Меры Анкары по борьбе с компьютерным терроризмом

Сегодня на уровне руководства Турции и в местных спецслужбах имеется понимание того, что противоправные действия, условно объединяемые под общим названием «компьютерный терроризм» (в Турции чаще используется понятие «кибертерроризм»), представляют собой чрезвычайно опасное явление, представляющее серьезную угрозу национальной безопасности страны. Здесь справедливо полагают, что компьютерные системы государственных органов (в том числе силовых министерств и управлений, банков, почтовых организаций) давно являются объектом виртуальных атак хакеров, работающих на различные террористические организации. Самое «свежее» тому подтверждение — атака в начале мая с.г. неизвестных хакеров на несколько турецких государственных веб-сайтов, в том числе на официальный сайт премьер-министра Турции (www.basbakanlik.gov.tr). На них хакеры разместили призывы свергнуть правящее правительство, которое, по их мнению, тормозит развитие страны. Чтобы ликвидировать последствия взлома, доступ к сайтам был временно закрыт.

Успешные антитеррористические операции вооруженных сил и специальных служб Турции против Рабочей партии Курдистана (РПК), «Хизбаллы» и других экстремистских организаций существенно снизили эффективность их боевых акций против политического и военного руководства страны. Это привело к усилению альтернативного вида «подрывной» деятельности этих организаций, а именно — к заметному распространению в Турции случаев терроризма и пропаганды экстремизма с использованием информационных и телекоммуникационных систем и сетей. Так, согласно результатам исследований западных специалистов, в 2005 году Турция занимала 6-е место в мире по объему проведенных в отношении нее атак компьютерных террористов.

Примечателен и тот факт, что, по данным зарубежной аналитической компании «Софос», опубликовавшей отчет о безопасности электронной почты за первые три месяца 2008 года, Турция впервые вошла в тройку главных стран-спамеров, из которой исходило 5,9% электронной почты, являющейся нежелательной и зачастую опасной для пользователей Интернета. Второе место в рейтинге занимает Россия с показателем 7,4%. Первенство по производству спама по-прежнему удерживают США – 15,4%. При этом еще в IV квартале 2007 года доля Турции составляла всего 3,8%. Под спамом здесь понимается не только интернет-реклама, но и рассылка различных вредоносных программ, созданных с целью несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации либо копирования информации, а также нарушения работы ЭВМ и/или их сети.

Кроме того, достаточно сильны позиции информационных интернет-сайтов, в которых ведется направленная против Анкары пропаганда экстремизма и терроризма. Так, по имеющейся статистике, число таких антитурецких веб-сайтов достигает 8 тысяч. 150 из них работают активно. Ежедневно их посещают 500-1000 человек. Услуги хостинга данным сайтам предоставляются в основном в странах Западной Европы (ФРГ, Нидерланды, Бельгия) и США. Турецкие эксперты с сожалением отмечают, что переговоры с этими странами по линии Министерств иностранных дел о закрытии данных сайтов часто заходят в тупик и добиться от иностранных коллег действий по пресечению их деятельности весьма не просто.

История борьбы с компьютерным терроризмом в Турции берет свое начало с создания в 1997 году в рамках Главного управления общественной безопасности МВД Турции (ГУБ) Бюро по борьбе с компьютерными преступлениями. В 1998 году в целях усовершенствования технической и правовой базы, а также для координации различных служб при противодействии террористической деятельности в виртуальном пространстве под председательством начальника ГУБ был учрежден отдельный Совет по борьбе с компьютерными преступлениями и обеспечению информационной безопасности. В него вошли по одному высокопоставленному сотруднику от всех подразделений ГУБ. В работе Совета также принимают участие представители других спецслужб и государственных ведомств. В 2001 году Бюро по борьбе с компьютерными преступлениями было преобразовано в отдел по борьбе с преступлениями в сети Интернет, который структурно вошел в Департамент информатизации ГУБ. Начиная с 2002 года, подобные отделы были учреждены во всех Управлениях общественной безопасности в 81 вилайете страны. Кроме того, для выработки единой стратегии и принципов борьбы с кибертерроризмом при ГУБ был создан и успешно работает Научно-исследовательский центр по противодействию виртуальным преступлениям (ТАДОК).

Между тем специалисты признают, что правовая основа борьбы с компьютерным терроризмом в Турции нуждается в более четком оформлении. Закон № 5651 «О порядке трансляции информации в сети Интернет и борьбе с совершаемыми в сети Интернет преступлениями» был принят лишь в мае 2007 года. К преступлениям в виртуальном пространстве, за которые может последовать наказание, в данном законе отнесено распространение в сети Интернет информации, содержащей призывы к самоубийству, сексуальное насилие над детьми, поощрение использования наркотических и психотропных средств, распространение опасных для здоровья человека веществ, порнографические материалы, способствующие развитию проституции, сведения и возможности для организации азартных игр, а также любые акции и инициативы против основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка.

Законом устанавливаются следующие меры ответственности: штраф за отсутствие в доступной для пользователя форме сведений о разработчиках и авторах веб-сайтов, а также немедленное (в течение 24 часов после решения суда) блокирование веб-ресурса и тюремное заключение на срок до 2 лет. Согласно закону, контроль за информацией, к которой пользователь получает доступ в местах массового использования Интернета (так называемые «интернет-кафе»), возложен на их владельцев. В случае обнаружения нарушений им грозят штрафы от 3 до 40 тыс. долларов США.

В этом же законе подчеркивается, что важная роль в его реализации и дальнейшем усовершенствовании принадлежит министерствам юстиции и внутренних дел. Техническая часть исполнения закона (выявление не соответствующих его положениям интернет-ресурсов и их нейтрализация) осуществляется специалистами Министерства транспорта и связи и Управления по делам телекоммуникаций и связи.

Компьютерные преступления упоминаются также в ст. 345 и ст. 350 УК Турции, предусматривающих различные наказания за «неправомерный доступ к компьютерной информации, осуществляемый для модификации, уничтожения указанной информации и/или для совершения мошенничества, в том числе с банковским счетами и кредитными картами».

Таким образом, на данный момент право турецких спецслужб на осуществление жесткого мониторинга виртуального пространства и принятие мер к прекращению деятельности в нем структур террористической и экстремистской направленности на законодательном уровне четко и однозначно не закреплено, хотя на практике они активно работают в этом направлении, классифицируя соответствующие действия как угрозу национальной безопасности и руководствуясь при этом Уголовным кодексом и Законом № 3713 «О борьбе с терроризмом». Так, именно на положениях этих законодательных актов основывался турецкий суд, вынося постановления о закрытии доступа к пропагандировавшим действия РПК сайтам www.pkk.org и www.akakurdistan.com.

Как считают турецкие эксперты, немаловажное значение для успешного противодействия проявлениям компьютерного терроризма имеет уровень информированности рядовых граждан по данному вопросу и отношение общества в целом к этой проблеме. В связи с этим в Турции особое внимание уделяется контролю над интернет-кафе, которые рассматриваются спецслужбами как возможный фундамент для подготовки экстремистами крупной террористической кибератаки. По состоянию на 31 декабря 2007 года, в Турции насчитывалось более 8 тыс. таких заведений. 75% турецких пользователей получают доступ в сеть Интернет именно из интернет-кафе. МВД Турции постоянно обновляет циркуляры и директивы относительно предоставления и получения этих услуг. Главные принципы – недопущение к сайтам, содержание которых направлено на подрыв конституционных устоев государства, и запрет использования сети для нанесения вреда другим пользователям Интернета. Однако практика показывает, что в интернет-кафе данный контроль со стороны их владельцев осуществляется не на должном уровне. Такие факты, как сообщают СМИ, часто выявляются лишь в ходе проверок, и меры по их устранению принимаются правоохранительными органами, как правило, немедленно. Зачастую необходимую бдительность при этом проявляют сами посетители интернет-кафе.

С пониманием и одобрением турецким обществом было воспринято закрытие в соответствии с положениями Закона № 5651 доступа к всемирно известному ресурсу «YouTube». Причиной этого послужило обнаружение одним из турецких пользователей на сайте клипов, оскорбляющих память Мустафы Кемаля Ататюрка. Также решением суда от 14 марта 2008 года был приостановлен доступ к почтовой системе мгновенной рассылки сообщений другого ресурса — «Google». В решении суда говорилось, что домен http://groups.google.com содержал материалы террористического характера и представлял угрозу общественному порядку в стране. Данные факты еще раз свидетельствуют, что в Турции, несмотря на отсутствие прочной правовой основы, предпринимаются активные попытки по повышению уровня контроля над публикуемой в Интернете информацией.

Здесь исходят из того, что данная проблема носит комплексный, многоплановый характер. С одной стороны, для ряда турецких экспертов очевидно, что принятое в цивилизованных странах в качестве аксиомы право человека на свободный доступ к информации является одним из краеугольных камней в фундаменте свободного демократического общества. С другой стороны, в соответствующих турецких службах существует мнение, что права и свободы, предоставленные таким обществом без ограничений всем составляющим его индивидуумам, в некоторых случаях с успехом используются террористами, которые, пользуясь возможностями сети, осуществляют обмен информацией, координацию и пропаганду противозаконных действий для реализации своих преступных замыслов.

В борьбе с компьютерным терроризмом Турция стремится к активному сотрудничеству с другими странами, осознавая, что только создание эффективной международной системы противодействия кибертерроризму позволит своевременно противостоять новым вызовам и угрозам. Примечательно, что 18–22 февраля с.г. в Анкаре Центром НАТО по повышению квалификации в сфере антитеррора были организованы курсы по борьбе с кибертерроризмом. По линии МИДа Турции была приглашена и российская сторона. Однако специалисты из России не приняли участия в мероприятии.

Турецкие эксперты, высказывая заинтересованность в сотрудничестве с Москвой по этому вопросу, неоднократно подчеркивали, что Российская Федерация обладает одним из важнейших элементов международной системы противодействия компьютерному терроризму, а именно мощным интеллектуальным ресурсом. По их мнению, его грамотное совместное использование позволит уже в обозримом будущем наладить реальный действенный механизм в борьбе с кибертерроризмом. Думается, что взаимодействие в этой сфере могло бы войти как важное отдельное положение в готовящийся к подписанию двусторонний Меморандум о сотрудничестве России и Турции в борьбе с терроризмом.

52.27MB | MySQL:103 | 0,494sec