О новых аспектах перевооружения вооруженных сил Катара

Истребители F-15QA ВВС Катара оснащаются подвесными контейнерами AN/AAQ-33 и AN/AAQ-13

По информации китайских военно-технических изданий, истребители F-15QA ВВС Катара оснащаются недавно заказанными усовершенствованными авиационными подвесными контейнерами целеуказания AN/AAQ-33 «Снайпер-ATP» и навигационными контейнерами AN/AAQ-13 LANTIRN. Как сообщают СМИ КНР, в сети появились фото второго собранного для ВВС Катара F-15QA (с.н. 17-0002) с подвешенным блоком AN/AAQ-33 «Снайпер-ATP» под левым крылом и навигационным контейнером AN/AAQ-13 «Лантирн» на правой стороне при его подготовке к вылету из международного аэропорта Сент-Луис Ламберт Интернэшнл (шт.Миссури) 24 сентября 2020 г.

Известно, что Lockheed Martin 11 июня 2018 года в рамках выставки Eurosatory-2018 официально объявила о заключении прямого коммерческого контракта на продажу усовершенствованных авиационных подвесных контейнеров целеуказания «Снайпер-ATP» для оснащения самолетов «Рафаль» ВВС Катара (в 2015 году Катар заказал во Франции 36 истребителей «Рафаль»). По информации китайских источников, стоимостью контракта и количество заказанных систем не раскрывались.

В 2017 году, ВВС Катара заказали в США 36 истребителей F-15QA, комплект подвесного оборудования которых не объявлялся. Вполне возможно, что во время выставки Eurosatory-2018 был заключен контракт на оснащение «Снайпер-ATP» сразу обоих типов самолетов. AN/AAQ-33 «Снайпер-ATP» обеспечивает возможность получения пилотом изображения с высоким разрешением, выполнения задач сбора информации, наблюдения и разведки, а также осуществления точного целеуказания на несколько стационарных и движущихся целей. Контейнер позволяет обнаруживать, идентифицировать, автоматически сопровождать и на большой дальности осуществлять целеуказание лазером на малоразмерные тактические цели. Он также обеспечивает наведение на цель различных управляемых боеприпасов с лазерным и GPS наведением для поражения стационарных и движущихся целей.

В отношении AN/AAQ-13 известно, что это навигационный контейнер, входящий в состав маловысотной ночной тепловизионной прицельно-навигационной системы LANTIRN, в котором размещены РЛС слежения за рельефом и ИК-система переднего обзора, предназначенные для формирования изображения профиля местности на индикаторе и на лобовом стекле кабины пилота. Это обеспечивает пилоту возможность, действуя на высокой скорости, поддерживать заданную высоту полета и избегать столкновения с опасными препятствиями, а также, используя особенности рельефа и темное время суток, уходить от обнаружения средствами ПВО противника.

 

Поставки американских истребителей F-35 «Лайтнинг-2» в Катар

В конце октября 2020 г. Катар подал официальный запрос на покупку истребителей пятого поколения F-35 «Лайтнинг-2», одобрение которого может отрицательно сказаться на сотрудничестве США с Саудовской Аравией и Израилем. По данным китайских источников, запрос на поставку самолетов был передан Катаром в течение последних недель. Представитель Госдепартамента США заявил, что в соответствии с действующей политикой не может подтвердить и комментировать планируемые продажи или передачу продукции оборонного назначения до тех пор, пока о них официально не будет уведомлен Конгресс. Посольство Катара в Вашингтоне также не ответило на запрос о предоставлении комментариев.

Известно, что стремясь противостоять Ирану в регионе, США вооружают союзные государства, включая Катар, где находится крупнейшая американская база на Ближнем Востоке. Запрос последовал за августовской сделкой между США и Объединенными Арабскими Эмиратами, в рамках которой Вашингтон согласился рассмотреть вопрос о выдаче ближневосточному государству разрешения на покупку F-35 после подписания при посредничестве США договора  о нормализации отношений ОАЭ с Израилем.

Израиль изначально жестко заявил о неприятии продажи самолетов ОАЭ. Вероятно, также будет противодействовать сделке с Катаром, опасаясь, что это может подорвать его военное преимущество на Ближнем Востоке. Основную обеспокоенность Израиля вызывают связи Катара с палестинской группировкой ХАМАС. Несмотря на то, что Катар и ОАЭ являются союзниками США, потенциальные сделки на продажу им F-35 должны соответствовать соглашению с Израилем, в котором говорится, что продажи Вашингтоном оружия странам региона не должны наносить ущерб «качественному военному превосходству» Израиля, гарантируя, что поставляемое Израилю американское оружие будет «превосходить по возможностям» аналоги, проданные его соседям.

США и Катар поддерживают тесные связи. В сентябре 2020 г. госсекретарь Майк Помпео и министр иностранных дел Катара шейх Мухаммед бен Абдеррахман Аль Тани встретились в Вашингтоне и обсуждали возможность предоставления Катару статуса основного союзника вне НАТО. Направленное Катаром письмо с запросом о поставке самолетов является первым официальным шагом в рамках процедуры продажи продукции военного назначения за границу и не связано с подписанием соглашения между ОАЭ и Израилем. Катар за последнее время не продемонстрировал никаких признаков нормализации отношений с Израилем.

Китайские специалисты отмечают, что Саудовская Аравия, самый влиятельный партнер Вашингтона среди арабских государств Персидского залива, также, вероятно, будет выступать против поставки F-35 в Катар. Противостояние Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и Египта с Катаром сохраняется, несмотря на предпринимаемые администрацией Д.Трампа усилия положить ему конец.

По оценке китайских специалистов, на согласование и поставку F-35 в Катар потребуются годы, что позволит администрации нового президента США при необходимости приостановить сделку. Кроме того, любая продажа также потребует одобрения Конгресса.

 

Участие турецких судостроителей в перевооружении ВМС Катара

Известно, что 8 октября на судостроительном предприятии Anadolu Shipyards в Стамбуле состоялась официальная церемония спуска на воду учебного корабля QTS 91 «Аль Доха», строящегося для ВМС Катара. В мероприятии приняли участие министры обороны Турции и Катара Хулуси Акар и Халед бен Мухаммед аль-Атыйя. По данным китайских военно-технических изданий, ВМС Катара заключили с турецкой компанией Anadolu Shipyards контракт на поставку двух учебных кораблей CTS (Cadet Training Ships) на состоявшейся в марте 2018 года в Дохе международной оборонной выставке DIMDEX-2018.

Китайские специалисты отмечают, что проект корабля был специально разработан под требования ВМС Катара. Они будут использоваться для обучения личного состава катарского флота. Корабли будут рассчитаны на обучение 76 курсантов Морской академии Мухаммеда бен Ганема. По данным китайских военно-технических изданий, длина первого корабля составляет около 90 м, ширина – 12,9 м, осадка – около 4 м, полное водоизмещение – 1950 т. Судно будет оснащено двумя дизельными двигателями мощностью 3600 кВт каждый и сможет развивать максимальную скорость 22 узла.

На борту будут размещены классы для теоретических и практических занятий курсантов и помещения для инструкторов. Судно будет оснащено расположенной на корме вертолетной площадкой для среднего вертолета и, помимо базовой подготовки кадетов, может быть использовано для боевого управления и подготовки обращению с оружием. В состав вооружения войдут 30-мм артиллерийская установка и два 12,7-мм пулемета. При необходимости корабли можно будет применять для выполнения задач патрулирования в открытом море.

По данным китайских источников, строительство кораблей осуществляется в Стамбуле на предприятии Anadolu Shipyard, которое является стратегическим партнером Минобороны Турции в рамках программы военного судостроения. Верфь уже завершила строительство и поставила ВМС Турции различные десантные корабли. Примечательно, что головной корабль CTS для ВМС Катара построен менее чем за 24 месяца.

 

Таким образом, представляется возможным утверждать, что текущие закупки вооружений проводятся Катаром в период, когда правительство пытается определить свои военно-политические приоритеты и получить определенную степень суверенитета в обеспечении защиты своей территории.

Представляется возможным согласиться с китайскими специалистами в том, что диверсификация источников закупок вооружений вызывает некоторые практические трудности для конечных пользователей  в регионе Ближнего Востока. Например, турецкие комплексы С-400 не могут быть интегрированы с системой противовоздушной обороны НАТО из-за опасения утечки информации о входящих в ее состав средств западного производства. Аналогичным образом, ближневосточные покупатели китайских беспилотных летательных аппаратов столкнулись с проблемами их интеграции в системы командования и боевого управления  западного производства.

Исходя из этого, китайские специалисты делают вывод о том, что использование Катаром смешанного парка вооружений в перспективе до 2025 года может оказать негативное влияние на возможности проведения совместных операций с ключевыми западными партнерами.

52.71MB | MySQL:101 | 0,252sec