Газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» тридцать лет

17 августа 2008 г. в расположенном на атлантическом побережье северного Марокко городке Асила начал свою работу трехдневный симпозиум «Информация в перспективе XXI столетия». Этот симпозиум был посвящен 30-летию с начала издания (ее первый номер вышел в свет 4 июля 1978 г.) крупнейшей газеты современного арабского мира – издающейся в Лондоне патронируемой (и финансируемой, но при участии и иных банковско-промышленных корпораций, как и отдельных предпринимателей) принцем Фейсалом бен Сальманом бен Абдель Азизом (сыном принца Сальмана бен Абдель Азиза – губернатора Эр-Рияда и «сильной личности» саудовской королевской семьи) «Аш-Шарк Аль-Аусат (Ближний Восток)».

Это событие важно не только для самой газеты, определяющей себя как «международную газету арабов», но и для всего арабского мира. Издаваемая, прежде всего, на саудовские деньги возглавляемой принцем Фейсалом бен Сальманом компанией Saudi Researching & Marketing Group эта газета представляет собой сегодня ведущее печатное и электронное издание, распространяемое во всех арабских странах (если, разумеется, к тому нет политических препятствий), печатаемое в 12 издательствах (в том числе, в некоторых европейских странах и Соединенных Штатах) и наиболее читаемое в арабоязычной среде современного мира. Газета имеет и англоязычный вариант, как, соответственно, арабоязычный и англоязычный электронные сайты, в значительной степени увеличивающие ее читательскую аудиторию.

Тем не менее, тридцатилетие с начала издания «Аш-Шарк Аль-Аусат» – это дата, принципиальная, в первую очередь, с точки зрения того, как оценивает себя эта газета сегодня, а также и в контексте ее будущего развития или, если использовать название организованного в Асиле симпозиума, «в перспективе XXI столетия».

Выступая на форуме, главный редактор издания Тарик Аль-Хамид говорил об «опыте» газеты, подчеркивая, в этой связи, то, что «Аш-Шарк Аль-Аусат» – «наиболее яркий представитель той части арабской прессы, которая выходит за пределами арабского отечества». Оставим в стороне те идеологические клише («арабское отечество», например!) непременные для мероприятий, идентичных тому, которое происходило на марокканской территории. Гораздо важнее понять, что имел в виду глава журналистского корпуса издания, претендующего на то, что оно является «международной газетой арабов». А здесь важны причины, определившие появление издания, которое Т. Аль-Хамид называл «эмигрантским», не в Эр-Рияде, Каире, Дамаске или Рабате, а в столице Великобритании.

Итак, первая из этих причин – «эмиграция» «Аш-Шарк Аль-Аусат» не была связана с «вынужденными политическими обстоятельствами», через которые прошло, как отмечал ее главный редактор, «немало арабских стран и, прежде всего, тех, где рано сложились отличные школы журналистов». Что ж, немало журналистов было вынуждено покидать Египет, Сирию, Ирак или Алжир тем более в то время, когда там реализовывался «арабский социалистический эксперимент»! По мнению Т. Аль-Хамида, это была «негативная эмиграция», в то время как «случай “Аш-Шарк Аль-Аусат” доказывал, что эмиграция может носить и позитивный характер». Ее создание в Лондоне было «воплощением информационной мечты», стремлением «создать всеобъемлющую арабскую газету, мост, соединяющий всех арабов, друга любого араба, где бы он ни находился». Газета должна была стать «школой журналистики, основанной на достоверности, на высоком журналистской мастерстве, на тех высококвалифицированных кадрах арабских журналистов, которые в те годы (тридцать лет назад – Г.К.) жили в эмиграции». Но, кроме того, добавлял он, «необходимо было использовать высокий технический уровень Великобритании того времени, а также важное географическое положение британской столицы».

Важные замечания, к которым не стоит, тем не менее, относиться с абсолютной доверчивостью!

Основатель «Аш-Шарк Аль-Аусат» Хашим Али Хафиз (сын создателя первой типографии Медины, один из лучших саудовских поэтов, едва ли не первый саудовский профессиональный журналист, а во времена своей молодости почти «диссидент», испытавший на себе, как и многие молодые саудовцы того времени, огромное воздействие насеровских идей), конечно же, не смог начать издание этой газета, если бы не покровительство и не финансовое содействие в то время главы саудовской разведки принца Турки Аль-Фейсала. Да, и в дальнейшем – его начинание вряд ли бы оказалось жизнеспособно, если бы акционером Saudi Researching & Marketing Group не стал принц Сальман бен Абдель Азиз, превративший эту компанию, по сути дела, во многом в «семейное предприятие», как и вхождение в число ее акционеров нескольких саудовских государственных фондов.

Более того, сама эта газета перехватила идею «арабского единства», — после июньской войны 1967 г., ознаменовавшей начало заката сторонников радикальных методов решения этой идеи – египетского президента Г.А. Насера, а также сирийских и иракских баасистов, ее «наиболее последовательным защитником» стала саудовская монархическая семья. Она, конечно же, нуждалась в этой идее, но Эр-Рияд (как и любой другой саудовский город, включая даже «либеральную» по местным меркам Джидду) с его «пуританскими», «подлинно исламскими» взглядами, разумеется, не мог стать тем местом, где идею «арабского единства» пропагандировала бы издающаяся там «международная газета арабов». Для этой цели Лондон, где эта идея и была впервые высказана (но английскими политиками!) подходил значительно лучше! Да и вкладывать там саудовские нефтяные капиталы в то время было куда как выгоднее, в том числе, и в людей, — слишком много действительно «высококвалифицированных кадров арабских журналистов» (здесь Т. Аль-Хамид был, вне сомнения, прав) оказались не у дел и были вынуждены покинуть родину, спасаясь от преследований служб государственной безопасности тех стран, которые считали себя «оплотами прогресса» в регионе арабского мира! Но главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат» был прав и в другом аспекте, — в этой газете, как он отмечал в своем выступлении на симпозиуме, «стала работать элита арабской журналистики и комментаторского мастерства». Как он добавлял, газета «не стала таблоидом, оставаясь изданием мирового уровня».

Саудовская постановка вопроса об «арабском единстве» требовала «умеренности и политической рациональности». И, по словам Т. Аль-Хамида, эта «умеренность и политическая рациональность» стала основой деятельности журналистского корпуса газеты. Но как раз оба этих принципа и прокламируются творцами саудовской внешней и внутренней политики в качестве ее базовых линий поведения. Впрочем, претворяясь в деятельности газеты («объединять арабов, но не методами лозунгов, а с помощью всестороннего и как можно более широкого журналистского освещения событий»), эти принципы приобрели собственную специфику.

Журналистский корпус «Аш-Шарк Аль-Аусат» многонационален, поскольку в нем представлены выходцы из практически всех стран арабского региона. Иными словами, «многообразие, когда ни одна из групп этих выходцев не является господствующей», что «исключает возможность давления на газету, рассказывающую о событии в той или иной стране, со стороны ее общественного мнения или официальных кругов». Это предполагает, что «событие получает действительно всестороннюю оценку, а не представляется таким, каким его хотели бы видеть в соответствующей стране». Более того, «Аш-Шарк Аль-Аусат» абсолютно далека от того, чтобы быть «борющейся газетой», «газетой той или иной идеологии», она противостоит «столь частому для региона политическому авантюризму», «жестко реагирует и разоблачает экстремизм и фундаментализм».

Что ж, это вновь справедливо! «Аш-Шарк Аль-Аусат» – категорический противник терроризма вне зависимости от того, развивается ли он в Ираке, Саудовской Аравии, Алжире или палестинских лагерях в Ливане. Эта газета была первым и наиболее последовательным арабским изданием, выступившим против авантюры ХАМАС в секторе Газа. Она безусловный сторонник общеарабского мирного плана урегулирования отношений с Израилем, ее корреспонденты работают в еврейском государстве, а ее корреспонденты летом 2007 г. были действительно объективны, рассказывая своим читателям о войне израильской армии с движением «Хизбалла», представляя четкую картину как о положении на юге Ливана, так и на севере Израиля.

И, все же, «Аш-Шарк Аль-Аусат» не может не быть ангажированным изданием. Она ангажирована потому, что ангажирована сама идея «арабского единства» пусть даже в ее саудовском «умеренном» и «политически рациональном» варианте. Она ангажирована потому, что ее постановка вопроса о саудовско-сирийских противоречиях в связи с Ливаном (как это происходило в течение в 2007-2008 гг.) несла в себе внутреннюю поддержку саудовской позиции, хотя проблема Ливана была в то время (да и остается сегодня) одним из наиболее ярких проявлений возвышения или падения того или иного внутриарабского «центра региональной силы», одним из которых выступает и саудовское королевство. Впрочем, в равной мере это относится и ко всем перипетиям развития палестинской ситуации, — как могла эта газета занять позицию поддержки осуществленного движением ХАМАС переворота в Газе, если этот переворот был вызовом этой организации саудовскому монарху, лично содействовавшему проведению встречи его лидеров и главы Палестинской Национальной Администрации Махмуда Аббаса «под сенью Благородной Каабы» в Мекке? Как же часто «Аш-Шарк Аль-Аусат», по сути дела, критиковала позицию катарского телевизионного канала «Аль-Джазира», обвиняя его едва ли не в разжигании терроризма в арабском мире! А, с другой стороны, стоит ли считать Т. Аль-Хамида полностью объективным, когда, отвечая на замечания одного из участников симпозиума об отсутствии критики Саудовской Аравии на страницах его газеты, главный редактор издания говорил: «“Аш-Шарк Аль-Аусат” освещает положение в Саудовской Аравии, действуя так же, как и в случае других стран, соблюдая все необходимые принципы и уважая все ценности»?

В этой связи то, что Т. Аль-Хамид называл «опытом» возглавляемой им ныне газеты есть, прежде всего, саудовский информационный опыт. А этот, уже тридцатилетний опыт включает, в первую очередь, несколько, несомненно, важных аспектов. Каковы они?

Т. Аль-Хамид говорил, выступая в марокканской Асиле, что «Аш-Шарк Аль-Аусат» содействует «сплочению арабского мира, хотя идея “арабского единства” и потеряла свою былую популярность», «успешно сочетая предоставление арабскому читателю информации как общенационального, так и странового характера». Это, по сути дела, саудовская постановка вопроса, признающая, многообразие арабского мира (а это «многообразие» выступает в качестве неотъемлемого элемента журналистского корпуса газеты), составленного из представителей тех или иных стран, конфессиональных и этнических групп. «Аш-Шарк Аль-Аусат» одно из немногих арабоязычных изданий современного мира, дающее информацию о жизни христианских и иудейских общин арабских государств, рассказывающее, в том числе, и о деятельности православных церквей Ближнего Востока, движений или политических партий в качестве акторов региональной политики. Но это многообразие объединяется «общенациональными» проблемами, — Ирак, Палестина, иностранное вмешательство, отсутствие развитой демократии и гражданского общества, потребности модернизации только часть этих проблем. Но, в этой связи, важнее другое обстоятельство, — саудовская политика как курс, направленный не на подавление или стирание этого «странового» многообразия как это предполагали доктрины, которые исповедовал Г.А. Насер или (пока еще) сирийское ответвление баасистской партии, а движение, направленное на последовательное укрепление уз общенационального, «арабского» характера. Разумеется, за этим скрывается стремление упрочить саудовское королевство в его качестве ведущего регионального «центра силы». Но есть ли сегодня более разумная альтернатива? Этой альтернативой может быть, например, современная Ливия? Судан? Только начинающая движение к сторону разумных подходов к региональным проблемам Сирия? ХАМАС и «Хизбалла» со стоящим за ними Ираном?

«Аш-Шарк Аль-Аусат», как также говорил Т. Аль-Хамид, публикующая (подчеркнем, регулярно) статьи и выступления известных западных ученых (политологов, экономистов, культурологов) арабского происхождения, вынужденных однажды покинуть родину из-за политических преследований, «возвращает этих людей в их родной дом, делая их вновь известными на их родине». Итак, вновь подтверждение многообразия арабского мира, на этот раз идеологического. Но, одновременно, это и подтверждение саудовского политического курса укрепления собственных «центросиловых» позиций в масштабе региона арабского мира, осуществляемого и на этот раз через противостояние авторитарным режимам и их линии на сохранение противостояния с «консервативными» государствами этого региона.

Наконец, дополнительный аспект саудовского курса, вновь осуществляемого при опоре на «Аш-Шарк Аль-Аусат». Как говорил Т. Аль-Хамид, газета играет «важную роль в подготовке молодых арабских журналистов». Далее он продолжал: «Школа “Аш-Шарк Аль-Аусат” выпустила немало “звезд” журналистики, ставших руководителями средств массовой информации арабских стран как тех, которые принадлежат государству, так и частных изданий. Среди них и репортеры, и комментаторы, и аналитики». Важное замечание! Финансируемое представителями официального саудовского истеблишмента издание активно содействует подготовке и карьерному росту представителей «четвертой власти» в странах, некоторые из которых главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат», в частности, называл – «Египет, Ливан, Ирак, Кувейт, Судан, Саудовская Аравия». Не стоит думать, что эти люди стали саудовской «пятой колонной». Но все те же люди, конечно же, не могут не быть если не лоббистами, то, по крайней мере, сторонниками все той же саудовской политики «умеренности и политической рациональности». Это тем более важно, что специальным решением основного акционера компанией Saudi Researching & Marketing Group принца Фейсала бен Сальмана при «Аш-Шарк Аль-Аусат» был создан «Институт журналистики», естественно, спонсируемой одной из ветвей саудовской королевской семьи.

Возникает едва ли не парадоксальная картина. Саудовский истеблишмент, кажущийся социально и идеологически не соответствующим потребностям современности, проводит курс, едва ли не соответствующий запросам «либеральной демократии», пестуя и тщательно оберегая важнейший инструмент своей «антиавторитарной» в масштабах арабского мира (да, и собственной страны) политики – газету «Аш-Шарк Аль-Аусат». Но, может быть, те представления, которые обычно связываются с этим истеблишментом, ограниченны и неполны? Может быть, стоит более пристально взглянуть на, порой, не очень заметные извивы его внутренней эволюции? Ведь только действительно объективные ответы на оба эти вопроса помогут понять, почему существует (свободно распространяемая, в том числе, в самой Саудовской Аравии) «свободная» и «идейно независимая» (как она сама себя определяет) «Аш-Шарк Аль-Аусат».

Наконец, последняя проблема, связанная с деятельностью Saudi Researching & Marketing Group и, как ее следствием, возможностями дальнейшего развития «Аш-Шарк Аль-Аусат».

Выступая в ходе работы симпозиума в Асиле, исполнительный директор компании Изам Ад-Дахиль, в частности, подчеркивал: «Саудовская группа исследований и маркетинга является единственной работающей в сфере информационной технологии компанией арабского мира, последовательно разделяющей функции руководства холдингом и, собственно, сферой деятельности журналистов». Иными словами, журналистика, понимаемая как «свобода слова», лежит вне компетенции управленческих структур Saudi Researching & Marketing Group, но лишь постольку, поскольку эта журналистика приносит компании необходимую прибыль. В свою же очередь, по словам И. Ад-Дахиля, получение этой прибыли возможно только лишь в случае, если журналистика «оказывает решающее воздействие на совесть общества», если она «профессиональна, взвешена и предлагает обществу действительно объективную и всестороннюю информацию о развитии и этого общества, и того мира, в котором оно существует».

Не стоит ли понимать эти слова как четкое и недвусмысленное подтверждение того, что «либеральный» курс «Аш-Шарк Аль-Аусат» останется неизменным как раз в силу того, что только таким образом представляемая И. Ад-Дахилем коммерческая структура и может быть по-настоящему экономически выгодным предприятием? Более того, только при этом условии экономически выгодный характер этого предприятия не только сохраняется, но и содействует появлению стимула к тому, чтобы основное его звено – газета «Аш-Шарк Аль-Аусат» стала, по словам исполнительного директора Saudi Researching & Marketing Group, «подлинной new media, доступной ее читателю как в бумажном и электронном вариантах, так и с помощью сотовой связи, как визуально, так и с помощью слуха»».

Но если компания стремится создать такую new media, если она изыскивает для этого дополнительные средства, содействует привлечению к ее изданию новых саудовских и иностранных капиталов, то это означает лишь, что «Аш-Шарк Аль-Аусат» будет и в будущем инструментом пропаганды «либеральных» идей. Иными словами, она будет и в будущем проводить курс, отвечающий интересам саудовского политического истеблишмента.

55.78MB | MySQL:116 | 0,821sec