Пакистан: президентская гонка началась

Председатель сената, верхней палаты парламента, М. Сумро с 18 августа временно исполняет обязанности президента Исламской Республики Пакистан после ухода с поста Первеза Мушаррафа.

18 февраля по итогам всеобщих парламентских выборов победу одержали Пакистанская народная партия/ ПНП и Пакистанская мусульманская лига (Наваза Шарифа). Предвыборная кампания партий в значительной степени проходила под антимушаррафовскими лозунгами. Уже после победы на выборах отказ от сотрудничества с главой государства, избранного на второй президентский срок в октябре 2007 г., проходил в несколько этапов. Первый этап — демонстрация открытой неприязни членов кабинета министров, состоящего из представителей ведущих партий, к главе государства на официальных церемониях. В дальнейшем были подключены административные рычаги — разработка проекта 18-й поправки к Конституции, согласно которой вся полнота исполнительной власти должна была перейти к премьер-министру страны; и радикальные меры на завершающем этапе — коалиционное правительство разыграло кампанию подготовки к импичменту президента.

Сегодня коалиционные силы достигли своей цели — П. Мушарраф ушел с политической сцены, дорога к президентскому креслу открыта. Но для успешного прохождения этого пути необходимо решить несколько вопросов, унаследованных от прежних времен:

— «судейский вопрос» — вопрос о восстановлении в должности судей Верховного суда и судов низших инстанций (всего 60 судей), отказавшихся подчиниться указу генерала-президента П. Мушаррафа о введении режима чрезвычайного положения 3 ноября 2007 г.;

— разработка адекватных мер по предотвращению действий боевиков движения «Талибан» и «Аль-Каиды» в зоне пуштунских племен в Северо-Западной пограничной провинции;

— незамедлительные меры, направленные на оздоровление экономики (энергетический и продовольственный секторы) и т.д.

Коалиция ведущих политических партий придерживалась единства лишь в двух кампаниях — избирательной и против президента П. Мушаррафа. Сегодня, с его уходом, основная борьба разворачивается, конечно, за пост президента.

Два партии — ПНП и ПМЛ (Н) — вступают в очередной этап жесткого политического противоборства.

В конце 80-х – в 90-е годы партии уже сталкивались в политической схватке, когда их лидеры попеременно занимали пост премьер-министра ИРП:

декабрь 1988 г. — август 1990 г. — Беназир Бхутто;

ноябрь 1990 г. — июль 1993 г. — Миан Мухаммад Наваз Шариф;

октябрь 1993 г. — ноябрь 1996 г. — Беназир Бхутто;

февраль 1996 г. — октябрь 1999 г. — Миан Мухаммад Наваз Шариф.

У Б. Бхутто всегда были непростые отношения с Навазом Шарифом. Именно при Н. Шарифе были заведены коррупционные дела против Б. Бхутто и ее мужа Асифа Али Зардари.

Беназир Бхутто трагически погибла в декабре 2007 г., и сегодня ее муж, Асиф Али Зардари, согласно политическому завещанию последней, стал ее политическим преемником, сопредседателем Пакистанской народной партии.

Сегодня политическая реальность вновь сталкивает партии, которые бросились создавать широкую социальную базу, чтобы победить в жесткой борьбе за лидерство.

Уже в первые дни после отставки П. Мушаррафа ПНП четко обозначила перспективы развития Пакистана и места ПНП в его дальнейшей судьбе.

18 августа премьер-министр Пакистана Юсуф Раза Гилани, верный соратник Б. Бхутто, в своей программной речи однозначно высказался за «установление парламентской демократии в стране и в этой связи за укрепление парламента». «Мы хотим восстановления Конституции 1973 г. в ее первоначальном варианте..; 17-я поправка дестабилизирует баланс власти, что требует корректировки», — заявил он.

В настоящее время, согласно 17-й поправке к Конституции ИРП вся полнота исполнительной власти находится в руках президента. Иными словами, ПНП начинает поход за «чистоту» Конституции 1973 г. без поправок, внесенных в текст в последующие годы. Для этого необходимо пройти соответствующие процедуры в парламенте.

Открыто высказалась партия и по основному вопросу — о кандидатуре на пост президента ИРП. Уже 20 августа партия при поддержке движения Muttahida Qaumi Movement/ MQM, базирующегося в Карачи, предложила на пост президента Асифа Али Зардари.

Имея преимущество по количеству голосов в Национальной ассамблее — нижней палате парламента Пакистана, значительное число сторонников в сенате, а также в провинции Синд, ПНП будет стремиться заручиться поддержкой других, менее крупных политических партий из других регионов страны: Пакистанской мусульманской лиги (Каид-и Азама)/ Pakistan Muslim League Quaid-e-Azam (PML-Q); исламистской партии Джамиат улема-и-Ислам/The Jamiat Ulema-I-Islam (JUI-F); Авами Нэшнл партии/The Awami National Party, а также Паштун нэшнл огранизейшн/Pashtun nationalist organisation из Северо-Западной пограничной провинции и Всепартийного демократического альянса/ The All Parties Democratic Alliance (APDM).

В преддверии столь важных событий для Задари важна поддержка армии, и не только для расширения своей социальной базы. В последние дни он неоднократно подчеркивал важность иммунитета от судебного преследования для экс-генерала-президента П. Мушаррафа, и армии восприняла подобный шаг с одобрением. Но, с другой стороны, «оправдание всех действий генерала П. Мушаррафа в период его пребывания на посту президента» имеет для Асифа Зардари принципиальное значение, в частности это означает, что вопрос о законности Указа о национальном согласии/ National Reconciliation Ordinance, подписанного П. Мушаррафом 5 октября 2007 г. не будет вновь поднят. Настоящий документ освобождал от преследований госчиновников, обвиненных судебными органами и Национальной счетной палатой на период до 12 октября 1999 г. Иными словами, документ предоставлял право возвращения на родину как Беназир Бхутто, так и ее мужу Асифу Али Зардари. С другой стороны, указ не распространялся на Н. Шарифа, который был обвинен в коррупции уже после указанной даты.

В целом, Пакистанская народная партия стремится к обладанию всей полнотой как законодательной, так и исполнительной власти в стране.

Согласится ли с подобным положением дел Пакистанская мусульманская лига (Н) и ее лидер Наваз Шариф? Какие шаги может предпринять бывший премьер и какова тактика его действий?

Начиная с ноября 2007 г., точнее, с момента введения режима чрезвычайного положения в стране 3 ноября, Наваз Шариф неустанно говорит о важности восстановления законности и правопорядка в Пакистане, в частности, восстановлении в должности судей, уволенных за отказ признать легитимность ЧП. Следующим шагом может служить признание нелегитимности Указа о национальном согласии.

Впрочем, у партии нет иного выбора, кроме как жестко придерживаться данного тезиса в течение многих месяцев. Он стал одним из основополагающих пунктов Декларации Мюрри, принятой 9 марта с.г., где были записаны основные условия создания коалиционного правительства, куда вошли представители ПНП и ПМЛ (Н), и подтверждены декларацией от 7 августа с.г., также согласованной и подписанной обеими партиями.

Разногласия по вопросу о восстановлении в должности судей, или, как заявлял Наваз Шариф, «затягивание этого вопроса», стали причиной правительственного кризиса в мае текущего года, когда девять министров — членов партии Наваза Шарифа вышли из состава коалиционного правительства в знак протеста против нерешенности данного вопроса.

Представляется, что Наваз Шариф будет стремиться довести вопрос о восстановлении судей до конца. Помимо других вопросов, которые сразу же возникнут, как, например, что делать с судьями нынешнего состава Верховного суда, главное для ПМЛ (Н) состоит в том, что возможность отмены в дальнейшем Указа о национальном согласии позволит возобновить судебные дела, начатые еще в 90-х годах против Асифа Зардари.

Наиболее короткий путь к власти для Наваза Шарифа — президентство, и следовательно, сохранение Конституции Пакистана в современном виде, без отмены поправок, на которых настаивает Пакистанская народная партия. Также в соответствии с Конституцией, лицо, избиравшееся на пост премьер-министра дважды, не имеет права быть избранным на третий срок.

Иными словами, Наваз Шариф, борясь за президентское кресло, будет отстаивать президентскую форму правления Исламской Республики Пакистан, а Пакистанская народная партия, возглавляемая сопредседателем Асифом Али Зардари, будет отстаивать парламентскую форму правления.

Борьба личностей, возглавляющих в настоящее время две ведущие политические партии, в конечном итоге будет выражаться в выборе президентского или парламентского пути развития государства.

52.31MB | MySQL:103 | 0,946sec