О развитии экономических отношений между Израилем и ОАЭ

Договоры о нормализации отношений между Государством Израиль и Объединёнными Арабскими Эмиратами и Бахрейном был подписан 15 сентября 2020 года. В принципе это первые соглашения  между Израилем и арабскими странами, основанный на принципе «мир в обмен на мир», которые теперь известны как «Авраамовы соглашения» и как таковые подчеркивают в первую очередь межконфессиональную терпимость. В договоре между ОАЭ и Израилем говорится, что подписавшие стороны «признают, что арабский и еврейский народы являются потомками общего предка, Авраама, и вдохновляют в этом духе способствовать развитию на Ближнем Востоке реальности, в которой мусульмане, евреи, христиане и народы представителей всех вер, деноминаций, верований и национальностей живут в духе сосуществования, взаимопонимания и взаимного уважения и привержены ему».

Несмотря на все катаклизмы, что сегодня потрясают правительство Израиля, соглашение о нормализации отношений с ОАЭ было быстро утверждено правительством и ратифицировано в Кнессете. Провозглашая новую эру в отношениях между Израилем и арабскими странами премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пояснил, что Израиль и ОАЭ будут сотрудничать в различных областях, включая экономику, технологии, энергетику, экологию, борьбу с коронавирусом и др. Кроме того, он заявил об установлении полноформатных дипломатических отношений (открытие диппредставительств, обмен послами) и налаживании авиасообщения между странами (прямых полетов из Тель-Авива в Абу-Даби). Нетаньяху выразил уверенность, что ОАЭ будут инвестировать в Израиль.

И хотя в Израиле привыкли к громогласным заявлениям о будущих успехах и достижениях, но как ни странно, в этот раз, подписанные соглашения стали реализовываться очень быстрыми темпами. Уже в конце октября ОАЭ и Израиль подписали соглашение, предусматривающее защиту инвестиций в экономики друг друга. Для Израиля это первое подобное соглашение с какой-либо из арабских стран. До сегодняшнего дня Израиль подписал 36 таких соглашений. Они предусматривают защиту средств иностранных инвесторов от произвольных изменений в регулировании, а также смены политической ситуации в стране и гарантируют инвесторам право беспрепятственного вывода средств из страны в случае необходимости. Большинство партнеров Израиля по таким соглашениям — европейские страны. Последнее по времени  соглашение о взаимной защите инвестиций было подписано с Японией в 2017 году. ОАЭ, в свою очередь, подписали уже 99 таких соглашений.

Буквально через несколько дней после этого израильская компания EAPC владеющая нефтепроводом Ашкелон-Эйлат, подписала соглашение об импорте нефти из ОАЭ в Израиль для собственного нефтеперерабатывающего производства и для дальнейшей поставки ее клиентам в Средиземноморском бассейне. Компания будет импортировать нефть из региона Персидского залива в Эйлат, а оттуда по нефтепроводу к своим промышленным предприятиям в Ашкелоне, а так же поставлять транзитом нефть клиентам в Средиземноморском бассейне. Отметим, что план состоит в том, чтобы транспортировать нефть из других стран и избежать пересечения Суэцкого канала — то, что могло бы предоставить покупателям более быстрый и безопасный доступ к ресурсу. Ожидается, что это соглашение будет приносить EAPC около 700 млн долларов в год и что оно может вступить в действие уже в 2021 году.

Ряд международных авиакомпаний высказало заинтересованность в открытии прямых рейсов из Тель-Авива в Дубай. Авиакомпания Emirates сообщила о начале регулярных авиаперелетов пару еще недель назад, однако уже 10 ноября, стало известно об отзыве заявки. Emirates считается одной из лучших авиакомпаний мира, ее домашний аэропорт расположен в Дубае. Когда израильская сторона подтвердила разрешение на начало регулярных прямых полетов, компания объявила, что начнет вылеты уже 3 декабря. Она должна была присоединиться к другим авиакомпаниям —  Etihad Airways, Fly Emirates, Israir, Arkia и «Эль-Аль» — на новом востребованном направлении. Однако, поскольку Израиль в тот момент все еще не ратифицировал соглашения с ОАЭ о безвизовом въезде, авиакомпания из ОАЭ отложила свое решение. Повлиял на это еще один факт – действующий в Израиле карантинный запрет на въезд туристов. И поэтому первые рейсы отложены на конец 2020 года или начало 2021-го и будут зависеть от изменения ситуации в Израиле.

Видимо, чтоб убрать ряд негативных моментов с этого направления работ, уже 22 ноября правительство Израиля практически экстренно утвердило соглашение о безвизовом режиме с ОАЭ. В итоге ОАЭ стали первой арабской страной, с которой Израиль подписал соглашение о безвизовом режиме. Как сообщают израильские СМИ, ОАЭ утвердили данное соглашение еще 1 ноября. Документ вступит в силу через 30 дней после ратификации обеими сторонами. То есть вполне возможно, что уже  этот Новый год израильтяне будут встречать в Дубае, если к этому времени Израиль вообще не закроется на полный карантин.

Буквально на днях в порту Хайфы были разгружены первые морские контейнеры из ОАЭ и доставленные в Израиль контейнеровозом MSC. Mediterranean Shipping Company (MSC) — это глобальная компания, занимающаяся перевозками и логистикой. Присутствуя в 155 странах, MSC способствует международной торговле между крупнейшими экономиками мира и между развивающимися рынками на всех континентах. В данном случае марщрут MSC  идет из Индии, проходит через Персидский залив и приходит в Хайфу, а оттуда в Восточное Средиземноморье. На линии работают огромные корабли и впервые в истории страны MSC открыто доставляет товары из Персидского залива в соответствии с подписанным договором. Потенциал таких перевозок оценивается в 10 млрд в долларов год.

Новый порт в Хайфе, расположенный на западном побережье Израиля, является главным железнодорожным узлом побережья Средиземного моря и крупнейшим портом страны. Новый контейнерный порт после завершения строительства станет  крупнейшим терминалом, пропускной способностью 1,86 млн TEU. Через несколько недель новый частный порт в Хайфе уже приступит к работе под управлением китайской компании SIPG (Shanghai International Port Group). Китайская компания планирует организовать через новый порт транзит товаров, в несколько раз превышающий потребности Государства Израиль, а для ускорения работ в порту поставлены самые высоких в мире краны, могущие обслуживать суда, с самой большой в мире грузоподъемностью.

Стало известно, что у ОАЭ появилось желание протянуть железнодорожную линию в обход Суэцкого канала, напрямую через Иорданию и Израиль к Средиземному морю. По этому поводу уже достигнуто соглашение между всеми заинтересованными странами: ОАЭ, Саудовской Аравией, Иорданией и Израилем. Железнодорожный путь станет быстрее, безопаснее и главное дешевле других, ведь за проход каждого судна по Суэцкому каналу Египет взимает большие суммы, но в последние годы, это стало к тому же еще и небезопасно.

Новая железнодорожная линия откроет возможности для перевозки колоссальных объемов товаров, нефти и всего остального из Персидского залива напрямую в Европу через новый порт в Хайфе, который станет таким образом приносить Израилю немалые доходы как плату за транзит. Кстати этот маршрут — плод давней мечты нынешнего министра финансов Исраэля Каца, продвигавшего ее в те годы, когда он занимал должность министра транспорта.

Железная дорога между ОАЭ и Саудовской Аравией уже существует. В Иордании ее пока нет, но она может быть построена достаточно быстро благодаря финансированию  Саудовской Аравии и ОАЭ. В Израиле же необходимый маршрут уже есть и он доходя до Бейт-Шеана, останавливается прямо в километре от границы с Иорданией.

22 ноября стало известно, что бывший министра финансов Моше Кахлон (в прошлом – член партий «Кулану» и Ликуд), ушедший из политики в начале 2020 года, создает инвестиционный фонд в партнерстве с высокопоставленными членами правящей династии эмирата Абу-Даби. Кахлон возглавит совместный инвестиционный фонд, с участием крупнейшего пенсионного фонда ОАЭ. Партнер Кахлона считается одним из самых влиятельных членов правящей семьи и одним из  богатейших людей в ОАЭ. Ожидается, что фонд, созданный Кахлоном, в ближайшие недели объявит о крупномасштабных инвестициях в Израиль в области инноваций и технологий.

На днях ОАЭ объявили, что на крупнейшей на Ближнем Востоке выставке вооружения и средств безопасности IDEX,  которая проводиться каждые два года в Абу-Даби, примет участие Израиль с большим стендом и оборудованием для обеспечения безопасности. 15-я Международная конференция и выставка оборонной промышленности (IDEX 2021) откроется в февраля будущего года.

Несмотря на солидную базу военно-промышленного комплекса Израиль как экспортер вооружения официально известен в 10 странах мира. Однако имея большой потенциал он естественно не может продавать открыто свою продукцию ни одной из арабских и мусульманских стран, даже турецкий рынок, который раньше давал миллиардные  прибыли больше не существует. В данном случаи IDEX — одна из наиболее представительных международных выставок вооружений и  технологий безопасности. IDEX неизменно привлекает повышенное внимание производителей и заказчиков вооружения и военной техники. Так на IDEX 2017  присутствовало 1235 компаний из 57 стран. Так что участие Израиля в подобном мероприятии, дает ему карт-бланш и более чем реальный рынок.

Стоит отметить, что с момента подписания «Авраамовых соглашений» прошло чуть более двух месяцев, а мы уже видим их реальную экономическую целесообразность.  По нашему мнению, впереди Израиль ждут еще проекты с Бахрейном, но главное, здесь конечно политическая составлявшая. Естественно Израиль ждет и надеется на эффект домино, позволяющий ему заключить еще ряд подобных соглашений с арабскими странами Ближнего Востока. Хотя как показывает геополитическая ситуация в регионе, договор о нормализации отношений Израиля даже с большинством арабских стран, в ближайшей перспективе не принесет мира на Ближний Восток. Хотя если экономические взаимоотношения Израиля с другими странами региона начнут развиваться такими же темпами и объёмами как с ОАЭ, от этого выиграют многие и главное выиграет Израиль.

51.89MB | MySQL:101 | 0,447sec