О возможной нормализации отношений между Израилем и Пакистаном

В первом политическом документе вновь созданного Государства Израиль — Декларации Независимости, принятом 14 мая 1948 г.,  – содержался призыв к окружающим созданное еврейское государство странам: «Протягиваем руку мира и предлагаем добрососедские отношения всем соседним государствам и их народам и призываем их к сотрудничеству с еврейским народом, обретшим независимость в своей стране». Тем самым, предлагалось внести свою лепту в общее дело развития всего Ближнего Востока. Однако начавшаяся одновременно с созданием Израиля Война за Независимость сделала невозможным такого рода диалог. Окружение Израиля первых десятилетий независимости описывали как «море арабской вражды». Говоря точнее, враждебное отношение к Израилю было единственным, «что объединяло между собой арабские страны» .Но в Израиле понимали, что рано или поздно отношения с соседями, да и с более отдаленными исламскими странами  будут установлены. Действительно, самые первые страны исламского мира, установившие отношения с Израилем, не принадлежали к арабскому миру. Это были Турция и Иран. Лишь в 1979 г. началась эра налаживания связей с арабскими странами, которую открыл Египет, и через 15 лет продолжила Иордания. Этот опыт стал наработкой первых попыток вхождения в ближневосточное геополитическое пространство.

Уходящий 2020 г. демонстрирует просто-таки грандиозные успехи на этом направлении. Упомянем в этой связи ОАЭ, Бахрейн, Судан и Марокко. А несколько дней назад израильские СМИ опубликовали информацию о том, что в стране тайно побывала делегация политиков из Пакистана. СМИ сослались на членов делегации, заявивших о том, что Исламабад намеревается нормализовать отношения с еврейским государством, надеясь при этом на то, что, при построении диалога, Израиль займет нейтральную позицию в индо-пакистанском  конфликте. Информация об этом постепенно обрастает новыми подробностями. В частности, стало известно имя пакистанского функционера-модератора процесса, о котором СМИ сообщали, что его зовут Саид Бухари, и он является советником по политическим вопросам Имрана Хана, премьер-министра Пакистана. С.Бухари, якобы, уже привез израильскому премьер-министру Б.Нетаньяху личное послание от его пакистанского коллеги. В послании говорится о том, что «правительство Пакистана желало бы присоединиться к ближневосточному миротворческому процессу». В Израиле полагают, что речь разумеется, идет о продолжении процесса нормализации отношений Израиля со странами исламского мира, включившего уже в свою орбиту в последние месяцы четыре перечисленных выше государства. Все они находятся на разных этапах нормализации отношений, но в любом  случае можно констатировать  уверенное его продвижение.  Можно предположить, что Исламская Республика Пакистан стремится также стать интегральной частью процесса, вбирающего в свой круг не только страны арабского мира, но и исламские государства вне его, в связи с чем в последние дни в СМИ мелькало и имя крупнейшей по населению страны исламского мира – Индонезии.

Как видно из анализа информации в СМИ, спецпосланник пакистанского правительства сначала отправился  в Лондон,  откуда перелетел в Израиль, где был непосредственно доставлен в МИД. По данным израильских СМИ, в послании премьер-министра Пакистана говорится, что страна желает на первом этапе установить торговые отношения и «воспользоваться опытом Израиля в различных интересующих его сферах». Израильские официальные лица пытаются сохранить в максимальной степени дискретность поездки,  поскольку контакты все еще находятся на очень ранней стадии, и разглашение информации может нанести вред репутации Пакистан в ряде исламских структур глобального уровня.  Именно поэтому в первоначальной информации в израильских СМИ лишь сообщалось, что «некая мусульманская страна» выразила готовность установить отношения с Израилем и что начавшиеся контакты продолжаются. Добавим к вышесказанному, что премьер-министр Пакистана на данном этапе не был готов ни подтвердить, и ни опровергнуть данную информацию.

Отметим, что Пакистан — одна из крупнейших исламских стран по соседству с Ираном, но отношения между двумя странами осложнены большим количеством противоречий, зачастую выливающихся в конфликты. Так, в Иране резко критикуют Пакистан за его стабильные и тесные связи с Саудовской Аравией, одним из самых жестких врагов Тегерана. Иранские политики не раз обвиняли правительство Исламабада в финансирование и обеспечении  оружием ряда сепаратистских движений иранских этноконфессиональных меньшинств, в том числе белуджей  провинции Систан и Белуджистан, арабоязычных жителей провинции Хузестан, подталкивая их к вооруженным актам против центрального иранского правительства. У многих на памяти жесткая и не всегда дипломатичная политика Ирана по отношению к не раз имевшим место суннтско-шиитским противоречиям в поликонфессиональном Пакистане. Не раз фиксировались случаи прямого вмешательства Тегерана в такие коллизии. Разумеется, это создает антииранские настроения в пакистанском обществе, способные трансформироваться в произраильские. В этом плане обратим внимание на ряд публикаций последней недели в пакистанских СМИ, сообщавшие о том, десятки бизнесменов и христиан в Карачи, держащие израильские флаги и скандировавшие лозунги на английском языке, призвали правительство Исламабада установить политические отношения с Израилем, чтобы народ Пакистана мог посещать исламские и христианские святыни в Израиле, всерьез начать процесс сближении с Израилем, быть в едином строю с реализующими процесс ближневосточного урегулирования «четырьмя другими исламскими странами».

Нелишне отметить при этом, что у Израиля весьма диверсифицированные и партнерские отношения с индийским правительством, и, поскольку Пакистан более полувека имеет достаточно напряженные отношения с Индией из-за Кашмира, он может продвинуться на этом пути к достижению баланса и нормализации выгод путем нормализации отношений с Израилем,  как явные бонусы от дружбы с еврейским государством. Общеизвестный факт состоит также в том, что все три страны сотрудничают в рамках известной международной структуры – Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), созданной в октябре 1992 г. по инициативе Казахстана. Эта организация потенциально способна реализовать идею обеспечения безопасности на громадном и неспокойном азиатском континенте. Практически речь идет о формировании континентального механизма коллективной безопасности. Кроме государства-основателя – Республики Казахстан, сегодня в СВМДА плодотворно работают несколько десятков государств  Азии, в том числе — Индия,  Израиль, Пакистан, являющиеся постоянными членами. Этот опыт, вне всякого сомнения,  поможет им и продвижении на пути разрядки стоящих проблем.  По всей видимости, уже в ближайшие недели мы узнаем, как на деле реализуется инициатива Пакистана по участию в комплексном процессе ближневосточного урегулирования.

51.84MB | MySQL:101 | 0,369sec