О договоренностях ФАТХа и ХАМАСа в Стамбуле. Часть 3

В посольстве Палестины в Стамбуле 24 сентября 2020 г. было объявлено о том, что в ходе встречи делегаций правящего на Западном берегу р. Иордан ФАТХа и контролирующего сектор Газа ХАМАСа согласованы шаги, призванные положить конец 14-летнему внутрипалестинскому расколу.

По словам Йони Бен Менахема, аналитика Иерусалимского центра публичной политики (JCPA), «Египет сердится» на Палестинскую национальную администрацию (ПНА) и ХАМАС за то, что они дистанцировались от Каира как посредника в процессе межпалестинского примирения и перенесли переговоры из Каира в Турцию. Несмотря на то, что ПНА и ХАМАС обсуждают проведение выборов на палестинских территориях без согласия Израиля, а также тот факт, что они пошли на сближение с осью Турции и Катара, они не могут отказаться от связей с Египтом[i].

По мнению израильского аналитика, «в отношениях ПНА и ХАМАСа с Египтом происходит нечто неладное». Около месяца назад ХАМАС отодвинул египетскую разведку от посредничества в переговорах между Газой и Израилем по поводу заключения нового соглашения о прекращении огня. Эту функцию взял на себя посол Катара Мухаммед аль-Эмади. После этого было решено провести переговоры о примирении между ФАТХом и ХАМАСом под эгидой президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Стамбуле, а не в Каире, как это происходило с 2007 года.

Подтверждение ярости Египта Йони Бен Менахем увидел в том, что официальные египетские СМИ после трехлетнего перерыва возобновили медиа-атаку на ХАМАС и обвинили движение в терроризме, коррупции, лицемерии и противодействии любому решению палестинской проблемы.

Поведение Махмуда Аббаса по отношению к Египту неясно, исходя из понимания того, что он не может позволить себе ссору с президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси. Аналитик JCPA задается вопросами: обусловлено ли поведение председателя ПНА тем, что его политический соперник Мухаммед Дахлан, советник наследника престола Абу-Даби шейха Мухаммеда бен Заида, пользуется симпатией президента ас-Сиси? Или ХАМАС и ПНА перестали доверять Египту после того, как президент ас-Сиси приветствовал соглашения о нормализации отношений между Израилем и двумя государствами Персидского залива?

По мнению аналитика JCPA, дело не в этом. ПНА и ХАМАС имеют разные интересы в Египте, и им будет очень сложно от него оторваться. Тем не менее, процесс нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами и заключение двух соглашений с Бахрейном и Объединенными Арабскими Эмиратами, привело к тому, что ХАМАС и ПНА отвернулись от Египта и начали заигрывать со связанными с «Братьями-мусульманами» Турцией и Катаром, что усиливает их влияние в регионе. Одновременно ПНА отдаляется от умеренной арабской оси, которая включает Египет, Саудовскую Аравию и ОАЭ. ХАМАС продолжает свои контакты с Ираном, развивая связи с Турцией и Катаром, что объясняется попытками Газы получить выгоду от всех сторон.

Йони Бен Менахем согласен с тем, что толчком для сближения ФАТХа и ХАМАСа послужил процесс нормализации отношений между Израилем и арабскими странами, который, в свою очередь, привел к более активному участию Турции и Катара в разрешении палестинской проблемы. В результате впервые с 2007 года, после того как ХАМАС взял под контроль сектор Газа, Турция приняла у себя представительную палестинскую делегацию для переговоров по примирению между ФАТХом и ХАМАСом. До сих пор на протяжении 14 лет основным посредником традиционно выступал Египет.

Накануне переговоров в Стамбуле председатель ПНА М.Аббас беседовал по телефону с президентом Турции Эрдоганом и попросил его помочь двум делегациям прийти к соглашению, которое позволит провести выборы на палестинских территориях.

Израильский аналитик отмечает, что ХАМАС и ФАТХ уже договорились о начале «народного сопротивления» против Израиля на Западном берегу р. Иордан и о создании «объединенного руководства» всеми палестинскими фракциями. На переговорах в Стамбуле они попытались достичь согласия по проведению выборов и включению в институты Организации освобождения Палестины (ООП) ХАМАСа и «Палестинского исламского джихада».

Что касается перспектив примирения между ФАТХом и ХАМАСом, несмотря на совместное противодействие этих движений процессу нормализации отношений Израиля с арабскими странами и «сделке века» Дональда Трампа, Йони Бен Менахему по-прежнему сложно представить, чтобы они достигли полного соглашения о национальном примирении.

Между двумя движениями существует взаимное подозрение и большое недоверие. ХАМАС опасается, что председатель ПНА М.Аббас использует переговоры о примирении, чтобы придать легитимность своему статусу, но на практике он не пойдет на разделение власти с ХАМАСом.

С другой стороны, ФАТХ опасается, что ХАМАС стремится закрепиться на Западном берегу р. Иордан, чтобы свергнуть власть ПНА, как это было в секторе Газа в 2007 году, и что хамасовцы намерены сфальсифицировать результаты выборов в секторе Газа, который находится под их жестким контролем.

Ссылаясь на источники в ХАМАСе, израильский аналитик отмечает, что правящее в Газе движение требует трети мест во властных институтах ООП, в частности, в Палестинском национальном совете (ПНС, законодательном органе ООП), в Исполнительном комитете и Центральном совете ООП, и такой же квоты в палестинских посольствах за рубежом.

Согласно сообщению ливанской газеты Al-Akhbar от 22 сентября с.г., ХАМАС требует одновременных всеобщих выборов президента и парламента (Палестинского законодательного совета, ПЗС) ПНА, а также в ПНС ООП. ФАТХ настаивает на проведении выборов поэтапно: сначала парламентские выборы, затем президентские выборы и только в конце процесса – в Палестинский национальный совет ООП. Аналитик JCPA полагает, что тем самым М.Аббас стремится обезопасить себя и оставить за собой возможность прервать выборный процесс на случай, если ХАМАС сфальсифицирует выборы в секторе Газа.

В ФАТХе настаивают на том, чтобы выборы проводились на основе пропорционального представительства, и чтобы после выборов было сформировано правительство национального единства.

Йони Бен Менахем призывает не забывать, что «Братья-мусульмане» рассматривают создание независимого правления ХАМАСа в секторе Газа как неоспоримое историческое достижение и плацдарм для будущего захвата Западного берега р. Иордан и проникновения в Египет. Исходя из этого, движение не пойдет на примирение, которое означает возвращение ПНА в сектор Газа, а военное крыло ХАМАСа не согласится разоружиться и передать оружие ПНА.

По мнению аналитика JCPA, председатель ПНА, положение которого неустойчивое, почувствовал, что арабские страны предали его и пошли на нормализацию отношений с Израилем вопреки решениям Лиги арабских государств (ЛАГ) и Арабской мирной инициативы (плана урегулирования палестино-израильского конфликта, предложенного Саудовской Аравией в 2002 году). Теперь он пытается заручиться поддержкой и получить помощь от Турции и Катара, а также показать ЛАГ, что у него есть другие варианты.

М.Аббас надеется, что Катар поможет ему преодолеть финансовые затруднения ПНА и предоставит ему кредит в 500 миллионов долларов, чтобы он смог выплатить зарплаты десяткам тысяч чиновников Палестинской автономии.

Турция и Катар, в свою очередь, стремятся к достижению соглашения о национальном примирении между ФАТХом и ХАМАСом, чтобы представить его умеренным арабским странам в качестве противовеса соглашениям о нормализации, которые Бахрейн и ОАЭ заключили с Израилем.

М.Аббас играет с огнем, полагает израильский аналитик. ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» признаны террористическими организациями, и его кооперация с ними является нарушением соглашений Осло, согласно которым террористическим организациям не разрешается участвовать в выборах. Израиль однажды сам нарушил эти соглашения, позволив ХАМАСу в 2006 году принять участие в парламентских выборах под давлением со стороны президента США Джорджа Буша. Для Израиля результат оказался плачевным, т.к. победу одержал ХАМАС и год спустя силой захватил контроль над сектором Газа.

Весьма сомнительно, пишет Йони Бен Менахем, что Израиль на этот раз одобрит выборы на палестинских территориях и в Восточном Иерусалиме, с тем, чтобы во властные органы были избраны представители, которые противятся процессу нормализации, американской «сделки века», а некоторые даже выступают против существования еврейского государства. «С позиции Израиля и США это не может быть даже предметом разговора», – полагает израильский аналитик.

Тем временем официальный представитель ФАТХа Усама Кавасме недавно заявил, что ФАТХ и ХАМАС обсуждают способы обойти Израиль и провести выборы даже без его согласия. Похоже, что М.Аббас допускает возможность конфронтации с израильским руководством по поводу выборов на палестинских территориях и представления их Израилю как свершившегося факта. Высокопоставленный представитель ООП Саиб Эрекат сказал, что если ФАТХ и ХАМАС договорились о выборах, М.Аббас издаст президентский указ, устанавливающий крайние сроки их проведения.

Йони Бен Менахем отмечает, что по оценкам высокопоставленных представителей службы безопасности в Израиле, несмотря на сближение ПНА и ХАМАСа с Турцией, они не осмелятся оттолкнуть Египет, который, в свою очередь, намерен пресекать любую турецкую активность в секторе Газа. Каир считает Турцию своим врагом, сектор Газа – это «задний двор» Египта и имеет большое значение с точки зрения национальной безопасности Египта.

[i] הפלסטיני בעניין וקטאר טורקיה של המעורבות גוברת // Arabexpert. 24.09.2020 — http://www.arabexpert.co.il/2020/09/blog-post_24.html

52.22MB | MySQL:103 | 0,673sec