Ситуация в Судане и Южном Судане: август 2020 г.

5 августа Бюро по координации гуманитарных вопросов ООН сообщило, что в Судане по предварительным данным по меньшей мере 50 тысяч человек пострадали от наводнений, вызванных проливными дождями, обрушившимися на страну в начале месяца. Материальный ущерб от дождей был зафиксирован в 14 из 18 штатов страны. На Голубом Ниле дожди вызвали прорыв одной из плотин, в результате которого потоки воды разрушили несколько сотен домов.

Сезон дождей обычно наблюдается в Судане в период с июня по октябрь. Каждый год в это время страна сталкивается с проблемой наводнений. В 2019г. пострадавшими от них в Судане были признаны 400 тысяч человек.

6 августа Служба гражданской обороны Судана сообщила, что в результате проливных дождей в стране были разрушены частично или полностью свыше 3300 домов, погибли по меньшей мере 10 человек.

7 августа суданские военные сообщили о перестрелке, происшедшей между ними и боевиками повстанческой группировки Народное движение Судана – Север (НДС-С) в штате Южный Кордофан. По данным военных, с обеих сторон были убитые и раненые. Они не привели более точных данных. По их версии, боевики атаковали перегонявших скот кочевников по маршруту, охранявшемуся военными. В свою очередь НДС-С возложило ответственность за инцидент на «проправительственную милицию», боевики которой охраняли скот и кочевников, вторгшихся на территорию, контролируемую повстанцами.

Территориальные споры между арабами скотоводами — кочевниками и африканскими племенами, занимающимися обрабатыванием земли, в Судане то и дело приводят к столкновениям между ними.

Инцидент произошел в момент, когда переходное правительство Судана ведет мирные переговоры с повстанцами, действующими в штатах Южный Кордофан, Голубой Нил и регионе Дарфур. Глава правительства Абдалла Хамдок назвал одним из своих приоритетов достижение мира в этих регионах.

9 августа межплеменные столкновения вспыхнули в Порт-Судане, втором по значимости городе страны. К 11 августа в этих столкновениях погибли 25 человек, 87 получили ранения. С 9 августа в ряде кварталов города действовал комендантский час с 17 до 6 часов. 11 августа комендантский час был распространен на весь город с населением 500 тысяч человек. В него  были направлены дополнительные силы армии и полиции. По данным свидетелей, столкновения вспыхнули после того, как в оплот племени бени амер квартал Дар эль-Наим 9 августа проникли группы нубийцев из штата Южный Кордофан. Известно о многолетней вражде между этими двумя племенами.

К 13 августа число погибших составило 30 человек, раненых — 116. В тот день дополнительно к армии и полиции в Порт-Судан были введены формирования полувоенных Сил быстрой поддержки (СБП).

   

8 августа МИД Судана выразил «сожаление» по поводу тона заявления Госдепа США, призвавшего американцев воздержаться от поездок в эту страну. «В свете двустороннего сотрудничества и американской поддержки гражданского правительства в Судане, МИД требует от Госдепа представить доказательства причин, по которым тот выступил с подобным предостережением», — отмечается в коммюнике. В нем напоминается о «больших изменениях, происшедших после славной революции в декабре 2018г.», приведшей в апреле 2019г. к низложению бывшего президента Судана Омара аль-Башира. В документе подчеркивается, что в настоящее время в Судане царит «атмосфера политической стабильности, соблюдается свобода манифестаций, защищены жизнь и права суданцев и иностранцев, идут переговоры с повстанцами». В нем указывается на «полное и абсолютное сотрудничество гражданского правительства с США и международным сообществом в борьбе против терроризма во всех его проявлениях как в Судане, так и в регионе».

В своих рекомендациях Госдеп предложил американцам «пересмотреть их поездки в Судан из-за коронавируса, преступлений, терроризма, беспорядков, похищений и вооруженных конфликтов», которые там происходят. Он предостерег против «террористических групп, которые могут атаковать представителей западных стран и их интересы».

С момента удаления от власти О.аль-Башира новые суданские власти делают все возможное и невозможное для того, чтобы США убрали Судан из американского «черного» списка стран, поддерживающих терроризм.

17 августа около 3 тысяч человек вышли на улицы Хартума с тем, чтобы выразить разочарование в первую годовщину подписания соглашения о переходном периоде между военными и представителями протестного движения. Участники шествия потребовали, в частности, правосудия и мира. Первое из них – предать суду ответственных за гибель в 2019 г. порядка 250 участников выступлений против режима О.аль-Башира. Манифестация переросла в столкновения с полицией, поскольку ее участники хотели передать их письмо премьеру А.Хамдоку, но вместо него к ним вышел советник главы правительства. Для разгона участников шествия полиция применила слезоточивый газ.

Со своей стороны А.Хамдок 17 августа в правительственном коммюнике среди своих достижений назвал переговоры с повстанцами, которые, на его взгляд, близки к завершению, и замену военных губернаторов 18-ти штатов Судана на гражданских. Он признал наличие проблемы в части предания  правосудию ответственных и исполнителей массовых репрессий в 2019г.

18 августа правительство Судана и одно из крыльев повстанческой группировки НДС-С во главе с Маликом Агаром подписали «соглашение о безопасности», которое предусматривает, в частности, что ее бойцы интегрируются в состав суданской армии в 3-летний период в 3 этапа.

НДС-С представлено в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Как подчеркивалось в коммюнике Хартума по этому поводу, «правительство подтверждает свою позицию, согласно которой только мирное переговорное решение с нашими партнерами из вооруженных групп является путем к миру, безопасности и стабильности страны».

Со своей стороны министр обороны Судана генерал Ясин Ибрагим выразил надежду на то, что это соглашение «побудит другие группы повстанцев присоединиться к мирному процессу».

Переговоры между новыми властями Хартума и повстанцами стартовали в Джубе в сентябре 2019 г. В них участвуют 4 группировки повстанцев, 2 на тот момент пока отказывались от диалога.

20 августа наметился раскол в НДС-С после того, как фракция во главе с Абдельазизом аль-Хилу отказалась от участия в переговорах в знак протеста против того, что делегацию Хартума на них поручили возглавить главарю СБП Мухаммеду Хамдану Дагло, занимающему вторую позицию в иерархии Суверенного совета. СБП обвиняются в многочисленных преступлениях как в Дарфуре, так и при подавлении народных выступлений в 2019г.

 

18 августа Хартум в лице представителя МИД Судана Хайдера Бадави впервые косвенно признал о существовании контактов с Израилем с целью нормализации отношений между ними. При этом подчеркивалось, что мир между арабами и израильтянами способствовал бы «миру во всем мире». Он назвал «смелым» принятое неделей ранее решение ОАЭ об установлении связей с Израилем. Буквально несколько часов спустя глава МИД Судана Омар Камарэддин заявил, что «вопрос отношений с Израилем никогда не обсуждался суданским правительством». «Заявления Х.Бадави нас удивили, поскольку он никогда не уполномочивался говорить  на этот счет», — сказал он.

После 6-дневной арабо-израильской войны 1967 г. ряд арабских лидеров, собравшихся в Судане, приняли Хартумскую декларацию, известную под названием «3 нет» — не миру с Израилем, нет признанию Израиля, нет переговорам с Израилем. Тем не менее Египет и Иордания стали первыми арабскими странами, подписавшими мирные соглашения с Израилем в 1979 и 1994 годах соответственно.

Понятно, что уже 19 августа Х.Бадави лишился своего поста. 25 августа масло в огонь добавила коалиция партий и организаций гражданского общества, которая возглавляла движение, приведшее к свержению Аль-Башира. Она заявила, что переходное правительство Судана не имеет мандат на нормализацию отношений с Израилем.

Тем не менее показательно, что также 25 августа Глава госдепа США Майк Помпео совершил «первый официальный прямой полет» между Тель-Авивом и Хартумом. Согласно Вашингтону, в Хартуме М.Помпео должен был выразить «поддержку углублению отношений между Суданом и Израилем», а также переходному процессу, начавшемуся в 2019г. после 30 лет правления О.аль-Башира. Визит М.Помпео стал первой поездкой американского госсекретаря в Судан за последние 15 лет. В Хартуме он встречался, в частности, с премьером А.Хамдоком и главой Суверенного совета генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом. В ходе встречи премьер сообщил М.Помпео, что нормализация отношений с Израилем возможна только после завершения переходного процесса в Судане, то есть после 2022г.

А.Хамдок также настаивал на «необходимости» не связывать удаление Судана из американского «черного» списка стран, поддерживающих терроризм с нормализацией отношений с Израилем.

 

В Южном Судане 12 августа было объявлено, что в боестолкновениях между военными и вооруженными формированиями племени гельвенг в штате Варрап погибли по меньшей мере 127 человек. Бои начались после того, как вооруженные формирования племени гельвенг отказались подчиниться требованию властей о разоружении. По данным военных, погибли 45 солдат и 82 человека из числа «гражданских» лиц, которые атаковали позиции южносуданской армии в районе Ромик. Южносуданские военные были вынуждены покинуть этот район, читай – отступить.

Президент Южного Судана Сальва Киир является уроженцем штата Варрап. Он вместе с главарем повстанцев Риеком Машаром, ставшим по мирным соглашениям вице-президентом, сформировали в феврале с.г. правительство национального единства.

20 августа заместитель управляющего Центральным банком Южного Судана Даниэль Кех Пух сообщил, что из-за нехватки иностранной валюты, образовавшейся из-за падения доходов от экспорта нефти, страна не сможет помешать обесцениванию национальной валюты – южносуданского фунта, который и так заметно упал ранее.

До начала гражданской войны в Южном Судане добывалось 350 тысяч баррелей нефти в день. В ходе войны этот показатель снижался до 135тысяч баррелей в день. После подписания в сентябре 2018г. мирного соглашения он поднялся до 178 тысяч баррелей в день. Но в связи с падением цен на нефть на мировом рынке страна потеряла значительную часть возможных доходов. На тот момент Центральный банк Южного Судана давал за 1 доллар 165 фунтов, коммерческие банки – 190, на «черном» рынке за доллар давали 400 фунтов.

В целом очевидно, что во властных структурах Судана наметился конфликт между военными  и гражданскими, поскольку никто не хочет брать на себя ответственность за острейший социально-экономический кризис, в котором оказалась эта страна после падения режима Аль-Башира. Тем более, что А.Хамдок хочет лишить военных самой дорогой части их структуры – кошелька, заявив о необходимости передачи предприятий, принадлежащих военным, в ведение правительства. Известно, что бизнесменам — военным принадлежат ряд структур в сфере здравоохранения (аптеки и больницы), сельскохозяйственные предприятия. Это признается самими военными. И этот конфликт чреват самыми непредсказуемыми последствиями.

52.2MB | MySQL:103 | 0,492sec