К вопросу нормализации отношений Израиля с Турцией

Несмотря на формальный договор об урегулировании отношений, подписанный Израилем и Турцией в июне 2016 г. реального потепления между Иерусалимом и Анкарой в последовавшие годы не наблюдалось. Турецкие официальные лица, в частности, президент  Реджеп Тайип Эрдоган, периодически выступали с критикой политики Израиля в отношении палестинцев. Так, например, в августе 2020 г. МИД Турции раскритиковал соглашение между Израилем и ОАЭ, как игнорирующее проблемы ПНА.

Двусмысленное заявление Эрдогана от 25.12.20 г. о том, что «Турция желает улучшить отношения с Израилем», в котором также прозвучала резкая критика израильской политики в отношении палестинцев стало причиной оживления дискурса в израильских СМИ по данному вопросу. С 25.12.20 г. по 08.01.21 г. в израильских медиа были опубликованы или транслировались 23 материала, посвященные проблематике нормализации отношений с Турцией.

До заявления Эрдогана, 30.11-22.12.20 г.,  получили огласку 8 разных сигналов по заинтересованности Турции в нормализации отношений с Израилем. Первые 7 (до 14.12.20 г.) исходили от неофициальных лиц или продвигались через СМИ без ссылок на конкретные турецкие источники. 22.12.20 по этому поводу впервые выступил чиновник – советник президента по иностранным делам Месут Касин. Последовавшее затем заявление Эрдогана стало первым таким публичным сигналом на высшем уровне.

С 30.11.20 г. до 25.12.20 г. все реакции израильской стороны оглашались в неофициальном формате в виде публикаций экспертов или редакторских статей крупных изданий. Большинство этих СМИ связано с партиями правящей коалиции; некоторые эксперты, оглашавшие свою оценку турецких сигналов, — связаны с госаппаратом. С 25.12.20 г. СМИ стали цитировать отклики на заявление Эрдогана членов правительства, но анонимно или в пересказе того, что говорилось на закрытых служебных совещаниях.

В первую очередь, это касается межведомственного совещания, состоявшегося 30.12.20 г. под председательством министра иностранных дел Габи Ашкенази. В нем приняли участие представители МИД, Совета национальной безопасности, Минобороны, Моссада. Было принято решение «прозондировать» серьезность намерений руководства Турции в контексте нормализации отношений. Для этого решено задействовать различные каналы, в т.ч. не исключалось и азербайджанское направление. Также было согласовано, что официальные лица Израиля не будут публично реагировать на сигналы турецкой стороны по поводу нормализации отношений.

Основные посылы израильской реакции

Суть заявлений анонимных членов правительства, редакторских статей изданий, связанных с партиями правящей коалиции, а также бывших чиновников и представителей экспертного сообщества сводится к следующим посылам:

  1. Израильская сторона оценила повышение уровня заявки на нормализацию отношений до президентского.
  2. Правительство Израиля крайне осторожно и подозрительно оценивает серьезность намерений Эрдогана в данном вопросе.
  3. Главное принципиальное условие Израиля для нормализации отношений – прекращение турецкой поддержки ХАМАСа. В некоторых публикациях в качестве дополнительного условия выдвигается требование, чтобы Эрдоган отказался от публичных антиизраильских заявлений.
  4. Израиль будет оценивать перспективы нормализации и принимать соответствующие решения только с учетом интересов своих стратегических партнеров в регионе – Греции, Кипра, Египта и ОАЭ. Будет также учитываться позиция ЕС.
  5. Основными мотивами стремления Эрдогана к нормализации отношений израильская сторона считает: опасения относительно ожидаемого давления на Турцию со стороны США; региональная изоляция Турции (в т.ч. обострение с Ираном); спад турецкой экономики.

 

Реакция на турецкое предложение о разграничении экономических зон

31.12.20 г. газета Israel Hayom, которая служит неформальным рупором премьер-министра Биньямина Нетаньяху, сообщила, что «на данный момент» правительством Израиля «отложено» принятие решения по предложению контр-адмирала ВМС Турции Джихата Яйджы. Оно касалось разграничения между двумя странами исключительных экономических зон в морских водах Средиземноморья. «Невысоки шансы на то, что будет дан положительный ответ», — отмечало издание.

 

Назначение нового посла Турции

В 3-х материалах уделено внимание вопросу о новом после Турции в Израиле. По данным газеты «Гаарец», на эту должность турецкой стороной уже утвержден бывший глава Фонда политических, экономических и социальных исследований SETAV Уфук Улуташ. Теперь МИД Израиля должен дать согласие на его кандидатуру в качестве посла.

31.12.20 г. газета Israel Hayom опубликовала прогноз исследователя Хая Эйтана Коэн-Янароджека из Moshe Dayan Center for Middle Eastern and African Studies at Tel Aviv University (центральные СМИ регулярно обращаются к нему по турецкой тематике). Он заявил, что новый посол Турции прибудет через месяц-два после инаугурации президента США Джо Байдена.

07.01.20 г. бывший посол в Египте (2009-2011 гг.) Ицхак Леванон опубликовал авторский материал на сайте газеты «Маарив», в котором призвал правительство «корректно отказать» в утверждении кандидатуры Улуташа. Он обосновал это тем, что речь идет о политическом назначенце, а не о профессиональном дипломате. К тому же, Улуташ в последние годы делал ряд антиизраильских заявлений. По мнению Леванона, в случае утверждения его кандидатуры, он не столько будет заниматься восстановлением межгосударственных отношений, сколько использовать свою должность для антиизраильской пропаганды.

Азербайджанский аспект

В 5 материалах Азербайджан упоминается в контексте проблематики нормализации израильско-турецких отношений. Три крупнейших новостных сайта, включая сайт газеты Israel Hayom, отметили посреднические усилия президента Ильхама Алиева. «Можно быть уверенными в искреннем желании Алиева примирить своих союзников, но можно и даже следует поставить под сомнение намерения Эрдогана…», отмечается в публикации.
Новостной сайт Walla в свою очередь отмечал, что «в Израиле так и не поняли» были ли действия Алиева результатом послания, инициированного турецкой стороной, или же то была самостоятельная «попытка Азербайджана взять на себя роль посредника». Учитывая личные связи автора публикации (Барак Равид), можно с высокой долей вероятности предположить, что обозначенное им «непонимание» исходит от Совета национальной безопасности при канцелярии премьер-министра, к компетенции которого относятся наиболее значимые вопросы израильской внешней политики.

Геополитический подтекст в привязке к проблематике «Братьев-мусульман»

Трое, не связанных друг с другом, израильских арабистов — экс-гендиректор государственной корпорации теле-, и радиовещания Йони Бен-Менахем, исследователь Jerusalem Center for Public Affairs Пинхас Инбари и востоковед и публицист Цви Барэль считают, что сигналы Турции относительно нормализации отношений с Израилем следует рассматривать в более широком контексте. По их мнению, это не просто попытка Эрдогана улучшить свое международное положение в преддверии смены американской администрации. Куда в большей мере речь идет об усилиях достичь примирения между Турцией и арабо-израильским альянсом, в который входят ведущие умеренные суннитские государства (КСА, ОАЭ, Египет). Поэтому сигналы относительно намерений нормализации отношений с Израилем стали распространяться в конце ноября — сразу после контактов лидеров и глав внешнеполитических ведомств Турции и КСА.

Основная причина попыток примирения между Турцией и арабо-израильским альянсом вызвана общностью угроз, исходящих от администрации Джо Байдена:

  1. Первые лица Израиля, КСА, ОАЭ, Египта и Турции опасаются, что при активном участии ЕС произойдет сближение США и ИРИ. Как следствие, возрастет региональный вес Ирана, его экономическое положение улучшится, и в результате еще больше усилится иранская активность в масштабах «Большого Ближнего Востока».
  2. По оценкам руководства КСА, Египта и Турции, одним из главных инструментов региональной политики администрации Байдена станет проблематика «прав человека». Она будет широко использоваться для оказания давления на правящие режимы и, возможно, для дестабилизации этих трех стран.Вместе с тем, по данным саудовцев и израильтян, как и во времена президента Барака Обамы, новая администрация планирует задействовать в «демократизации» региона «умеренные круги» в лице «Братьев-мусульман». В этом вопросе уже налажено взаимодействие между представителями Демократической партии, в т.ч. вице-президентом Камалой Харрис, и крупнейшими организациями американских мусульман (CAIR, ISNA), связанными с «Братьями-мусульманами». На фоне перечисленных общих угроз в Эр-Рияде предлагают Эрдогану отказаться от поддержки «Братьев-мусульман» в региональном масштабе взамен на нормализацию отношений, в т.ч. в сфере торговли и безопасности, с КСА, ОАЭ, Египтом и Израилем.

При этом, наиболее скептически к перспективам нормализации отношений с Турцией относится президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси. Ряд событий с ноября 2020 г. по начало января 2021 г. может свидетельствовать в пользу данной интерпретации событий:

  • Израильские эксперты и издания, в т.ч. связанные с правящей коалицией, подчеркивают, что оценка дальнейших действий в контексте нормализации с Турцией будет производится только с учетом интересов и позиций ОАЭ, Египта и КСА.
  • 05.01.21 г. состоялось примирение Катара с КСА, ОАЭ, Бахрейном и Египтом. Президент А.Ф.ас-Сиси отнесся к достигнутому соглашению наиболее скептически. В свою очередь, МИД Турции приветствовал открытие границ между Катаром и КСА. По оценке израильских аналитиков, по крайне мере до Чемпионата мира по футболу 2022 г., Катар будет вынужден оказывать сдерживающее воздействие на Эрдогана и на руководство «Братьев-мусульман».
  • 20.12.20 г. израильский арабист Пинхас Инбари огласил сведения, полученные от источников в одной из суннитских монархий Персидского залива. Из них следует, что ряд высокопоставленных деятелей кувейтского отделения «Братьев-мусульман» в последнее время были вынуждены покинуть Турцию. По их словам, отношения этой страны с «Братьями-мусльманами» находятся на грани кризиса.
  • В 20-х числах декабря получили огласку глубокие противоречия между отделениями «Братьев-мусульман» в ряде арабских государств. Причина: кардинально различные подходы к нормализации отношений Марокко с Израилем. Как следует из заявления Эрдогана от 25.12.20 г., относительно нормализации с Израилем он придерживается позиции наиболее умеренных отделений «Братьев-мусульман», в первую очередь, марокканской Партии справедливости и развития.
  • В 20-х числах ноября прошлого года, согласно официальной информации, состоялись контакты лидеров Турции и КСА, а также глав внешнеполитических ведомств. Обсуждались вопросы нормализации двусторонних связей. Тогда же глава МИД КСА заявил Reuters, что между странами «прекрасные отношения». Причем за две недели до телефонной беседы лидеров двух стран, 10.11.20 г., Высший совет улемов КСА огласил крайне резкую фетву против «Братьев-мусульман», что сразу получило поддержку на Twitter-аккаунте МИД Израиля.
62.85MB | MySQL:102 | 0,525sec