Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (1 – 7 сентября 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Пакистане, Сирии и Ливии. 6 сентября новым президентом Пакистана в ходе досрочных выборов избран Асиф Али Зардари, сопредседатель Пакистанской народной партии и вдовец бывшей премьер-министра страны Б. Бхутто. На прошлой неделе состоялся визит в Сирию президента Франции Н. Саркози, который первым из западных лидеров посетил Дамаск после убийства в 2005 г. бывшего главы ливанского правительства Р. Харири, что привело к резкому охлаждению отношений европейских стран и США с САР. В рамках поездки по странам Магриба госсекретарь США К. Райс нанесла визит в Ливию. Он стал первым за последние 55 лет посещением этой страны американским дипломатом столь высокого ранга.

Президентские выборы в Пакистане проходили в очень сложной обстановке внутри страны и вокруг нее. Об этом свидетельствуют покушение (неудавшееся) на премьер-министра страны Ю. Гилани 3 сентября и теракт в Пешаваре 6 сентября, в результате которого погибли 35 и получили ранение свыше 80 человек. От А. А. Зардари ожидают решительных действий против исламистских экстремистов и действенных мер по выводу Пакистана из экономического кризиса. При этом, по мнению экспертов, ему придется учитывать как запросы США, так и массовые, устойчивые антиамериканские настроения в пакистанском обществе. Новый президент считается прозападным политиком. Госсекретарь США К. Райс уже заявила, что избрание А. А. Зардари стало «позитивным сигналом» для Вашингтона, который рассматривает Исламабад в качестве важного союзника в борьбе с терроризмом.

Между тем отношения между США и Пакистаном на прошедшей неделе обострились, что произошло из-за ударов американских военных по пакистанской территории, в результате которых погибли мирные жители. Правительство, парламент и военное командование Пакистана осудили эти действия. Они названы в Исламабаде «серьезной провокацией», которая не содействует совместным усилиям двух государств в борьбе с терроризмом. США же оправдывают произошедшее необходимостью борьбы с боевиками талибов. Вместе с тем, пакистанские власти опровергли информацию о том, что ими перекрыта линия снабжения коалиционных сил НАТО в Афганистане. Заявлено, что речь идет лишь временной приостановке, вызванной сообра-жениями безопасности.

Командование ВС Пакистана перебросило в районы, прилегающие к границе с Афганистаном, специальные подразделения «коммандос», обученные борьбе с террористами. Им поставлена задача перекрыть пути снабжения боевиков и наносить быстрые удары по противнику на основании данных разведки. Всего в настоящее время в районе пакистано-афганской гра-ницы размещено до 100 тыс. военнослужащих регулярной армии, вспомогательных сил и отрядов племен, сотрудничающих с правительством в борьбе с талибами. Отметим, что, несмотря на заявление властей о приостановке военных операций против боевиков во время священного для мусульман месяца рамадан, они, тем не менее, продолжаются, хотя и с меньшей интенсивностью.

В ходе визита в Сирию президент Франции Н. Саркози обсудил с президентом САР Б. Асадом проблемы двусторонних отношений, состояние сирийско-израильского переговорного процесса, ситуацию в Ливане и на Ближнем Востоке в целом. Особое внимание было уделено ядерной проблеме Ирана и возможности сирийского посредничества в ее урегулировании. Саркози подчеркнул намерение Парижа содействовать ближневосточному мирному урегулированию, стать посредником на переговорах между Израилем и САР, заявил о важной и позитивной роли Сирии в региональных делах.

Важные заявления сделал и Б. Асад. В частности, он не исключил возможности ведения прямых переговоров с Израилем, сообщив, что сирийцы через турок передали израильтянам свой пакет предложений и в случае положительного ответа на него Дамаск согласится на непосредственные контакты с Израилем. Асад также заявил, что когда дело дойдет до прямых переговоров с израильтянами, то в них примет участие и Ливан. Договоренность об этом достигнута с ливанским президентом М. Сулейманом. Вместе с тем, Б. Асад сообщил, что по сирийской инициативе было отложено проведение очередного раунда переговоров с Израилем, что вызвано предстоящими переменами в руководстве этой страны – отставкой премьер-министра Э. Ольмерта. Причем Асад высказал пожелание, чтобы новый руководитель израильского правительства продолжил курс Ольмерта и «обеспечил полное отступление», т. е. уход с оккупированных сирийских Голанских высот.

Во время визита Н. Саркози в Дамаск состоялся четырехсторонний саммит с участием руководителей Катара, Сирии, Турции и Франции. На саммите обсуждались проблемы арабо-израильского урегулирования, ливан-ская ситуация и ядерная программа Ирана.

В целом визит Н. Саркози в Сирию еще раз продемонстрировал высо-кую активность французской политики на ближневосточном направлении. Визит рассматривается и как важный шаг на пути размораживания отношений САР с Францией и Евросоюзом, а также свидетельствует о фактическом провале линии США на международную изоляцию САР.

На минувшей неделе госсекретарь США К. Райс посетила с краткими визитами Ливию, Тунис, Алжир и Марокко. Наибольшее внимание привлекло ее посещение 5 сентября Ливии, где она встречалась с лидером этой страны М. Каддафи. Визит в Триполи на деле означает, что Вашингтон перестал считать Ливию «страной-изгоем» и стремится наладить с ней разносторонние отношения. На переговорах с ливийскими руководителями обсуждались вопросы взаимодействия в борьбе с терроризмом, развития экономических и культурных связей. Повышенное внимание было уделено расширению связей в нефтяной сфере.

Ранее, 1 сентября, М. Каддафи объявил о предстоящей очередной «перестройке» системы управления страной. В начале 2009 г. в Ливии планируется упразднить все министерства за исключением МИДа, военного ведомства и министерства общественной безопасности. По словам Каддафи, ливийский народ устал от коррупции. Выручку от экспорта нефти он обещал направить «прямо в карманы народа», однако не раскрыл, как это буде реализовано на деле.

При посещении Туниса, Алжира и Марокко К. Райс высказала удовлетворение состоянием отношений США с этими государствами. Главное внимание на переговорах с их руководством было уделено вопросам более тесного взаимодействия в борьбе с терроризмом и обеспечения безопасности в Северной Африке. Райс обещала оказать странам Магриба техническую помощь в борьбе с террористами и высказала пожелание расширить обмен информацией по терроризму между США и государствами региона. Также обсуждались вопросы экономического и торгового сотрудничества.

Правительство Ливана намерено приступить к реализации плана по нормализации обстановки на севере страны, в первую очередь, в г. Триполи, где сохраняется напряженная обстановка, вызванная межобщинными столкновениями алавитов, поддерживаемых «Хизбаллой», с суннитами из движения «Аль-Мустакбаль», являющегося ведущей силой парламентского большинства. План предусматривает проведение спецоперации по разоружению боевиков враждующих сторон и переход города под полный контроль армии и сил внутренней безопасности. Власти также намерены решать социальные проблемы: повысить уровень занятости населения, построить новые школы и другие образовательные учреждения, улучшить медицинское обслуживание, реконструировать объекты инфраструктуры. 6 сентября лидер суннитов С. Харири встретился с главой алавитской общины А. Айдом. Стороны договорились прекратить «видимое вооруженное присутствие» на улицах Триполи.

Президент Сирии Б. Асад предложил своему ливанскому коллеге М. Сулейману ввести в северные районы Ливана части ВС САР с целью пресечения действий вооруженных боевиков. Эта идея была резко негативно встречена парламентским большинством, лидер которого С. Харири обвинил Дамаск в попытке «вопиющего вмешательства» в ливанские внутренние дела, нежелании «признавать суверенитет и независимость Ливана».

Правительство Афганистана в очередной раз призвало коалиционные силы «воздержаться от самовольных бомбардировок населенных пунктов и задержания гражданских лиц». Министерству обороны и МИДу поручено совместно с командованием Международных сил по обеспечению безопасности в Афганистане (ИСАФ) выработать «новые правила» ведения боевых действий коалиционными войсками. Это связано с не прекращающимися «ошибочными» ударами сил ИСАФ, в результате которых гибнут мирные жители. Всего, по уточненной информации, с начала 2008 г. от таких «ударов» погибли свыше 1000 афганцев. На этом фоне отмечается заметный рост активности боевиков движения «Талибан» и других экстремистских группировок, которые с января по август текущего года совершили 5,3 тыс. нападений и терактов против иностранных войск, афганских силовиков, гражданских лиц и объектов (в 2005 г. – 1,75 тыс., в 2006 г. – 3,6 тыс., в 2007 г. – 6 тыс.). Ожидается, что к концу 2008 г. число терактов и нападений может достигнуть 10 тыс. Растет напряженность на севере страны, где раньше обстановка сохранялась относительно спокойной.

Президент Ирана М. Ахмадинежад провел в Пекине переговоры с председателем КНР Ху Цзиньтао. Китайская сторона высказалась за «гибкое и мирное» решение вопросов, связанных с иранской ядерной программой. В двусторонних торгово-экономических отношениях отмечается сокращение Китаем импорта нефти из ИРИ, что Пекин компенсирует увеличением закупок углеводородного сырья в Саудовской Аравии и Анголе. Трения в иранско-китайских отношениях вызвало и голосование КНР в Совете Безопасности ООН в марте 2008 г. за введение новых санкций в отношении ИРИ.

В Дамаске президент Франции Н. Саркози заявил, что Иран не должен обладать ядерным оружием, «но как любая другая страна имеет право на гражданскую атомную энергетику». Саркози отметил, что в случае, если у ИРИ появится ядерное оружие, то это будет представлять «угрозу миру в регионе и на планете». Одновременно он указал на необходимость мирного решения иранской ядерной проблемы. Но при этом глава французского государства отметил, что реализуя программу создания ядерного оружия, Иран подвергает себя «серьезному риску» удара со стороны Израиля.

6 сентября в Тегеране объявлено, что очередные президентские выборы в ИРИ пройдут 12 июня 2009 г.

Командование американских войск в Ираке 1 сентября предало иракским властям контроль над обеспечением безопасности в провинции Анбар — крупнейшей по площади в стране. Одновременно военные США отмечают, что повстанческое движение в этом регионе может возобновиться, если багдадское правительство не примет мер по его развитию: строительству новых дорог, развитию систем снабжения водой и электричеством, созданию новых рабочих мест и др.

Командующий группировкой ВС США в Ираке генерал Д. Петрэус считает, что американские войска могут уйти из Багдада к июлю 2009 г. и совсем уйти из этой страны к концу 2011г. Вместе с тем, сообщается, что руководство Пентагона рекомендовало президенту Дж. Бушу начать сокращение иракской группировки примерно на 5 тыс. военнослужащих не ранее начала будущего года. Как видится, подобная рекомендация свидетельствует об отсутствии у американских военачальников достаточной уверенности в том, что иракские силы смогут обеспечить безопасность в стране при уменьшении численности американских войск.

Лидеры греческой и турецкой общин Кипра Д. Христофиас и М. А. Талат возобновили переговоры в Никосии по урегулированию кипрской проблемы с целью поиска ее взаимоприемлемого решения, которое гарантировало бы интересы обеих общин. Ожидается, что два лидера будут встречаться один раз в неделю.

Президент Турции А. Гюль 6 сентября посетил с неофициальным визитом Армению. Анкара и Ереван рассчитывают, что этот визит будет спо-собствовать нормализации отношений между соседними странами.

Приложение

Высший исламский совет Ирака

Со времени свержения режима С. Хусейна в 2003 г. шиитская исламистская партия Высший исламский совет Ирака (ВИСИ, до мая 2007 г. — Высший совет исламской революции в Ираке, ВСИРИ) является одной из наиболее влиятельных и хорошо организованных политических сил страны.

Партия была создана в 1980-1982 гг. в Иране активистами различных иракских шиитских группировок, бежавшими от репрессий С. Хусейна. Здесь же были сформированы ее вооруженные отряды – «Бригады Бадра». Основателем ВСИРИ и его первым лидером стал Мохаммед Бадр аль-Хаким, погибший в результате теракта в 2003 г. На посту лидера партии его сменил младший брат Абдель Азиз аль-Хаким. Однако в связи с тем, что он тяжело болен (рак легких), текущими партийными делами занимаются Баян Джабер (министр финансов в правительстве Ирака) и один из вице-президентов Ирака Адель Абдель Махди. «Бригады Бадра» возглавляет сын А. А. аль-Хакима Аммар аль-Хаким. Он считается ключевой фигурой в ВИСИ, «наследником» дела дяди и отца. Многие считают, что Высший совет во многом является как бы «семейным делом» клана Аль-Хакимов и подобное явление, в общем, то характерно для Ирака. В то же время в качестве преемника А. А. аль-Хакима рассматриваются и другие политики, в частности, А. А. Махди.

В период эмиграции лидеры тогдашнего ВСИРИ сумели установить неплохие деловые контакты с другими иракскими шиитскими и курдскими партиями, в т. ч. с Патриотическим союзом Курдистана, возглавляемым нынешним президентом Ирака Дж. Талабани. Все это существенно помогло исламистам в их политической деятельности в новом Ираке. Партия сумела быстро адаптироваться к относительно демократичной ситуации, сложившейся в стране после падения власти С. Хусейна и стала играть видную роль в политической жизни Ирака, активно участвовать в работе новых государственных структур. Считается, что в настоящее время ВИСИ не ставит перед собой цель создания в Ираке исламского государства по иранскому образцу. Партийные лидеры заявляют о поддержке демократических процессов в стране. В то же время они всячески поощряют исламизацию иракской общественной жизни, уделяет большое внимание пропаганде исламских ценностей и развитию религиозного образования. Изъятие в 2007 г. из названия партии слова «революция» А. А. аль-Хаким объяснил тем, что революционные задачи после свержения баасистского режима выполнены и на данном этапе ВИСИ участвует в политическом процессе, базирующемся на конституции и законе, что предполагает мирные способы политической борьбы.

На сегодняшний день партия обладает прочными позициями в государ-ственном аппарате и силовых структурах Ирака. В парламенте ВИСИ имеет 29 из 275 мест и является ведущей силой шиитской коалиции — Объединенного иракского альянса, которая вместе с курдскими партиями составляет правящее большинство. Партия контролирует два ключевых министерства – финансов и внутренних дел, а также один из трех постов вице-президентов. Многочисленные кадры «Бригад Бадра» были интегрированы в армию и, особенно в различные структуры МВД, что позволяет лидерам, ВИСИ активно использовать силовиков для достижения своих политических целей, борьбы с соперниками в суннитском и шиитском лагерях.

ВИСИ выступает за создание из 9 южных провинций Ирака автономного шиитского региона, который обладал бы широкими властными полномочиями. Примечательно, что в состав этого «шиистана» не был включен Багдад с его многочисленным шиитским населением, которое во многом представлено сторонниками другого влиятельного шиитского лидера М. ас-Садра.

По мнению А. А. аль-Хакима, создание в стране «федеративных регионов» поможет в решении многих иракских проблем. Поддержка партией децентрализованного устройства Ирака вызвана во многом тем, что ее руководство видит в нем своего рода гарантию невозвращения к рецидивам прошлого, когда шиитская община подвергалась жестоким преследованиям. Так, аль-Хаким утверждает, что федерализм станет гарантией того, что «несправедливость уйдет в прошлое и не возвратится ни при наших детях, ни при внуках». Именно поэтому ВИСИ совместно с курдскими партиями инициировал в 2006 г. принятие парламентом закона о федеративном устройстве страны, который позволяет создавать в регионах сильную местную власть. Федералистские настроения ВИСИ имеют под собой серьезную экономическую подоплеку: до 85 проц нефтяных месторождений, составляющих основу национального богатства, расположены на юге Ирака, т. е. в районах с преимущественно шиитским населением. Немаловажно и то, что на юге находятся священные для шиитов города Эн-Наджаф и Кербела.

В то же время идея образования шиитского «супер региона» не получила единодушного одобрения на юге. Так, многие политики провинции Басра, богатой нефтью и имеющей выход к морю, стремятся создать собственную автономную единицу, обещая превратить ее в «иракский Дубай». Сам же А. А. аль-Хаким до настоящего времени не объяснил, каким именно образом он намеревается создать шиитскую федерацию.

Главным союзником Высшего совета является шиитская исламистская партия «Ад-Даава», возглавляемая премьер-министром Ирака Н. аль-Малики. Эта партия имеет значительно меньшее влияние в шиитской среде, чем ВИСИ и сторонники М. ас-Садра. Она не располагает вооруженными форми-рованиями. Вместе с тем, между двумя партиями имеются разногласия по вопросу об устройстве страны: «Ад-Даава» выступает против чрезмерной федерализации Ирака.

Основным политическим соперником в шиитской среде ВИСИ считает возглавляемую радикальным имамом М. ас-Садром влиятельную «Армию Махди». Противоборство между двумя шиитскими организациями нередко перерастало в вооруженные столкновения. Осенью 2007 г. руководители «Армии Махди» и ВИСИ попытались договориться об урегулировании от-ношений, подписав соглашение «об укреплении отношений» между двумя организациями. Однако примирения не получилось. ВИСИ и «Армия Махди» опираются на различные слои шиитской общины: Высший совет — в основном на шиитский средний класс, а приверженцами ас-Садра являются главным образом беднейшие слои населения. К тому же ас-Садр является твердым сторонником унитарного государственного устройства Ирака, отвергая федерализм и сепаратизм. Сказывается и соперничество семейств аль-Хакимов и ас-Садров. Высший совет решительно поддержал курс правитель-ства на ликвидацию боевых отрядов «Армии Махди», более того, партия во многом инициировала действия властей против сторонников ас-Садра, что в итоге привело к серьезному ослаблению позиций «главного противника».

Напряженные отношения существуют у ВИСИ и с региональной шиит-ской исламистской группировкой «Аль-Фадыля», действующей в Басре.

В 2005-2006 гг. боевики «Бригад Бадра» активно действовали против суннитов в составе т. н. «эскадронов смерти» В настоящее время ВИСИ решительно выступает против сохранения суннитских вооруженных формирований, которые помогают ВС США в борьбе против иракского филиала «Аль-Каиды», мотивируя это тем, что оружие должно быть только у официальных силовых структур. На деле же исламисты опасаются наличия у суннитов крупных организованных боевых сил, которые могут представлять серьезную угрозу нынешней преимущественно шиитской власти в Ираке.

Руководство ВИСИ умело балансирует между Тегераном и Вашингтоном. Это называется партийными лидерами «использование дружбы с Ираном, США и другими странами для вывода Ирака из экстремального кризиса». ВИСИ поддерживает тесные связи с ИРИ, получает от иранцев значительную финансовую и иную помощь. В партии имеется много сторонников еще более тесного сотрудничества с Тегераном. Одновременно неплохие контакты поддерживаются с США, причем они были установлены еще до начала войны 2003 г. и укрепились в послевоенный период. ВИСИ не только не участвовал в вооруженной борьбе с войсками США, но и не выступал за их скорейший вывод из Ирака, признавал важность присутствия американцев для нормализации обстановки в стране. Некоторые американские эксперты даже считают, что ВИСИ стремился руками военных США «разобраться» со своими суннитскими и шиитскими противниками. В тоже время, учитывая важность сохранения партнерских отношений с ВИСИ для стабилизации ситуации в Ираке, в Вашингтоне старались «не замечать» таких «издержек» в его деятельности как нелегальные тюрьмы, пытки заключенных, действия «эскадронов смерти». И все же США не уверены в прочности альянса с ВИСИ, т. к. он основан на принципе вынужденной (и скорее всего временной) необходимости партнеров друг в друге.

Таким образом, умелая и прагматичная политика руководства ВИСИ позволила партии занять важное место на иракской политической арене. Вместе с тем, после ожидаемого вывода ВС США в Ираке, по всей вероятно-сти, может произойти резкое обострение политической борьбы, что станет серьезным испытанием на прочность для шиитских исламистов.

52.38MB | MySQL:103 | 1,369sec