Современное состояние и перспективы развития торпедных вооружений ВМС Турции. Часть 1

Командование ВМС Турции рассматривает торпедное оружие, как эффективное средство поражения надводного и подводного противника. Отвечая на нюансы военно-политической обстановки в регионе и постоянно растущие требования к оперативным возможностям флота, свои усилия в области торпедных вооружений Анкара направляет на замену устаревающих торпед современными образцами и разработку высокотехнологичных торпедных систем собственного производства.

В соответствии с принятой в НАТО классификацией, находящиеся на вооружении ВМС Турции торпеды подразделяются на тяжелые (HWT) и легкие (LWT). Первые имеют калибр 533 мм (21 дюйм) и являются основным видом вооружения подводных лодок (ПЛ). Калибр вторых, как правило, составляет 324 мм (12,75 дюйма). Эта категория торпед, главным образом,  используется надводными боевыми кораблями, противолодочными вертолетами и самолетами базовой патрульной авиации (БПА).

Согласно открытым источникам, основу нынешнего торпедного арсенала ВМС Турции составляют тяжелые торпеды американского (Mk14, Mk23, Mk24 Mod 2 TigerFish, Mk37 Mod 2 и Mod 3, Mk48 Mod 6AT) и немецкого производства (SST-4 Mod 0, DM2A4), а также американские легкие торпеды Mk46 и их модификация Mk54 Mod 0. Модели Mk14, Mk23, Mk37 Mod 2 и Mod 3, SST-4 Mod 0 и Mk24 Mod 2 TigerFish считаются устаревшими (в профильных изданиях их также называют «классическими») и в перспективе подлежат замене на разрабатываемую турецкой промышленностью тяжелую торпеду «Акья» (AKYA). В настоящее время общий запас «классических» торпед оценивается в следующих пределах: Mk24 Mod 2 TigerFish не менее 80 ед., Mk37 Mod 2 и Mod 3 в общем около 50 ед., SST-4 Mod 0 также около 50 ед. О запасах наиболее зрелых торпед (Mk14 и Mk23) источники не сообщают.

Основной пользователь «классики» торпедного вооружения – ПЛ типа «Ай» (AY, проект 209/1200) ВМС Турции. Подводные лодки типов «Превезе» (PREVEZE, проект 209/1400) и «Гюр» (GÜR, проект 209/1400) оснащаются торпедами Mk24 Mod 2 TigerFish. Строящиеся в рамках национального проекта подводной лодки нового типа (New Type Submarine Project, NTSP) и планируемые к вводу в эксплуатацию с 2022 года ПЛ типа «Рейс» (REİS, проект 214TN) получат торпеды Mk48 Mod 6AT.  Дополнительно, модернизированные лодки типа «Ай» и все остальные типы лодок подводных сил Турции также могут применять тяжелые торпеды DM2A4.

 

Практика применения и характеристики торпедного оружия ВМС Турции

 

Не уходя глубоко в историю, кратко проиллюстрируем возможности «классических» торпед ВМС Турции.

Тяжелые торпеды Mk24 Mod 2 TigerFish поступили на вооружение турецкого флота в 1993 г. (объем заказа 90 ед.). Первую боевую стрельбу этой торпедой 15 июня 2001 года выполнил экипаж ПЛ типа «Превезе» TCG 18 Mart (S-355) во время учений Deniz Kurdu («Морской волк»). В качестве корабля-цели выступал списанный фрегат «Миллер» (USS Miller) типа «Нокс». Как сообщается, на дальности 3000 ярдов (примерно 2,7 км) от цели торпеда вышла из-под контроля и затонула через 30 минут из-за недостатка топлива. В дальнейшем цель была затоплена повторным пуском торпеды Mk23 с той же подводной лодки. Вторую стрельбу торпедой Mk24 Mod 2 TigerFish планировалось провести в период с 27 марта по 7 апреля 2017 года, во время учений Deniz Yıldızı («Морская звезда»), проходивших в акваториях Мраморно и Чёрного морей, но стрельбы не состоялись по техническим причинам.

Очередная (по плану третья) боевая стрельба тяжелой торпедой Mk24 Mod2 TigerFish состоялась 4 октября 2017 года в рамках тактических учений Erdem ÖZTÜRK 2017. В этот раз целью стал фрегата «Дункан» (USS Duncan), который ранее, 31 марта 2017 г., во время учений «Морская звезда» подвергся обстрелу противокорабельными ракетами (ПКР) «Гарпун» (RGM-84L Harpoon Block II) и «Супер Гарпун» (UGM-84 Sub-Harpoon). Причем, как показала практика, попадания двух ПКР для затопления фрегата оказалось недостаточным. После же поражения управляемой по проводам торпедой Mk24 Mod 2 TigerFish корпус корабля раскололся на две части, и фрегат затонул в короткие сроки.

Позднее, 17 октября 2018 года ПЛ TCG Batıray (S-349) типа «Ай» произвела выстрел боевой торпедой Mk37 по кораблю-цели «Münfesih Taşkızak», а 11 июня 2018 г. ПЛ TCG Yıldıray (S-350) выпустила тяжелую торпеду SST-4 по кораблю-цели «Lieutenant Commander Sadettin Gürcan» – оба корабля после попадания торпед затонули.

Приведенные примеры наглядно показывают, что, несмотря на наличие фактов отказа, находящиеся в арсенале ВМС Турции тяжелые торпеды раннего производства при применении по надводным целям продолжают сохранять свою эффективность.

Рассмотрим особенности современных торпед ВМС Турции.

 

Тяжелая торпеда DM2A4 SeeHecht

 

Тяжелая торпеда DM2A4 SeeHecht разработана немецкой компанией Atlas Elektronik и передана в эксплуатацию на рубеже 1999 года. В настоящее время торпеда стоит на вооружении ВМС Германии, Турции, Испании, Израиля и Пакистана. Причем, подготовка пакистанских специалистов для этого типа торпед проводилась в учебном центре подводных сил Турции в Гёльчук (Gölcük). Недавно торпеда поступила и в ВМС Греции, на что турецкие источники обращают особое внимание.

Тяжелая торпеда DM2A4 SeeHecht (экспортированная версия SeaHake Mod 4) состоит из восьми частей:

  • конформный гидролокатор и широкоугольная до 220° (азимут +/- 100 ° и угол +/- 24 °) панорамная пассивная система самонаведения (ССН) с датчиками самонаведения по спутной (кильватерной) струе;
  • батарейный отсек, вмещающий четыре батареи (АКБ); полностью изолированная серебряно-цинковая (Ag-Zn) АКБ содержит 86 ячеек и генерирует напряжение более 150В;
  • боевая часть (260 кг взрывчатого вещества (ВВ) типа PBX, эквивалентных 460 кг тротила) с бесконтактными магнитными и контактными взрывателями, устройствами предохранения и боевого взвода;
  • высокочастотный электродвигатель 300kW (около 407 л.с.) с малошумной планетарной коробкой передач;
  • два асимметричных гребных винта встречного вращения, изготовленных из стеклопластика с девятью лопастями спереди и семью сзади;
  • электронный отсек с центральным цифровым помехоустойчивым процессором, который управляет ССН и всем функционалом торпеды;
  • навигационная секция с оптоволоконным кабелем толщиной 300 мкм;
  • хвостовая часть.

Общая масса торпеды DM2A4 с четырьмя АКБ составляет 1670 кг и имеет длину 6,9 м, (в стандартной версии устанавливается две АКБ; её длина 6,22 м, масса 1530 кг). Батареи торпеды активируются за короткое время, что позволяет производить выстрел уже через 10 секунд. Торпеда предназначена для поражения надводных и подводных целей. Утверждается, что версия DM2A4 с четырьмя АКБ может достигать дальности 50 км на скорости 40 узлов, 38 км при 55 узлах и примерно 100 км на малой скорости.

По информации производителя, благодаря усовершенствованным алгоритмам наведения и управления, DM2A4 способна отличать ложные цели от настоящих. Так, в 2014 году, в ходе испытаний турецкой противоторпедной системы HIZIR акустическим ловушкам ZOKA удалось на короткое время обмануть учебный вариант торпеды DM2A4. Однако, путем проведенного анализа торпеда смогла выделить шумы двигателя корабля-цели и повторным заходом поразить его.

Компания Atlas Elektronik также продает версию торпеды увеличенной дальности SeaHake Mod 4ER (Enhanced Range). Согласно официальным данным, торпеда длиной 8,7 м предназначена для «сетецентрических войн» и пригодна для применения в прибрежной зоне и на мелководье. Сообщается, что в ходе испытаний в Германии SeaHake Mod 4ER достигла дальности 150 км. В дополнение к оптоволоконному кабелю для управления торпедой используются спутниковая связь и навигация (SatCom и SatNav). Для контакта с кораблем управления или берегом торпеда поднимается близко к поверхности воды (7 м), через выдвижную телескопическую антенну проводит сеанс связи, а затем снова ныряет на запланированную глубину.

В соответствии с соглашением, подписанным в июне 1999 года между Берлином и Анкарой, для ПЛ типов «Превезе» и «Гюр» было заказано в общей сложности 50 (с учетом учебных образцов) тяжелых торпед DM2A4 SeeHecht. На тот момент стоимость  одной торпеды составляла 2,3 млн. евро и включала затраты на  переход с двухбатарейной экспортной конфигурации на конфигурацию, используемую ВМС Германии с четырьмя АКБ, и необходимую модификацию торпедных аппаратов (ТА). Хотя, согласно контракту, началом поставки значился 2003 год, фактически она стартовала только в 2005 году, а завершились в 2008 году. В Башискеле (Başiskele) и Гёльджук (Gölcük) была оборудована линия по техническому обслуживанию и сборке тяжелых торпед DM2A4 SeeHecht.

Первые боевые стрельбы этими торпедами ВМС Турции провели на ученьях Beyaz Fırtına («Белый шторм»), проходивших 16-28 мая 2016 года. Пуск торпеды выполнил экипаж ПЛ типа «Гюр». В качестве корабля-цели задействовали списанный в 2012 году фрегат «Зафер» (Zafer) типа «Нокс», который после поражения раскололся надвое и затонул через 15 минут.

 

Усовершенствованная тяжелая торпеда Mk48 Mod 6AT (Advanced Technology)

 

Через программу зарубежных военных продаж правительства США (Foreign Military Sales, FMS) Турция заказала 48 торпед Mk48 Mod 6AT у компании Raytheon Technologies в мае 2014 года. Общая стоимость контракта оценена в 170 млн. долл. США. Торпеды предназначались для шести ПЛ с воздухонезависимой двигательной установкой (AIP), тип которых первоначально получил обозначение «Цербе» (CERBE). Головную лодку нового проект планировалось ввести в эксплуатацию в первой половине 2018 года. Однако во втором полугодии 2014 года конструкцию обновили, увеличив общую длину и водоизмещение. Новый дизайн переименовали в тип «Рейс», а сроки поставки сдвинули на год, на период 2020-2025 гг. Позднее этот график обновили до 2021-2026 гг. и, наконец, до 2022-2027 гг.

Конструкция тяжелой торпеды Mk48 Mod 6AT фактически представляет объединение хвостовой секции торпеды Mk48 Mod 4M (экспортной версией Mk48 Mod 4, в ВМС США с 1982 года) с малошумной двигательной установкой, гидроакустическим оборудованием и управляющей электроникой торпеды Mk48 ADCAP (Advanced Capability) Mod 6. В результате, как утверждается, Mk48 Mod 6AT имеет производительность ADCAP Mod 6 и рабочие характеристики глубины и скорости Mod 4M.

Двухпроводная управляемая тяжелая 532 мм торпеда MK 48 Mod 6AT имеет длину 5,86 м и массу  1691 кг. Для передвижения торпеды используются шестицилиндровый поршневой двигатель, работающий на монотопливе Otto Fuel II, и насосно-реактивный движитель. Фугасная боевая часть MK 107 Mod 1 снаряжена 295 кг (650 фунтов) ВВ PBXN-105, электронным датчиком обнаружения MK 22 Mod 1 и детонатором MK 21 Mod 3. Согласно брошюре об изделии, в носовом обтекателе торпеды установлен активный гидролокатор с фазированной решеткой. Акустическая активно-пассивная ССН позволяет сканировать объем более 1,6 млн. куб.м в секунду. Хотя торпеда и предназначена для поражения как надводных, так и подводных целей (ASuW/ASW) из-за приоритета, отданного ГАС с АФАР и активному акустическому датчику самонаведения, ее основной целью считаются подводные лодки.

Для интеграции торпед Mk48 Mod 6AT с системой боевого управления (СБУ) ISUS-90/72 на ПЛ типа «Рейс» была выбрана турецкая компания Havelsan, получившая в 2016 году от Raytheon за успехи в этой работе рейтинговую награду. ВМС США и производитель гарантировали возможность поддержки торпед до 2025 года. Однако из-за задержек с поставкой ПЛ типа «Рейс» прогнозируется необходимость обновления Mk48 Mod 6AT для предотвращения проблем технического обслуживания, которые могут возникнуть из-за относительного старения торпед к моменту передачи последней ПЛ TCG Selmanreis в эксплуатацию в 2027 году.

В этой связи, ВМС Турции в середине 2017 года начали модернизацию торпед Mk48 Mod 6AT до уровня Mod 7AT. Согласно турецким источникам, 23 сентября 2017 года компания Lockheed Martin подписала контракт на сумму 53 млн. долл. США на производство командно-управляющих блоков тяжелых торпед Mk48 Mod 7 и конверсионных наборов Mk48 Mod 7 CBASS для ВМС Австралии, Нидерландов, Канады, Турции и США. В пресс-релизе доля Турции в заказе указывалась в размере 1%, а работы по контракту планировалось завершить к ноябрю 2020 года. Позднее, 14 августа 2018 года Lockheed Martin подписала новый контракт стоимостью 59,1 млн. долл. США на производство через канал FMS комплектов переоборудования Mk48 Mod 7 CBASS только для ВМС Нидерландов, Канады и Турции. Срок завершения поставок по новому соглашению – март 2021 года. В свете этой информации, по мнению специалистов, 48 тяжелых торпед Mk48 Mod 6AT, заказанных ВМС Турции, намечено модернизировать до уровня Mk48 Mod 7 CBASS с использованием соответствующих комплектов, поставляемых партиями.

Торпеда Mk48 Mod 7 CBASS является экспортным вариантом новейшей версии торпеда Mk48, получившей в ВМС США обозначение Mk48 Mod 7AT. Процесс разработки Mk48 Mod 7 CBASS завершился в ноябре 2005 года, а о первоначальной эксплуатационной годности было объявлено в 2007 году. Торпеда представляет собой улучшенную версию усовершенствованной торпеды Mk48 ADCAP Mod 6 (ACOT) производства Raytheon Technologies. Её отличительной особенностью является разработанная Lockheed Martin секция наведения и управления, включающая общую широкополосную усовершенствованную ГАС (Common Broadband Advanced Sonar System, CBASS). Производство Mk48 Mod 7AT CBASS стартовало в 2016 году, а первая поставка осуществлена в 2019 году для ВМС Австралии, Канады и Нидерландов. Тяжелая торпеда Mk48 Mod 7 CBASS пригодна для применения как на больших глубинах, так и на мелководье.

 

Легкие торпеды Mk46 и Mk54

 

Легкая торпеда Mk46 разработана компанией Raytheon Technologies и предназначена для атаки современных подводных лодок. Изделие считается стандартом НАТО. Торпеда приобретена более чем 25 странами мира, включая Турцию.

Mk46 имеет различные конфигурации для использования надводными боевыми кораблями, самолетами БПА и противолодочными вертолетами. С момента принятия на вооружение в 1965 году в различные модификации торпеды добавлены более совершенные системы акустики, наведения и управления, а также возможность обнаружения и селекции средств противодействия.

В начале 1990-х годов появилась очередная модификация системы – Mk46 Mod 5A (S) – с возможностью применения на мелководье. Mk46 Mod 5A (S) – это двухскоростная торпеда с активно-пассивной ССН, отличающаяся улучшенными характеристиками противодействия и обнаружения целей. Система позволяет проводить предварительную настройку уклонения от дна, обладает повышенной ремонтопригодностью и надежностью.

Следующим поколением Mk46 стала легкая торпеда Mk54. Новая Mk54 создана путем объединения элементов самонаведения и боеголовки легкой торпеды Mk50 и двигательной установки Mk46, улучшенных для повышения производительности на мелководье. Дополнительно, для снижения общих затрат применены серийные коммерческие технологии (COTS). В частности, задействована большая часть программного и компьютерного оборудования тяжелой торпеды Mk48 ADCAP, базирующаяся на специализированном чипе PowerPC 603e. В арсенале ВМС США легкие торпеды Mk46 заменяются на Mk54.

По утверждению западных специалистов, Mk54 – это первая полностью цифровая легкая торпеда, значительно расширяющая возможности применение оружия. Использование элементов COTS и архитектуры открытых систем позволяет Mk54 устанавливать необходимые обновления, чтобы подключать новейшие технологии для противодействия развивающимся угрозам. Используя сложные алгоритмы обработки и анализа информации, торпеда способна отслеживать и классифицировать подводные цели, отсеивать ложные цели или другие меры противодействия, а затем преследовать и атаковать выявленную угрозу.

В соответствии с контрактом FMS, получившим одобрение Конгресса США 20 апреля 2007 года, Турция закупила в общей сложности 100 легких Mk54 Mod 0 на сумму около 105 млн. долл. США. Примерная стоимость каждой торпеды 1 млн. долл. США. Поставки выполнены в 2012 и 2013 годах двумя партиями по 50 торпед в каждой.

Подводя предварительный итог, можно констатировать, что ВМС Турции имеют значительные запасы торпедного оружия западного производства. Несмотря на их широкую номенклатуру и наличие морально устаревших образцов арсенал поддерживается в оперативной готовности и обладает большой поражающей мощью. Вместе с тем, стремление турецкого руководства добиться в области вооружений самостоятельности привело к появлению собственных разработок торпедных систем.

51.88MB | MySQL:101 | 0,362sec