Армяно-азербайджанский конфликт и позиция Турции. Часть 2

27 сентября 2020 года отмечено резким обострением конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Исповедующая на протяжении всего периода независимого Азербайджана принцип «два государства – один народ» Турция, вне всякого сомнения, уже является участником противостояния на Южном Кавказе.

Однако, вопрос вызывает та степень вовлеченности, на которую готова пойти Турция, исходя из нынешней обстановки внутри страны и за её пределами. А также с учетом её геополитических интересов и планов.

Напомним, что в предыдущей публикации мы разбирались с тем фундаментом в турецко-азербайджанских отношениях, который был заложен после распада СССР, провозглашения независимости Азербайджаном и признания вновь образованного государства со стороны Турецкой Республики в 1991 году.

Заметим, что в отношениях с Азербайджаном Турция исповедует принцип «два государства – один народ», а два лидера посещают друг друга, в первую очередь, после проведения выборов в стране или после любых знаковых событий. Как декларирует турецкое руководство, главным принципом Турции во внешнеполитических вопросах, там, где затрагиваются интересы Азербайджана, являет тезис «мы примем все, что хорошо / приемлемо для Азербайджана».

Верно и обратное – то, что для Турции неприемлемо то, что неприемлемо для Азербайджана. Подписанные в Цюрихе в 2009 году турецко-армянские протоколы так и не были ратифицированы двумя странами. Причем, с турецкой стороны – именно по причине фактора Азербайджана и конфликта последнего с Арменией из-за Нагорного Карабаха.

А ведь, на самом деле, двусторонние переговоры между Турцией и Арменией в 2009 году могли стать прорывом для Fyrfhs. Но… в другом направлении, по сравнению с тем, куда страну ведет президент Р.Т.Эрдоган и его Партия справедливости и развития.

Министром иностранных дел тогда только что стал автор знаменитой «Стратегической глубины» Ахмет Давутоглу, который стал активно продвигать свой тезис «ноль проблем с соседями».

И достижение соглашения между Турцией и Арменией по застарелому конфликту могло бы означать если не расшивку, то начало  урегулирования конфликта, который длится много десятилетий. Результатом могло стать достижение Турцией своей цели по деполитизации вопроса событий 1915 года и передачи его от политиков к историкам.

Можно только лишь представить себя ситуацию, в которой спустя десятилетия могла бы оказаться Турция, если бы она, со своей стороны, ратифицировала бы Цюрихские протоколы с Арменией в 2009 году (и если, разумеется, Ереван пошел бы на то же самое – В.К.). Можно утверждать, что 2009 год был переломным, когда Турция выбирала между западным вектором развития и между собственным новым путем.

При этом, когда говорим «западный вектор развития» Турции, не факт, что для турок этот путь является «наилучшим» или просто «хорошим». Следование Турции в западном фарватере, кое-что Турции, конечно бы, принесло в экономическом смысле. Но в политическом смысле страна продолжила бы оставаться на вторых ролях. А турецкое руководство такое положение категорически не устраивало.

Поэтому турецкое руководство предпочло свой собственный путь, на который выйти было бы немыслимо, не поставь в 2009 году Турция во главу угла в переговорах с Арменией Нагорно-Карабахский конфликт и его урегулирование с Азербайджаном. Заметим, что чисто географически Нагорный Карабах находится на пути прямого сухопутного коридора из Азербайджана в Турцию.

О том, куда три десятилетия отношений с независимым Азербайджаном привели две страны, в частности, в политическом, экономическом и военном аспектах, мы писали в предыдущей части нашей публикации на сайте ИБВ, доступной по ссылке http://www.iimes.ru/?p=73196.

Отметим, впрочем, что Азербайджан, отличающийся / отстающий от Турции по разным экономическим, социальным и демографическим показателям в диапазоне от 1 к 2 до 1 к 15, не отказываясь от постулата «два государства – один народ», пытается, все же, проявлять на международной арене гибкость и не идти в однозначном фарватере Турции. Так или иначе, Азербайджан действует и с оглядкой на Россию, и с оглядкой на Иран. И там, и там, заметим, проживают большие азербайджанские диаспоры. Особенно в Иране. А, как мы не раз говорили, отношения в треугольнике Турция – Россия – Иран складываются не самым простым образом. И Азербайджану надо проявлять большую разворотливость, и иногда действовать в ущерб своим отношениям с Турцией.

Да, Вооруженные силы Турции, на протяжении целого ряда лет, осуществляют подготовку азербайджанских военнослужащих. Именно этой подготовкой, в эти дни обострения конфликта между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха, турецкими наблюдателям объясняются успехи  Вооруженных сил Азербайджана (мы говорим о тезисе, а не о том, действительно ли эти успехи столь значительны, как о них говорят турецкие СМИ – В.К.). Однако, окончательно закрепиться Турции в Азербайджане, в военном смысле, пока так и не удалось.

В частности, Протокол «О выделении для личного состава Вооруженных сил Турции здания и построек в военном городке «Гызыл Шарг» и здания терминала в аэродроме в поселке Гаджи Зейналабдина» был реализован в достаточно узком, не стратегическом, смысле.

В частности, в 2016 году Министерство обороны Азербайджана опровергло информацию о создании турецкой военной базы в стране. Цитируем: «Информация, распространенная в СМИ о создании на территории Азербайджана военной базы какого-либо иностранного государства, не имеет никаких оснований и не соответствует действительности».

Разумеется, как мы писали в предыдущей части публикации, нынешнее обострение ситуации в Нагорном Карабахе создает предпосылки для того, чтобы Турция в военном отношении закрепилась бы в Азербайджане, получив в свое распоряжение полноценные военные базы, в частности, предусмотренные вышеупомянутым Протоколом 2016 года. Первым шагом могло бы стать введение турецких военнослужащих на территорию Азербайджана по приглашению последнего.

В частности, 29 сентября с.г. лидер националистической Партии великого единства (ПВЕ) Мустафа Дестиджи, предложил внести на повестку парламента голосование за мандат на отправку турецких военных в Азербайджан. «Парламент должен предложить правительству Турецкой Республики отправить войска в поддержку Азербайджана для борьбы с Арменией. Парламент должен одобрить мандат на отправку турецких военных в Азербайджан». Это – не парламентское движение в Турции, но уже достаточно серьезный сигнал о том, какие настроения присутствуют в турецком обществе.

Но заметим одну простую вещь: Азербайджан не следует на 100% в фарватере Анкары хотя и претендует на звание «братского народа» для Турции. Это довольно сильно напоминает отношения между Россией и Белоруссией, когда на уровне двух народов присутствует понимание «братскости», а на уровне руководства двух стран по ряду принципиальных позиций страны оказываются различными.

Простой вопрос: признал ли официально Минск возвращение Крыма в состав России? Аналогичный вопрос легко обнаруживается и в отношениях между Турцией и Азербайджаном: признал ли официально Баку Турецкую Республику Северного Кипра?

И если копнуть чуть глубже то, во-первых, между Турцией и Азербайджаном легко обнаружатся принципиальные (!) для Турции расхождения. Во-вторых, действия Турции в Азербайджане должны продвинуть её на пути в достижении своих целей. А цель – понятна: выражаясь в турецких терминах – «вековое пробуждение тюрок».

Просто перечислим те пункты повестки дня, которые Турция может поставить перед Азербайджаном, перед отправкой своих военнослужащих в страну для участия в Нагорно-Карабахском конфликте. Перечисляем их, разумеется, чисто теоретически, исходя из наполнения двусторонних отношений и геополитических устремлений Турции. Так или иначе, Турция будет стремиться к достижению этих целей и может стать предметом торга с азербайджанской стороной.

  1. Официальная поддержка Азербайджаном Турции в Восточном Средиземноморье в споре за ИЭЗ с Грецией и с Кипром. – Турция находится в регионе в стратегическом одиночестве и поддержка государства, значимого в мировом ТЭК и имеющего определенные рычаги на крупные энергетические корпорации Турции точно не помешает.
  2. Участие азербайджанской компании SOCAR в турецких проектах геологоразведки в Средиземном море. – Турция стремится к тому, чтобы вовлечь международные энергетические компании к проектам разведки и добычи энергоносителей в тех регионах, которые она считает своими, и часть из которых является спорными. SOCAR – достаточно серьезный игрок, чтобы стать «гирькой» на весах, колеблющихся в регионе.
  3. Использование Азербайджаном своего влияния для недопущения введения санкций в отношении Турции со стороны ЕС. – Разумеется, говорить о том, что Азербайджан может серьезно поколебать европейскую позицию в отношении Турции, не приходится. В этом смысле, куда как большим влиянием располагает та же Армения. Однако, азербайджанское выступление на этот счет имеет крайне большое значение для Турции, когда близится время заседания ЕС по этому вопросу.
  4. Официальное признание Баку Турецкой Республики Северного Кипра. Открытие с ним прямого воздушного сообщения. – ТРСК, пребывая в качестве частично признанной территории, на протяжении ряда лет оказывается пораженной в правах. Эту ситуацию способно выправить международной признание со стороны, для начала, одного «братского» Азербайджана.
  5. Официальное признание Азербайджаном террористической организации Фетхуллаха Гюлена. Использование им своего влияния на Кавказе и в Центральной Азии для убеждения других стран последовать этому примеру. – Азербайджан развернул борьбу в стране с последователями секты Фетхуллаха Гюлена, однако, официального признания этой организации, в качестве «террористической», так и не последовало.
  6. В рамках турецко-азербайджанского Протокола «О выделении для личного состава Вооруженных сил Турции здания и построек в военном городке «Гызыл Шарг» и здания терминала в аэродроме в поселке Гаджи Зейналабдина» от 2016 года предоставление Турции полноценных военных баз. – Об этом пункте турецко-азербайджанской повестки дня было сказано выше, эти объекты должны полноценно использоваться Турцией в качестве своих военных баз.
  7. Углубленная экономическая и политическая интеграция между Турцией и Азербайджаном в рамках Тюркского совета. – Нагорно-Карабахский конфликт создает условия для того, чтобы Тюркский совет сделал бы шаг вперёд в своем развитии. В этом смысле, неплохо было бы для Азербайджана и Турции заручиться его поддержкой, что сообщит миру об общетюркской политической воле.
  8. Создание между Турцией и Азербайджаном Таможенного союза в рамках Тюркского совета и обеспечение преференциального доступа турецких товаров на азербайджанский рынок. – Экономическая интеграция – это первый шаг на пути к политической и к военной интеграции. Собственно, страны, которые встают на этот путь, разумеется, начинают с введения свободного перемещения граждан (безвизовой режим), товаров и услуг (преференциальная торговля), капитала и рабочей силы (общий рынок труда).
  9. Подписание между Турцией и Азербайджаном Договора о коллективной безопасности. Создание совместного воинского контингента. – Появление такого рода документа – это серьезная смена статуса двусторонних отношений и задел на перспективу уже в масштабе Таможенного союза.
  10. Снижение Азербайджаном тарифов на поставляемые в Турцию энергоносители «как для внутреннего рынка». – В определенной степени, это одно из следствий шагов, упомянутых в п.8 выше. Разумеется, это – логичный шаг на пути создания полноценного Тюркского совета.

Итак, как мы видим, у Турции и у Азербайджана есть немало накопившихся вопросов, в решении которых заинтересована именно турецкая сторона. Вопрос заключается в том, хочет ли нынешнее азербайджанское руководство уйти окончательно под турецкое крыло, что неминуемо при упомянутом выше раскладе сил. Или хочет продолжить балансировать в регионе, проводя «казахстанскую политику» равноудаленности и не впадая в «эксклюзивную» зависимость от Турции. О равноправном партнёрстве речи быть не может при таком соотношении сил. Это — не соотношение, допустим, между Германией и Францией в Европейском союзе.

Говоря о реакции турецких политиков на конфликт в Нагорном Карабахе, сразу отметим то единство во взглядах – «необходимо поддержать Азербайджан против агрессивной Армении» – которое наблюдается в стране.

Начинаем с высказываний президента Р.Т.Эрдогана этих дней, который решительно осудил Армению «за нападение на азербайджанские территории».

Цитируем турецкого лидера: «Я ещё раз осуждаю Армению, которая вчера, в очередной раз, атаковала азербайджанские земли. Турция и дальше будет со всеми своими возможностями, и со всем своим сердцем находиться рядом с дружественным и братским Азербайджаном».

Это заявление прозвучало в понедельник 28 сентября в президентском офисе стамбульского дворца Долмабахче на Симпозиуме по международному морскому праву и по Восточному Средиземноморью, по истории, политике и международным отношениям, организованном Стамбульским университетом и университетом Мармара при участии Великого национального собрания Турции.

А вот высказывания пресс-секретаря президента И.Калына, также прозвучавшие сразу после возникновения инцидента: «Мы решительно осуждаем нападение Армении на Азербайджан. Нападая на гражданские поселения, Армения нарушила режим прекращения огня и еще раз продемонстрировала свое неприятие мира и стабильности. Международное сообщество должно немедленно прекратить эту опасную провокацию. Турция и Азербайджан оказались перед лицом этих атак. Мы желаем Божьей милости нашим братьям, погибшим в результате нападений. Азербайджан не одинок. Он пользуется полной поддержкой Турции».

Также уместным является процитировать пресс-секретаря правящей в Турции Партии справедливости и развития Омера Челика.

Вот перевод его заявления, опубликованного в Твиттере:

«Мы решительно осуждаем нападение Армении на Азербайджан. Армения в очередной раз осуществила незаконную провокацию. Связанные с Арменией сети убийц совершают преступления против человечности. Международное сообщество должно сказать свое слово против Армении. Турция находится рядом с Азербайджаном. Армения играет с огнем и создает угрозу миру в регионе. Эти нападения еще раз показали, что Армения не признает международное право. Международное сообщество должно осудить Армению. Турция до этого дня была рядом с Азербайджаном и продолжит оставаться и впредь. Желаем милости Аллаха нашим братьям, погибшим в результате нападения, и скорейшего выздоровления раненым».

А вот высказывание помощника президента Р.Т. Эрдогана, вице-президента страны Фуата Октая.

«Я проклинаю трусливое нападение Армении, совершенное сегодня утром на территорию Азербайджана. Записные провокаторы из Армении ещё раз показали всему миру, что они понимаю под правом, законом, данным словом и прекращением огня. Пришло время для международного сообществ, увидев все это, отделить справедливости от несправедливости. Турция, как бы то не требовалось, продолжит оставаться со своими азербайджанскими братьями».

52.29MB | MySQL:103 | 0,491sec