О внутриполитических и внешнеполитических проблемах Египта

Осенью 2020 года существенно ухудшилась ситуация вокруг Египта, крупнейшего государства арабского мира, демонстрировавшего в течение последних пяти лет политическую стабильность и положительную экономическую динамику. Основным трендом в египетской экономике на протяжении последнего пятилетия была реализация всеобъемлющей программы экономических реформ, профинансированной займом МВФ в размере 12 млрд долларов, полученным в 2016 году. Реформы и реструктуризация египетской экономики дали неплохие результаты. В 2018 году был зафиксирован рост ВВП на 5,6%. Дефицит бюджета последовательно уменьшался, достигнув 7,8% ВВП до пандемии коронавируса. При этом ежегодные зарубежные переводы (в основном от египтян, работающих за рубежом) составили 26,8 млрд долларов, ежегодные доходы от туризма составляли 13 мдрд долларов, а от эксплуатации Суэцкого канала – 5,6 млрд долларов. В 2019 году Египет занял первое место в группе африканских стран, наиболее привлекательных для инвестиций.

Однако все эти макроэкономические успехи были достигнуты за счет благополучия рядовых египтян. В результате следования рекомендациям МВФ цены на потребительские товары в АРЕ выросли в два, а по некоторым показателям и в три раза. Были отменены субсидии на нефтепродукты и введен новый налог на добавленную стоимость (НДС). В сочетании с девальвацией египетского фунта это легло тяжелым бременем на большинство египетского населения. В то же время многие позитивные достижения получили тяжелый удар в результате пандемии коронавируса. Доходы от туризма практически обнулились в связи с глобальным карантином (по официальным данным они сократятся на 77%). В то же время в этой жизненно важной отрасли египетской экономики работают 3 млн египтян. Резко уменьшились и переводы из-за рубежа. Это связано с рецессией и падением экономики в государствах Персидского залива, где работают 4,5 млн египтян. Безработица, которая упала за последние годы до 7,7%, начала стремительно расти, В 2021 году она прогнозируется на уровне 11,6%. По данным Египетского центрального агентства по общественной мобилизации и статистике (CAPMAS), 26% работавших людей с семьями лишились работы в результате пандемии коронавируса. Спад затронул египтян, работавших в пищевой, текстильной отраслях, производстве одежды и обуви, строительстве, а также в транспортной и складской отраслях.

Результатом резкого падения доходов и уровня жизни стали массовые народные протесты, развернувшиеся 20 сентября по призыву Мухаммеда Али, египетского бизнесмена, ставшего невозвращенцем и перешедшего в оппозицию в 2018 году. Демонстрации, которые начались в провинции Гиза, затем перекинулись на весь Верхний Египет, включая провинции Кена, Сохаг,    Асьют, Мина, Бени Суэф и Асуан. Наблюдается значительная корреляция роста бедности в Верхнем Египте с распространением протестов. Национальный уровень бедности в АРЕ в 2017-2018 годах составлял 32,5%. Это подразумевает, что треть египетского населения живет на сумму менее, чем 750 египетских фунтов (47 долларов) в месяц. В результате экономических реформ количество бедных в Египте в 2016-2018 годах увеличилось на 4,7%. Особенно велико количество бедных и беднейших семей в Верхнем Египте. В провинции Асьют количество бедных составляет 67%, в Сохаге – 60%, в Луксоре – 55%, в Минье 54% и в Кене – 41%. Пандемия коронавируса принесла дополнительное ухудшение бедным египетским семьям. Например, большая часть населения провинции Луксор была ориентирована на обслуживание туристического потока. Дополнительно обострило обстановку решение египетского правительства от 29 августа с.г. о сносе нелегально возведенных жилых построек (самостроя). По оценкам египетских чиновников,   в 2000-2017 годах в стране было возведено около двух миллионов нелегальных жилых домов. Это неудивительно при ежегодном приросте населения в 1,94% и прогрессирующей бедности, не дающей значительной части населения заплатить за участок земли, предназначенный для строительства. Решение кабинета министров АРЕ грозит оставить значительное количество египтян бездомными. Впрочем, правительство предложило египтянам альтернативу – уплату большого налога за каждый квадратный метр нелегально возведенного жилья.

Египетские социологи отмечают ряд особенностей нынешнего «восстания». Во-первых, среди протестующих нет представителей среднего класса. Между тем, именно они составляли ядро «революционеров» на площади Тахрир в Каире в начале 2011 года. По мнению ряда экспертов, отсутствие представителей среднего класса и образованных слоев обрекает нынешние массовые протесты на провал. Одновременно «восстание бедных» в Египте, требующих отставки президента Абдель Фаттаха ас-Сисси не направляется и не руководится «Братьями-мусульманами», хотя в составе протестующих немало религиозных мусульман.

Наряду с экономическими и внутриполитическими большое негативное влияние на развитие Египта оказывают и внешнеполитические проблемы. По мнению британского журналиста, главного редактора интернет-портала  Middle East Eye Дэвида Херста, к старым проблемам АРЕ на фронтах внешней политики – ливийскому кризису и конфликтной ситуации в отношениях с Эфиопией, связанной со строительством плотины «Возрождение», прибавились    проблемы, связанные с признанием Израиля со стороны ОАЭ. По мнению Д.Херста, Египет может стать наиболее пострадавшей стороной от «сделки века».

Это может быть вызвано несколькими факторами. Во-первых, прокладкой новых морских путей и новых трубопроводов, которые резко уменьшат значение Суэцкого канала. При этом может быть реанимирован 264-километровый нефтепровод от побережья Красного моря в Саудовской Аравии до израильского порта Ашкелон. Этот нефтепровод в свое время функционировал согласно секретному соглашению между израильским правительством и шахом Ирана. Реанимация этого нефтепровода и уже намеченное создание морского сообщения между Эйлатом и портом Джебель Али в ОАЭ. Реализация этих планов существенно уменьшит доходы АРЕ от эксплуатации Суэцкого канала и сделает бессмысленными нынешние работы по его расширению, которые уже стоили Египту 8 млрд долларов. Эмиратская компания DP World Company вполне может проявить к расширению и модернизации портов Израиля, особенно после того как после настойчивых американских внушений китайские компании стали уходить из порта Хайфы.

Во-вторых, после нормализации отношений ряда ближневосточных государств с Израилем отпадает необходимость в Египте как в эксклюзивном посреднике между еврейским государством и арабским миром. До сего времени Каир посредничал в конфликтах между Израилем и ХАМАСом, между различными палестинскими группировками, получая от этого ощутимые политические и финансовые дивиденды. Эта привилегия может отойти в прошлое. Уже сейчас, под предлогом тяжелой экономической ситуации, связанной с пандемией COVID-19, ОАЭ прекратили льготное кредитование Египта, а КСА – бесплатные поставки нефти на египетский рынок. Что касается инвестиций из ОАЭ, то они могут пойти по более привлекательному для Абу-Даби направлению. По мнению Дэвида Херста, руководство крупнейшего инвестиционного фонда ОАЭ Mubadala Investment Company, располагающего средствами на сумму в 230 млрд долларов, проявляет интерес к высокотехнологичному сектору промышленности Израиля.

Индикатором растущего недовольства Каира политикой Абу-Даби стал недавний арест крупного египетского бизнесмена, основателя и собственника газеты «Аль-Масри аль-Йаум» Салеха Диаба. Салех Диаб является дядей по матери посла ОАЭ в Вашингтоне Юсефа аль-Утейбы. В 2015 году он уже задерживался за экономические преступления, но был освобожден по просьбе племянника. По информации Херста, поводом для нового ареста стало появление в социальных сетях записи разговора, состоявшегося два с половиной года назад во время обеда с участием Салеха Диаба, Сами Аннана и Ахмеда Шафика. Напомним, что Сами Аннан в прошлом был одним из наиболее влиятельных египетских генералов, начальником Генштаба, выдвинувшим свою кандидатуру на президентских выборах в марте 2018 года. После выборов он был арестован и два года отбыл в тюрьме, откуда был переведен под домашний арест совсем недавно. Ахмед Шафик также генерал в отставке, в прошлом командующий ВВС АРЕ, затем министр гражданской авиации. Под давлением команды А.Ф.ас-Сиси в 2018 году он снял свою кандидатуру с участия в выборах.  В ходе разговора Аннан и Шафик характеризовали нынешнего президента Абдель Фаттаха ас-Сиси как «наивного и недалекого пехотного офицера, не умеющего вести государственные дела». Интересно, что Ахмед Шафик также тесно связан с Объединенными Арабскими Эмиратами. В настоящее время он постоянно проживает в Дубае, лишь изредка наведываясь в Египет.

Таким образом, 2020 год стал годом обострения проблем для Египта и его нынешнего руководства. Кризис в экономике Египта, вызванный  пандемией коронавируса, совпал с  возникновением внешнеполитических проблем по периметру границ АРЕ. Главной же проблемой этой древнейшей и наиболее населенной арабской страны, игравшей когда-то главную роль в ближневосточной политике, является отсутствие у ее руководства стратегии развития АРЕ и проведения ее внешней политики.

52.21MB | MySQL:103 | 0,571sec