осени и начале зимы (с сентября по ноябрь), все бедуинские племена и некоторые из семей худур, которые вкладывают деньги в бедуинские земли, спешат их вспахать. Существуют также другие культуры меньшей важности, например духан (просо) в таких областях, как Бани Валид, Тархуна и Ад-Давун, но оно занимает второе место после пшеницы и ячменя, культивируемых в долине Суфим и Тарглат.

Финики и их производные остаются основным источником дохода и составляют средства к существованию многих южан в Феццане и оазисах Киренаики, в то же время оливковое масло и прессование оливок являются основным источником дохода в Джебель-Нафусе. Весна следует за сезоном посевов, который считается лучшим из всех сезонов не только своей умеренной погодой, но также известен изобилием молочных продуктов и меда. Весной в Ливии вы станете свидетелями продажи ягнят после разлучения с их матерями в процессе, известном как муваза. Эти продажи обычно приносят бедуинам необходимые деньги, которые позволяют им покупать некоторые предметы первой необходимости, такие как лампы, ножи, бритвенные станки, духи. Они также покупали продукты, которые не могли производили сами или были недоступны в их районах, например, чай и сахар. Бедуины в этот период также расплачивались со своими долгами и вкладывали излишки на сберегательные депозиты у известных оптовых торговцев в больших городах, которые они считали заслуживающими доверия.

Рынки, на которых покупаются и продаются такие товары, часто расположены вокруг замка или дворца правительства или мавзолея мурабита, поскольку такие места играют важную роль в разрешении споров официальными или духовными средствами. Среди известных рынков в Триполи — Сук аль- Джумаа (пятничный рынок), Сук аль-Тулата (вторник), рынки турок и арабов, а также рынок сена, известный как Сук аль-Хашиш. На них до сих пор торгуют всем тем, чем и сто лет тому назад, добавив автомобили, стройматериалы и разную электробытовую мелочь.

Немногие племена доминировали в караванной торговле в пустыне, и на их переднем крае были племена Аз-Зувайя и Аль-Муджабара в Киренаике, а также Ауляд Сулейман и туареги, а также тубу в центре и на юге страны. К концу правления Юсуфа-паши аль-Караманлы (1795-1832 гг.) Аль-Зувайя двинулись дальше и контролировали — за счет тубу — большинство южных оазисов Киренаики, таких как Аль-Куфра, Тазербо, Бзайма, Рибьяна и Хаввари.  Это превратило торговые пути в цепь известных и безопасных станций, что резко снизило риск любых племенных набегов. Путешественники из Туниса, направлявшиеся в Египет, проходили через такие места Ливии, как Буйдж аль-Миль, Зувару, Завию, Зувагу, Джанзур, а затем Гиргараш, чтобы войти в Триполи. Далее, по пути в Египет, они должны были покинуть Триполи из Аль-Манишийи в Таджуру, долину Аль-Мисайид, Рами Сахль аль-Ахамид, Мислату, Злитен, Мисурату, Тавергу, Сабхат Увайнат, Бувайрат аль-Хусун, Аз-Закфаран, Миатан аль-Ахмар, Сирт, Аль-Яхудийю, Адждабию, Шакду, Слфтк, Аль-Тамлми, Айн Газалю, Мукарраб, Акабу аль-Сагиру, достигнув египетской западной пустыни. Эти станции обеспечивали караваны всевозможными услугами, включая еду, питье и корм, проводников, охрану или верблюдов. Это, в свою очередь, создавало рабочие места и увеличивало богатство за счет торговли между Востоком и Западом и соединения пустыни с побережьем. Рабы, финики и страусиные перья попадали на прибрежные рынки с юга, а взамен оттуда получали одежду, украшения, лекарства и оружие. Центральная власть Триполи или ее представитель в регионе заметили важность такой торговли, которая изменила экономическую и политическую жизнь юга. Однако наиболее драматические и заметные изменения произошли в структуре южного общества и его этническом составе. Среди ливийских племен юга преобладали мужчины и женщины с более темным цветом кожи и арабскими чертами лица, и это было из-за смешанных браков и рабства, которые на юге практиковали на протяжении веков в результате таких контактов.

Арабки и берберки юга выходили замуж за африканцев и держали африканских рабов, особенно женщин, в качестве домашней прислуги. За прошедшие годы в регионе появилось поколение смешанной расы в дополнение к рабам, которые были освобождены, а затем преобразованы в племена, присоединившись к племени господ после их исламизации и арабизации.

Эта новая порода ливийцев представляет собой культурное достояние с их музыкальной традицией, известной как Мирзикави, которая пришла из Мурзука, в Феццане, превзошла малуф (андалузская музыка) и стала самой популярной фольклорной и «поп-музыкой» во всей Ливии. Старая ливийская пословица иллюстрирует влияние арабизованных африканцев и часто называет их Фаззани. Она гласит: «Красавица тунисская, а поет, как Фаззани».

Помимо более темной кожи и слоновой кости среди многих вещей, которыми была обогащена Ливия, африканские имена стали ливийскими домашними, такие как Аль-Судани и Аль-Бимави, и это всего лишь примеры влияния, которое Африка оказала на все слои ливийского общества.

У ливийцев в целом, в те времена, и до сих пор, если не считать нефтегазовую отрасль, были примитивные отрасли промышленности по сравнению с европейцами, им удавалось обменять часть своей продукции на медь, ткань, текстиль, древесину, оружие и порох, особенно из Италии. Если бедуины очень мало торговали с внешним миром, но евреи Триполи разделили с политической арабской элитой монополию на бизнес в сфере импорта и экспорта. Евреям удалось получить льготные сделки и кредиты от своих друзей, итальянских бизнесменов-евреев больше, чем их соотечественникам-мусульманам. Согласно некоторым статистическим данным, в 1783 году во время правления Юсуфа-паши аль-Караманлы, в Триполи проживало около 14 000 жителей, четверть из которых составляли евреи. Большинство евреев Триполи жили в своем эксклюзивном еврейском гетто, известном в Триполи, как Харат аль-Яхуд, расположенном внутри старого города. Что касается Бенгази, то у евреев не было гетто, и ответ на вопрос, почему, можно найти в том, что итальянский путешественник Паоло делла Селия упомянул в одном из своих писем, что евреи составляли … более половины населения Бенгази в 1817 году.

Евреи известны своей деловой энергией и выдающейся способностью зарабатывать деньги. Также будет справедливо сказать, что евреям не разрешалось участвовать в политике страны, и поэтому они посвятили свою энергию торговле, которая принесла им богатство, а также зависть, а иногда и проблемы со стороны властей и жителей Триполи.  Аль-Хашаиши, тунисский путешественник, посетил Бенгази в 1894 году и обнаружил, что большинство торговцев в Бенгази были евреями, как и торговцы Мисураты. Это еврейское господство в торговле в Бенгази казалось разумным, поскольку большинство киренаикских бедуинов были пастухами, за городом. Торговцы из племен и семей «мисуртан» еще не превратились в крупное деловое сообщество в Бенгази, когда там проходил аль-Хашаиши, однако их численность и влияние росло и, вскоре они обогнали евреев в бизнесе и богатстве. Мисуратцы, по-прежнему доминируют в крупном бизнесе Ливии по сей день, монополизировав отдельные сферы его, а сам город превратился в подобие средневековой Ганзы, выступая на сегодняшней политической арене как самостоятельный субъект.

Ливийское общество было изначально разделено на основе образа жизни, приоритетов и используемых средств производства на два, примерно равных, общинных блока: бедуинов и худур. Несоответствие образа жизни могло бы физически отдалить их друг от друга, но догматически у них много общего. Они разделяют религию в ее версии маликитского суннизма, язык, нравственную конституцию, историю, судьбу и культурное наследие этого конкретного географического региона. Однако бедуины, бавади, как их называют по-арабски, отличаются от худур племенной солидарностью и преданностью. Этот дух очень слаб среди худур или тех бедуинов, которые были урбанизированы и перешли из жизни бедуинов в жизнь худур. Племенной фанатизм очень часто возникает из-за полного незнания ислама, в который они очень сильно верят, до такой степени, что один из них сказал: «Нуджахид ва насум», мы сражаемся и постимся, как будто ислам состоит только из этих двух принципов, вместо установленных пяти.

Все вышеперечисленные особенности организации ливийского общества не утратили свою актуальность и по сей день. Первое, что спросит один ливиец другого, это к какому племени и какому роду тот принадлежит, затем уже обо всем прочем. Подавляющее большинство из них продолжает придерживаться исторических норм и правил социального поведения и гордятся свои происхождением, каким бы туманным, как это часто бывает на деле, оно не оказалось. Знание основ ливийской истории и принципов общественного устройства, племенной структуры и связанных с этим местных обычаев и традиций, на наш взгляд, является неотъемлемым требованием при выстраивании коммуникации с жителями этой страны.

52.36MB | MySQL:103 | 0,605sec