14 ноября с.г. известным политологом, генеральным координатором Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттином Дураном была опубликована статья, которая была озаглавлена как «Понять шаги Эрдогана в новый период». Эта статья вышла в известной проправительственной газете Sabah, а также была перепечатана на сайте Фонда SETAV.
На самом деле, в Турции, в настоящее время, можно наблюдать достаточно противоречивую картину, которая складывается из того, что ранее на страницах ИБВ именовали «Карабахской осенью» (по аналогии с «Крымской весной») и непростой экономической ситуацией, вылившейся в отставку со своего поста министра казначейства и финансов Берата Албайрака. Опять же, используя ту же аналогию с «Крымской весной», заметим, что «подкожный жир» Турции несравним с таковым у России, когда наша страна выдержала (и, кстати, продолжает выдерживать – В.К.) давление внешней конъюнктуры из-за решения российского руководства по возвращению Крыма в состав Российской Федерации.
Сегодня серьезное давление испытывает на себе и Турция и лично президент Р.Т.Эрдоган, который позиционирует себя как «глобальный политик», который в состоянии самостоятельно и в одностороннем порядке решать серьезные вопросы международной повестки дня. Что, собственно, было сделано в Нагорном Карабахе, когда в сторону Азербайджаном и Турцией был отодвинут Минский процесс и его сопредседатели, включая США и Францию. России удалось на эту ситуацию отреагировать в одностороннем формате и, в определенной степени, внести «коррективы» в азербайджано-турецкие успехи в Нагорном Карабахе.
Но, как бы то ни было, следует отметить, что в обозримой перспективе Турции предстоит либо подтвердить эту свою заявку, либо не подтвердить.
Причем, подтвердить следует не на эмоциональном уровне.
Понятно, что сейчас наблюдаются «весенние настроения» единения турецкого и азербайджанского народов, которые выливаются и в слова обращений в сторону других тюркских народов – допустим, российских татар со словами «благодарности за оказанную поддержку». Однако, за каждым «праздником» наступают «трудовые будни». Очередной рубеж пройден и теперь там предстоит «обустраиваться».
И, со всей неизбежностью, свою заявку туркам, а точнее – лично президенту Р.Т.Эрдогану, потребуется подтвердить способностью стабилизировать экономическую ситуацию в стране и возвращением страны на кривую тех показателей роста, которая наблюдалась в первом десятилетии 21-го века и за которые Турцию, в те годы, именовали и «анатолийским тигром» и «восходящей звездой региона». Без твердого экономического базиса успехи на поле битвы обречены обернуться своей противоположностью.
В этом смысле, на президента Р.Т.Эрдогана в эти дни обращено самое пристальное внимание как внутри страны, так и за её пределами.
Отсюда и такие публикации, которые подобны статье Бурханеттина Дурана в газете Saba», которые призваны подсветить лидирующую роль президента Р.Т.Эрдогана и его пристальное внимание к экономическому положению в стране. Разберемся с этой статьей, которая, очевидно, адресована публике внутри страны.
Процитируем турецкого автора: «По мере того, как появились признаки новой эры в международной политике, президент Эрдоган запустил шаги по обновлению турецкой политики».
Напомним, что 11 ноября состоялось заседание фракции Партии справедливости и развития. В ходе этого заседания, президент Р.Т.Эрдоган отметил, что «мир переживает исторический период в политическом и экономическом плане». Турецкий лидер сделал акцент на принципах свободной рыночной экономики, прозрачности, демократии, развитии, на принципе верховенства закона для Турции в качестве доминант на предстоящий период. Как отмечается Бурханеттином Дураном, это заявление президента Р.Т.Эрдогана «привлекло внимание многих кругов».
Процитируем слова турецкого лидера: «Мы полны решимости сделать нашу страну центром притяжения для внутренних и международных инвесторов с низким уровнем риска, высокой степенью уверенности и удовлетворительным доходом». Эти слова, как отметил Бурханеттин Дуран, были восприняты в Турции в качестве «новой экономической политики».
Впрочем, от себя представляется уместным сказать о том, что о «новой экономической политике» (в турецкой аббревиатуре: YEP – В.К..) в Турции заговорили далеко не вчера. В 2018 году, когда произошло резкое падение турецкой лиры по отношению к мировым резервным валютам – доллару и евро — о новой экономической политике заявил министр (теперь, уже с приставкой «экс» — В.К.) казначейства и финансов Турции, зять президента Р.Т. Эрдогана, Берат Албайрак. Однако, его уход в отставку в минувшую неделю ознаменовал то, что «та новая экономическая политика», по сути, оказалась не реализована, а президенту Р.Т.Эрдогану приходится заново «перезапускать» экономический процесс в стране. Открытым при этом остается вопрос, в какой мере, старое руководство, спустя 20 лет своего нахождения во власти, может предложить сколь-нибудь новую экономическую повестку дня и политику.
Процитируем главу SETAV, комментирующего заявление президента Р.Т.Эрдогана: «Поскольку это не является моей специализацией, оставляя экономику специалистам, я лишь примерно выражу свои ожидания. Я придерживаюсь той точки зрения, что что мы не будем переходить к более ортодоксальной рыночной экономике, как этой было до 2014 или до 2011 годов. Я думаю, что мы перейдем к гибридному периоду».
В своем выступлении, на которое ссылается Бурханеттин Дуран, президент Р.Т.Эрдоган сделал акцент «на глобальной системе и на необходимости мира в нашем регионе». Как отметил турецкий политолог, это следует рассматривать в качестве послания мировой политике на следующие четыре года (то есть, до 2023 года, когда в Турции пройдут очередные парламентские и президентские выборы – В.К.).
Мы не раз писали на страницах ИБВ о турецких прогнозах на турецко-американские отношения в период правления администрации Д. Байдена. К слову сказать, турецкое руководство, в итоге, присоединилось к перечню тех, кто поздравил кандидата от Демократической партии Джо Байдена с победой на выборах президента США. Но, другой вопрос заключается в том, что прогнозы на будущее турецко-американских отношений даются турецкими экспертами, сплошь, неудовлетворительные.
Главный вопрос, в этом смысле, можно сформулировать следующим образом: будет ли политика Администрации Джо Байдена более антироссийской или более антитурецкой? И если она будет более антироссийской, то у турок появится шанс предложить себя в качестве силы, уравновешивающей Россию в регионе. Это – если свести к простым формулам, мысли турецких экспертов этих дней по политике США в регионе при Джо Байдене.
Процитируем статью Бурханеттина Дурана по этому поводу: «С администрацией Байдена мы столкнемся с новой глобальной ролью США, характер которой пока частично предсказуем, но реализация которой является непредсказуемой. В любом случае, мы вступаем в период перемен с точки зрения конкуренции великих держав».
И далее: «Именно в этом уравнении Эрдоган, как исключительный политик, еще раз демонстрирует свое сильное лидерство. Он показывает, что он мастер шахмат, обновляющий свою политику и команду. Возможно, самая большая причина успеха непрерывности власти — ее способность обновляться. Это способность выбрать время, которое может убедить тех, кто беспокоится о переменах, удовлетворяя их требования. Это мастерская реализация ходов в вопросе смены команды, исходя из требований времени, по выводу и возвращению в игру (членов команды Р.Т. Эрдогана – В.К.). Критика тех, кто оторвался от движения (от команды президента – В.К.) нивелируется последующими шагами президента Эрдогана. Эрдоган действительно умеет читать дух времени и социальные тенденции».
Далее турецкий автор указывает на то, что политика президента Р.Т.Эрдогана является последовательной, движущейся в русле поставленной цели: «Периодические перемены (со стороны Эрдогана – В.К.) – не являются сродни (знаменитому выражению – В.К.) «вчера это вчера, сегодня – это сегодня». Напротив, это — способность к прочтению и к быстрой адаптации реальности в вопросе «сильной и большой» Турции. Это выводит борьбу на новый уровень».
И далее:
«Эрдоган, чтобы обеспечить благосостояние турецкого народа и ввести Турция в ряд активных участников международной системы, объединяет расчет и реформу. Эта особенность позволяет рассчитывать ему на переизбрание в периоды, когда он, согласно утверждениям, пошел на спад. Эта воля стоит за тем, что он выиграл все выборы за 18 лет. Те, кто поражен его волей к борьбе, думают, что он будет действовать идеологически или эмоционально, наблюдая за некоторыми настойчивыми требованиями Эрдогана. Они не могут предвидеть реформистских шагов или жертв. Что может обновить руководство Эрдогана? В его глазах интересы нации и благосостояние государства превыше всего. С помощью этой воли он справляется со всеми видами беспокойства и эмоциями. Это умение приносить жертвы там, где он сочтет это необходимым. Это способность определять приоритеты реформ и изменений в вопросах, в которых пробуксовывает политика».
Завершает свою статью Бурханеттин Дуран словами:
«Эти лидерские качества Эрдогана позволяют ему направлять период изменений в международной системе и их влияние на политику Турции. Местные политические деятели озабочены тем, какая новая партия была создана или под каким названием. Они упускают из виду это высшее прочтение и управление. Политические партии в оппозиции не могут просчитать, как та игра за власть, в которую они играют, будет нивелирована Эрдоганом через несколько ходов. Новые движения и противовесы в партийной политике никого не удивят».
Итак, отметим некоторые моменты, которые обращают на себя внимание в этой статье. Прежде всего, её следует прочитывать, как «Эрдоган возвращается», чтобы взять бразды правления в свои руки. На фоне того, как были сменены руководители Центрального банка и Министерства казначейства и финансов.
Заметим, что отставка Берата Албайрака продемонстрировала, что никакие родственные связи не остановят Р.Т.Эрдогана от того, чтобы, когда он сочтет необходимым, поменять команду. Собственно, Реджеп Тайип Эрдоган ранее не раз демонстрировал то, что он готов жертвовать своими кадрами, когда того требуют обстоятельства.
Допустим, в рамках дела 2013 года, когда сектой Фетхуллаха Гюлена (как то, во всяком случае, утверждает турецкое руководство – В.К.) был инициирован скандал с утечкой в СМИ данных о коррупции в высших эшелонах власти.
Тогда огромные усилия были приложены турецким руководством к тому, чтобы потушить этот «пожар» и «почистить себе карму», изрядно подпорченную просочившимся материалами, включающими даже аудиозаписи телефонных разговоров. Но совсем уже игнорировать эти вбросы было нельзя, что привело к утрате рядом высших должностных лиц Турции из Кабинета министров своих постов.
В определенном смысле, Реджеп Тайип Эрдоган в последнем Кабинете министров по пути, принятому в России. Самые влиятельные игроки, которыми жертвовать нельзя, находятся вне пределов правительства. А в правительстве находятся так называемые «технократы», любым или практически любым из которых можно жертвовать без какого-либо значительного ущерба. При этом, заметим то, что турецкие технократы в правительстве, действительно, каждый на своем месте, являет собой профессионала в своей сфере. Однако, людей (особо) приближенных к действующей власти в нынешнем Кабинете министров нет. Теперь уже нет, поскольку единственным исключением был зять президента Турции Берат Албайрак.
Ранее Берат Албайрак занимал пост министра энергетики и природных ресурсов. Надо сказать, что этот пост, при всей своей важности, все же является достаточно «простым и отработанным». Больших потрясений там ожидать не следует. Так или иначе, реформа энергетического рынка Турции первого десятилетия 21-го века привела к тому, что рынок сформировался и заработал. Совет по регулированию энергетического рынка страны справился с поставленной перед собой задачей координации энергетической политики страны и усилий частного сектора. Роль министра энергетики в этом смысле – не столь уж и велика.
Другой вопрос, что, в последние годы, Турция резко активизировалась в вопросе геологоразведки и поиска возможностей доступа к собственной ресурсной базе. Но, опять же, это технический вопрос, не требующий проявления руководителем своих лучших качеств.
Вот совсем другое дело – Министерство казначейства и финансов, которое объединило в себе основные рычаги влияния на экономику страны. В 2018 году, нельзя сказать, что в самый легкий, в экономическом смысле, для страны период Берат Албайрак получил в свои руки бразды управления экономикой страны. В 2018 году, как утверждают в Турции, США развязали против Турции экономическую войну и Берат Албайрак, практически сразу, «попал на фронт». На этом посту он запомнился несколькими редакциями турецкого «НЭПа» или «Новой экономической программы», суть которой неспециалистам понять сложно. Просто потому, что речь, все же шла о «косметике», а не о каких-то глобальных реформах в экономическом смысле. И если 2019-й год был отмечен какой-то стабилизацией, то в 2020 году, опять, потребовалось антикризисное управление, с которым экономический блок страны, очевидно, не справился.
Заметим, что не справился он, в отличие от достаточно успешно функционирующих министерств и ведомств. Более того, судя по всему, президент Реджеп Тайип Эрдоган расстался с идеей о том, чтобы вырастить из своего зятя себе смену и осуществить транзит власти. Берату Албайраку не удалось заручиться поддержкой в Партии справедливости и развития, с одной стороны, и, с другой стороны, стало понятно, что он является неконкурентоспособным по сравнению с теми кандидатами, кого может выставить оппозиционная Народно-республиканская партия Турции. В результате этого, президент Р.Т.Эрдоган провел кадровую чистку – на место Берата Албайрака пришел Лютфи Эльван. А Берат Албайрак (пока) выведен в запас. Впрочем, учитывая непосредственную родственную связь нельзя считать, что Албайрак полностью выпал из обоймы турецкого президента.
Очевидно, что Реджеп Тайип Эрдоган очень хорошо понимает нынешнюю экономическую уязвимость Турции. Да, кадровые перестановки и ряд сделанных им заявлений был положительно встречен рынком. Однако, этого совершенно недостаточно для того, чтобы выправить текущую ситуацию. При этом, турецкий лидер отлично понимает, что в 2020-м году складывается уникальная ситуация, которой Турции необходимо воспользоваться. А для этого требуется срочно выправление экономической ситуации и оживление турецкой экономики. И, в этом смысле, ему снова приходится брать ситуацию в свои руки. Впрочем, как показывают «войны» Р.Т.Эрдогана с руководством ЦБ страны за процентные ставки, в отличие от своих лидерских качеств, отрицать которые невозможно, понимание функционирования экономики не является его сильной стороной. А, следовательно, нынешние большие геополитические планы турецкого руководства стоят на достаточно ненадежной экономической основе, которая может «испортить» Турции исторический момент.