О продовольственной ситуации в Сирии

По стечению целого ряда факторов, к концу 2020 года в Сирии возникли предпосылки ухудшения ситуации в сфере продовольственного обеспечения. Ecли складывающася тенденция получит свое подтверждение, это может пошатнуть позиции правящей власти во главе с президентом Б.Асадом на внутреннем фронте. Сирийский кризис в 2012 году начался на фоне социальных протестов в том числе ввиду обострения продовольственной ситуации. В случае продовольственного кризиса в стране, угроза очередного реванша оппозиции и повторения сценариев «арабской весны» может стать вполне реальной.

Главная угроза национальной продовольственной безопасности Сирии – именно экономическая доступность продовольствия. С весны 2020 года цены на продовольствие имеют тенденцию к росту. Связано это как с ограничительными мерами в международной торговле в рамках борьбы с COVID-19, так и с новой политикой Дамаска по целевой поддержке местных производителей и фермеских хозяйств.

Ситуация складывается довольно неоднозначная. С одной стороны, еще с мая текущего года правительство повысило закупочные цены на пшеницу почти вдвое – с 225 до 400 сирийских фунтов за килограмм. Цель – содействовать увеличению доходов местных фермеров и стимулирование местного производства пшеницы и пополнения государственных запасов этого стратегического ресурса. Меры предпринимались в срочном порядке в качестве защитной меры от девальвации курса национальной валюты и сокращения зависимости от нестабильных внешних поставок в условиях начавшейся пандемии коронавируса.

С другой стороны, правительство рассчитывало сохранить массовую доступность продовольствия для широких слоев населения. Эта задача ранее  обеспечивалась за счет адресного субсидирования всей отрасли и особенно хлебобулочного производства, что по сути является главным подспорьем внутриэкономической политики, проводимой Дамаском как в разгар войны, так и на постконфликтном этапе. Именно эта социально ориентированная политика и позволяла обеспечивать во многом лояльность к правящим кругам широких слоев сирийского населения. Очевидно, что растущие цены на продовольствие будут неумолимо вести к увеличению социальной напряженности в сирийском обществе.

Тем не менее, удержать баланс между стабилизацией продовольственных цен и одновременным наращиванием поддержки местным производителям Дамаску пока не очень удается.

Рассмотрим основные факторы, которые способствуют росту продовольственных цен.

Во-первых, в производственном секторе в 2020 году складывается достаточно неблагополучная ситуация. Она несколько лучше, чем в прошлом году. В посевном сезоне текущего года, который стартовал в мае с.г., прогнозируется производство на уровне 2.6 млн тонн пшеницы, что выше прошлогоднего урожая на 18% (в 2019 году Сирия произвела 2.2 млн тонн пшеницы). Однако по-прежнему, уровень производства пшеницы пока сохраняется на достаточно низком уровне, что вдвое ниже довоенных показателей (4.1 млн тонн). Такая ситуация неизбежно толкает цены вверх, что вынудило правительство в срочном порядке начать интервенцию на внутреннем рынке летом 2020 года и закупить пшеницу на астрономическую сумму 450 миллиардов сирийских фунтов (11% национального бюджета), до очередного скачка продовольственных цен.

Во-вторых, рост цен на продовольствие также коррелирует и тесно взаимосвязано с ценами на топливо. Острый топливный кризис в Сирии в апреле-мае с.г. оказал безусловное воздействие на продовольственные цены. Этот кризис был обусловлен не только ограничением торговли и внешних поставок из-за коронавируса, но более глубокими структурными проблемами. Сокращающиеся нефтяные запасы Сирии и растущий дефицит бюджета в силу недополучения налоговых поступлений, в совокупности подтолкнули правительство к сокращению топливных субсидий, на которые приходится до 15% валового внутреннего продукта страны.  Как следствие — в начале мая с.г. правительство пошло на сокращение субсидий на топливо, в результате чего цены на топливо буквально в течение одного дня выросли втрое.

В третьих, климатические изменения ведут к более продолжительным засухам на территории Сирии. В 2020 году их воздействие было максимально негативным, особенно на регионы, которые специализируются именно на производстве пшеницы. Сегодня более 50% пашенных земель Сирии отведено под эту ключевую культуру, но возможностей наращивания и ввода в оборот новых земель нет – в первую очередь из-за дефицита водных ресурсов.

В-четвертых, несмотря на доминирование сирийского государства в экономике, включая контроль за продовольственными ценами и экспортно-импортными операциями на аграрном рынке, c окончанием вооруженного конфликта возникает неизбежная потребность в либерализации рынков. Только при таком условии Дамаск способен обеспечить поступательное экономическое развитие и привлечь столь необходимые инвестиции и финансовые ресурсы из частного сектора и внешних доноров. Именно по этой причине с весны 2020 года Дамаск постепенно движется по пути либерализации аграрного сектора, что ведет автоматически к росту продовольственных цен. Так, по данным Всемирной продовольственной программы ООН, только за последние шесть месяцев продовольственные цены в Сирии выросли на 20%.

С учетом того, что Дамаск довольно сильно ограничен в своих маневрах и либерализация продовольственных цен в силу обстоятельств представляется неизбежной, правительство фокусирует свои усилия на принятии комплекса защитных мер в социальной сфере, чтобы минимизировать негативные последствия. В начале августа сирийские власти приняли решение о повышении на 25% заработной платы и пенсий в государственном секторе, которые составляли 130 долларов. Эта важная мера охватывает сразу несколько миллионов человек, занятых в госсекторе. Также правительство приступило к раздаче купонов на бесплатное отопление для нуждающихся семей в качестве компенсации за рост цен на топливо и расходов на электроэнергию. Это является важнейшим компонентом в функционировании продовольственных цепочек, и в частности существенным подспорьем для работы семейных пекарен.

Также правительство рассматривает возможности увеличения рабочих мест в секторе услуг, что должно помочь росту доходов населения – многие сирийцы сегодня стремятся найти вторую или даже третью работу, чтобы повысить покупательскую способность своей семьи.

Одновременно, правительство будет продолжать контролировать цены на наиболее стратегические виды продовольственной номенклатуры, особенно на хлеб. Здесь, по заявлению министра финансов Сирии, проходит определенная «красная черта», и на фоне роста цен на другие виды продовольствия, включая рис, правительство продолжит субсидировать цены на хлеб, чтобы продолжать обеспечивать самые бедные и уязвимые слои по фиксированным ценам.

Разумеется, нужно понимать, что такая политика создает повышенную нагрузку на национальный бюджет, особенно на фоне роста цен на пшеницу на международных рынках на 83% с прошлого года и ограничений в международной торговле ввиду пандемии. Для Сирии пока это не так катастрофично, поскольку более половины внутренних потребностей в пшенице пока обеспечивается за счет местного производства. Однако в случае активизации климатических катаклизм и продолжения засухи, объемы пашенных земель продолжат сокращаться и производительность будет падать. Например, сегодня Сирия потребляет в среднем 4 млн тонн пшеницы, а производит порядка 2.5-2.6 млн тонн в год. Остальное Дамаск вынужден закупать на внешних рынках по мировым ценами и по мере роста внешних интервенций финансовая нагрузка на бюджет и на субсидирование хлеба будут только расти.

Также, нужно понимать, что политика целевого субсидирования хлеба и роста цен на более важные с точки зрения питания виды продовольствия будет неизбежно вести к сокращению качества питания среди сирийского населения. Что в свою очередь будет стимулировать рост недоедания, анемии и других болезней среди детей и в целом подрывать потенциал человеческого развития в стране.

62.87MB | MySQL:102 | 0,736sec