Так кто же станет премьер-министром Израиля

30 июля с.г. наконец завершилась едва ли не главная израильская политическая интрига последних месяцев. Премьер-министр Израиля и глава правящей партии «Кадима» Эхуд Ольмерт заявил, что не намерен участвовать в назначенных на 17 сентября внутренних выборах (праймериз) в своей партии и по их окончании предполагает уйти в отставку с обоих постов, уступив их новоизбранному лидеру Кадимы. Согласно принятой в Израиле политической практике, отставка премьер-министра означает и отставку кабинета министров, и преемнику Ольмерта придется заново формировать правительственную коалицию, что, учитывая накопившиеся в правящем блоке противоречия, будет сделать весьма непросто.

Возможные варианты

Формальной причиной отставки Ольмерта является его низкий общественный рейтинг, который стал результатом как невиданного в израильской истории набора из семи или уже восьми ведущихся против него дел о коррупции и нарушении общественного доверия, так и вследствие весьма невнятных итогов второй ливанской войны. Свою роль сыграл и очевидный кризис начертанной на знаменах Ольмерта идеи «одностороннего размежевания», выдвинутой его патроном, прежним премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном. В силу этого требования об отставке Эхуда Ольмерта регулярно звучали не только из уст представителей оппозиции, но и из уст лидеров коалиционных партий, включая коллег Ольмерта по правящей Кадиме, опасающихся, что «тонущий» премьер потащит за собой вниз и всю партию.

Ольмерту, тем не менее, на протяжении почти двух лет удавалось, используя противоречия и в стане противников, и в стане «соратников», переигрывать своих оппонентов и оставаться на посту. В итоге возглавляемое Ольмертом правительство вполне благополучно пережило движение общественного протеста осени 2006 г.; промежуточный и окончательный отчеты комиссии Винограда, созданной для расследования итогов второй ливанской войны, критичные голосования по бюджету на 2007 и 2008 гг., а также регулярно выдвигаемые оппозицией вотумы недоверия. Личный рейтинг Ольмерта, который в течение 2007-2008 гг. демонстрировал готовность прорыва на палестинском и сирийском треках, даже несколько укрепился, особенно по сравнению со скандальными 3% начала прошлого года.

Однако в начале лета с.г. Ольмерт, который вновь оказался в центре серии самых крупных в его карьере коррупционных скандалов, наконец «сломался», хотя многих обозревателей не покидало ощущение, что он и на этот раз выйдет сухим из воды. Несколько склонные к «конспирологическим» рассуждениям израильские комментаторы сразу же после драматического заявления Ольмерта о его грядущей отставке принялись обсуждать, чего же на самом деле желает столь долго демонстрировавший свою политическую непотопляемость израильский премьер. А именно, действительно закончить свою политическую карьеру; «уйти, чтобы вернуться» (как это сделали бывшие премьеры Биньямин Нетаниягу и Эхуд Барак, сумевшие после шестилетнего перерыва вновь возглавить свои партии — соответственно, Ликуд и Аводу), либо вообще никуда не уходить — по крайней мере, пока?

Очевидно, что события могут развиваться по любому из трех сценариев. Немедленно после официальной отставки премьер-министра президент страны Шимон Перес будет обязан начать консультации с лидерами представленных в кнесете партий о кандидатуре нового главы правительства. Согласно закону, президент может предложить занять этот пост, в принципе, любому парламентарию, однако, по сложившейся практике, приоритетным кандидатом на этот пост будет политик, способный сформировать правительство, опирающееся на устойчивое парламентское большинство. Причем эта устойчивость зависит не только от долгосрочных или сиюминутных интересов потенциальных партнеров по коалиции, но и от кредита общественного доверия кандидату на пост премьер-министра. Судя по опросам, таковым обладают сегодня лидеры оппозиционной партии Ликуд, коалиционных Кадимы и Аводы и оппозиционного же «Наш дом – Израиль» А. Либермана (например, исследование Института Каца, проведенное по заказу радиостанции «Решет Бет» 4 сентября с.г., показало, что их желали бы видеть в кресле премьера соответственно 27, 24, 18 и 13% опрошенных).

Впрочем, есть все основания предполагать, что Перес сделает то, что делали до него, за единственным исключением, все президенты Израиля — поручит формирование правительства главе крупнейшей парламентской фракции, а именно, новоизбранному лидеру Кадимы. Эту задачу последний, согласно закону, должен выполнить за 45 дней. В случае неудачи президент может (что маловероятно) дать шанс другому депутату кнесета, либо (что вероятнее всего) распустить парламент и назначить досрочные выборы, которые в этом случае должны состояться в течение следующих 90 дней, т.е. весной 2009 г.

Теоретически не исключены и два других варианта. Первый — это достижение договоренности между главой оппозиции и лидером правоцентристской партии «Ликуд» Биньямином (Биби) Нетаниягу и главой левоцентристской коалиционной партии «Авода» Эхудом Бараком о создании до конца каденции нынешнего кнесета 17-го созыва коалиции без Кадимы. Последняя, сконструированная в свое время Ариэлем Шароном на базе умеренных фракций Аводы, Ликуда и различных секторальных движений в качестве «партии власти» и более ни на что не годная, в этом случае отправляется в оппозицию, где и начинает распадаться на составляющие, а ее электорат в свою очередь разойдется «по домам», т.е. в те же Аводу и Ликуд. С момента создания в 2005 г. Кадимы такая идея возникает уже в шестой раз, и сегодня шансов на реализацию у проекта (который тут же журналисты остроумно назвали «играми Барби», т.е. Барака и Биби) еще меньше, чем ранее. Тому есть ряд причин.

Во-первых, такая коалиция, если даже к ней присоединятся НДИ, обе фракции распавшейся партии пенсионеров и обе партии религиозных ортодоксов ШАС и «Еврейство Торы», будет узкой и, следовательно, хрупкой. Нынешняя ситуация не позволит такому правительству будировать в угоду секторальным партиям и социальному лобби в Аводе тематику «массированной поддержки социально слабых слоев» (вариант, на который Нетаниягу был готов накануне и сразу после выборов 2006 г.) в ущерб приоритетам в сфере внешней политики и национальной безопасности. А это в свою очередь вряд ли надолго закрепит эти партии в коалиции, особенно в условиях, когда их лидеры будут вынуждены не столько заниматься решением стратегических проблем страны, сколько вести избирательную кампанию. Во-вторых, Биби нет никакого смысла сегодня становиться «номером два» во временном, по сути, правительстве, с ограниченными возможностями и перспективой потери электоральных очков, в то время как досрочные выборы в кнесет, произойди они сегодня, почти гарантированно приводят его в кресло премьера.

Наконец, и для лидера Аводы Барака, более чем кто-либо другой заинтересованного отсрочить выборы в кнесет, на которых Авода, судя по опросам, может потерять от трети до чуть ли не половины своих нынешних 19 мандатов, выигрыш от временного блокирования с Ликудом совсем не очевиден. С одной стороны, отсрочка от выборов в условиях, когда (и если) партнеры по новой коалиции дадут ему карт-бланш, может предоставить Бараку как министру обороны, которому удалось серьезно повысить боеспособность ЦАХАЛа после второй ливанской войны, возможность для эффективного силового решения проблемы «террористического гнезда» в секторе Газы, что потом можно будет предъявить избирателям. Но с другой стороны, даже если представитель Аводы, как крупнейшей партии в гипотетической новой «коалииции без Кадимы», возглавит правительство, этим представителем не будет сам Барак, ибо он не является депутатом кнесета. В результате Барак, против которого в Аводе и так назревает бунт, будет вынужден довольствоваться в лучшем случае третьей позицией после премьера (который явно постарается превратить эту ситуацию из «временной» в фактическую) и Биби. А этот статус «хромой утки» вряд ли будет способствовать политической карьере Барака, который вполне может предпочесть «ужасный конец ужасу без конца».

Другим альтернативным вариантом переформированию правительства уже в этой каденции кнесета, во главе с Кадимой или вообще без этой партии, может стать прохождение закона о досрочном роспуске парламента, который могут поддержать не только депутаты от оппозиции, но и часть членов фракции правящей партии. Однако внести такой законопроект можно будет не ранее начало осенней сессии кнесета, т.е. в начале ноября, и в случае его прохождения выборы могут быть назначены на январь или февраль будущего года.

В любом случае, все это время, т.е. три, четыре, а то и пять месяцев (гигантский по понятиям израильской политики срок!) Эхуд Ольмерт будет оставаться премьер-министром «переходного» правительства страны. Этому правительству никто не сможет вынести вотум недоверия, его главу никто не сможет отстранить, и он будет обладать всеми полномочиями, в том числе правом принимать любые, сколь угодно далеко идущие, включая внешнеполитические, решения. Например, выполнить данное год назад в Анаполисе президенту США Дж. Бушу обещание заключить мирное соглашение с палестинскими арабами до конца его каденции в Белом доме (что, намекая на «будущие дивиденды», ему активно рекомендуют сделать израильские левые), совершить прорыв на переговорах с Сирией или, наоборот, дать санкцию на зачистку террористической инфраструктуры Газы или решиться наконец на атаку ядерных объектов в Иране (вняв рекомендациям «справа»). То есть предпринять именно те шаги, которые либо создадут новую, благоприятную для Ольмерта политическую реальность, либо станут заделом на его политическое будущее.

Борьба за наследство

Похоже, однако, что на данном этапе утратившие вследствие провала инициированных ими «процесса Осло» и «одностороннего размежевания» немалую долю своих политических ресурсов, но все еще крайне влиятельные израильские левые элиты потеряли уверенность в способность Ольмерта, несмотря на активно разыгрываемую им карту очередного «нежного этрога» (неприкосновенного любимца этих элит), поставить требуемый ими «товар». Соответственно, они сделали ставку на новые политические проекты — вначале на «нового-старого» лидера Аводы Эхуда Барака, а разочаровавшись в нем — на главного конкурента Ольмерта внутри Кадимы, министра иностранных дел Ципи Ливни.

Последней, впрочем, еще предстоит доказать свое право на власть, ибо ее избрание новым лидером правящей партии отнюдь не гарантировано. Если у двоих из трех ее конкурентов, министра внутренних безопасности Ави Дихтера и министра внутренних дел Меира Шитрита, судя по опросам, почти нет шансов, то министр транспорта Шауль Мофаз выглядит вполне серьезным конкурентом. Так, опрос, проведенный газетой «Едиот ахронот» в день, когда Ольмерт объявил о своей отставке, утверждал, что разрыв между Ливни и Мофазом составлял 9 процентных пунктов (41 против 32%). Дихтер и Шитрит получали, соответственно, 13 и 10%, и, следовательно, Ливни могла победить всех своих соперников уже в первом туре. Опрос кампании Ma’agar Mohot, проведенный тремя неделями позже, 21 августа с.г., показал, что при сохранении примерно такого же (9-11%) преимущества Ливни над Мофазом уже потребуется второй тур голосования, в котором разрыв между двумя ведущими кандидатами составит только 5-6%.

К началу сентября, Ливни, впрочем, удалось, если верить опросам, вновь уйти в отрыв. Однако итоги праймериз и сегодня еще совсем не очевидны. Отметим, что в отличие от Ципи Ливни, которая более популярна среди депутатов кнесета и избирателей правящей партии, Мофаз располагает структурированным политическим лагерем с массой «электоральных посредников» в отделениях Кадимы по всей стране, поддержкой глав контролируемых ею крупнейших муниципалитетов и эффективно работающим штабом, что может сыграть свою роль в день выборов (высокая явка будет, таким образом, работать на Ливни, низкая — на Мофаза, ибо в этом случае доля его дисциплинированных сторонников среди выборщиков будет намного выше). Мофаза поддерживают и секторальные группы в партии (так, по имеющимся данным, за него намерены отдать голоса от двух третей до трех четвертей русскоязычных и более 70% арабоязычных членов партии). Более того, решение проблем безопасности члены Кадимы более доверяют Мофазу (38% против 28% у Ливни). Наконец, на Ш. Мофаза работает и то, что, судя по данным опросов, почти две трети членов правящей партии считают, что правильным поведением новоизбранного лидера будет создание нового правительства или продолжение деятельности нынешнего, и только чуть более 30% готовы идти на досрочные выборы. А в возможности Мофаза преуспеть в создании новой коалиции, чем в шансы формальной фаворитки, по данным опроса по заказу «Коль Исраэль», верят вдвое больше членов Кадимы.

Похоже, что ощущения членов Кадимы вполне соответствуют объективной реальности: в нынешнем политическом раскладе у Мофаза действительно будет больше шансов составить правительство. При том что в него скорее всего не войдет Ликуд и, вероятно (если от Ш. Мофаза не поступит «предложений, от которых нельзя оказаться»), НДИ, есть основания предполагать продолжение участия Аводы, ШАСа и «пенсионеров». Не исключено также участие ашкеназов-ультраортодоксов и даже (судя по намекам) правого блока МАФДАЛ — Национальное единство (если Мофаз откажется от рискованных внешнеполитический проектов нынешнего израильского кабинета). В свою очередь, Ливни, которая намерена продолжать политический курс Ольмерта, теоретически может расширить нынешнюю узкую коалицию только за счет поддержки ультралевого блока Мерец, что сделает почти невозможным сохранение в коалиции умеренно правого ШАС, да и правого фланга собственной партии.

Понимая все это, Ливни первое время призывала к созданию после праймериз правительства «национального единства», но уже в конце августа с.г. сменила лозунги, взяв, по данным прессы, курс на досрочные выборы уже в январе или феврале 2009 г. Столь радикальную смену курса ее приближенные объясняют отказом подчиниться «бюджетному шантажу» социально-популистских партий, что автоматически лишит ее правительство их поддержки, а также пониманием того, что «в царящей в политической системе атмосфере выборов крайне сложно остановить набирающий силу процесс предвыборной кампании».

Очевидно, что Ливни, которая, с одной стороны, не уверена в оправданности сверхусилий по созданию новой коалиции, а с другой — имеет пока незапятнанную репутацию и способна, если верить опросам, принести Кадиме в полтора, а то и в два раза больше мандатов, чем Мофаз, и тем самым, как утверждают ее пропагандисты, потягаться почти на равных с Ликудом на выборах в кнесет, сегодня заинтересована в выборах не меньше, чем Нетаниягу. Но для начала она должна победить на праймериз, что пока что совсем не очевидно.

52.16MB | MySQL:103 | 0,534sec