О позиции Турции по Ливии после начала деятельности Консультативного комитета Форума ливийского политического диалога

Большинство стран, так или иначе, участвующих в судьбе Ливии, в лице своих глав внешнеполитических ведомств, послов в Триполи, и даже лидеров, как президент Франции, Э.Макрон, выразили поддержку деятельности Консультативного комитета Форума ливийского политического диалога, начавшего свою работу в Женеве 13 января. МИД РФ распространил 14 января заявление министра С.Лаврова, в котором говорится, что Россия поддерживает политический процесс в Ливии. Своевременное и очень насыщенное смыслом послание, было процитировано одним ливийским новостным каналом (New Libya 24) из доброго полутора десятка.

Турция, один из ключевых игроков в Ливии также не осталась в стороне. Министр иностранных дел Турции, Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара настаивает на сохранении того, что он назвал «окном возможностей» для жизнеспособного, всеобъемлющего, прочного и мирного политического решения в Ливии.

В своем интервью для журнала World Press, базирующегося в Стамбуле, М.Чавушоглу сказал: «Турция поддерживает политический процесс, возглавляемый ООН в Ливии», пояснив: «Первоначальные результаты Форума ливийского политического диалога были положительными, и мы приветствуем решение всех партий провести выборы 24 декабря».

Хотя, по мнению критиков турецкой политики в Ливии, Анкара продолжает разжигать напряженность и поддерживать новые боевыее действия в Ливии, турецкий министр иностранных дел заявил, что его страна поддерживает прекращение огня в Ливии и отвергает попытки навязать военное решение существующего конфликта.

Глава МИД Турции высоко оценил усилия, направленные на то, чтобы «ливийцы взяли на себя бразды правления для достижения политического решения», и призвал не игнорировать тесную связь между «политическим прогрессом и военной ситуацией на местах».

М.Чавушоглу продолжил свою мысль, сказав: «У ливийского кризиса нет военного решения, и если бы Турция не гарантировала баланс, Ливия погрузилась бы в хаос, что также произошло бы, если бы все участники противостояния, особенно поддерживаемые из-за рубежа, так долго препятствовали политическому процессу».

Планомерное и последовательное развитие ливийско-турецкого разностороннего сотрудничества, к слову, отметим, не вызывающего раздражения ни у США, ни у Великобритании с Германией, кроме тех моментов, когда речь заходила об аспектах разграничения шельфовых зон в Восточном Средиземноморье, закономерно продолжает оставаться объектом резких нападок тех сил, которым политика Турции в Ливии спутала все карты. Речь, прежде всего, идет об ОАЭ. Именно эта страна выступает принципиальным противником всего того, что Анкара предпринимает в Ливии, приложив значительные усилия к впутыванию в ливийское противостояние Египта и, на наш взгляд, подрядив Россию на отправку в Ливию военного контингента, оружия и боевой техники, оплачивая все это и выделяя, отметим, с нарушением всех существующих на этот счет, норм и правил, те же оружие и боеприпасы, системы противовоздушной обороны из наличия своих ВС третьей стороне, не являющейся международно признанным субъектом, в отличие от того же ПНС – нисколько не идеализируя последний, напомним, что он, как раз, таким субъектом является. Нарушали и нарушают ОАЭ и их сателлиты режим международного эмбарго на поставки оружия в Ливию. Да, Турция, на практике, занимается тем же самым, но лишь с той разницей, что между Анкарой и Триполи подписано официальное межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве и размещении в Ливии турецких военных специалистов, так что оружие турки в Ливию возят, как бы себе. А вот между Бенгази и Москвой, или Абу-Даби таких соглашений не существует, а подписанные документы, с точки зрения международного права, ничтожны, потому что ни Тобрук, ни Бенгази субъектом его не являются. Разумеется, при ведении гибридных войн, на такие нюансы внимания никто не обращает. Но, пока на земле, орудия молчат, стороны обмениваются ударами компрометирующих материалов.

Так, в отчете, подкрепленном рядом документов и цифр, «Журналу расследований», который занимается вопросами политической коррупции, сообщается о расширении деятельности президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, его планах по борьбе с коррупцией в Ливии путем использования разногласий в стране для своей собственной выгоды и сотрудничества с такими людьми, как ливийский бизнесмен Абдель Хамид Дубейба. Делается это для того, чтобы он мог «продолжать манипулировать будущим Ливии».

В отчете напоминается, что Анкара подписала договор с ПНС о контроле над газопроводами и нефтепроводами в Средиземном море, и, кроме того, Эрдоган также попросил главу Президентского совета Фаиза Сарраджа предоставить больше контрактов турецким компаниям, что подтолкнуло Ливию к предоставлению имновых контрактов на сумму 16 млрд долларов в 2020 году.

Более того, Ф.Саррадж выплатил Турции 12 млрд долларов, из них 4 млрд долларов в виде беспроцентных вкладов в Центральный банк Турции для поддержки турецкой лиры и еще 8 млрд в счет расходов на турецкую военную операцию, не говоря уже о том, что Анкара получает миллионы долларов, продавая БПЛА «Байрактар» ПНС.

С ливийской стороны в докладе упоминается присутствие в Ливии семьи Дубейба, которая близка к самому Эрдогану, поскольку они способствовали вмешательству Турции в ливийскую войну.

Ливийские государственные органы, контролируемые Дубейбой, предоставили турецким компаниям строительные контракты на сумму до 19 млрд долларов, при этом Эрдоган поддержал кандидатуру Абделя Хамида аль-Дубейбы на пост следующего премьер-министра Ливии.

В отчете делается вывод, что мировые лидеры долго закрывали глаза на «зверства Эрдогана» и его коррупцию, но пришло время предотвратить его незаконные операции в Ливии и других странах.

Уроженец Мисураты Абдель Хамид аль-Дубейба, лицо не часто появляющееся в новостях из Ливии, тем не менее, является одним из наиболее влиятельных представителей «мисуратского клана», наряду с Ф.Башагой, М.Саналлой и А.Миитигом. При М.Каддафи аль-Дубейба занимал пост главы всего ливийского жилищно-коммунального комплекса («Аль-Джихаз аль-Марказий лиль бунья тахтыйя валь искян») и сыграл огромную роль в той части событий 2011 года, которые были связаны с участием в них Турции и с ее приходом в Мисурату. Он был одним из глав мисуратской фронды и проводником политики превращения этого города в «Вандею» для Джамахирии. Несомненно, талантливый управленец, он стал главным союзником для турок в Мисурате, а первые контакты его со спецслужбами Турции восходят к 2009 году Поэтому нет ничего удивительного в том, что он имеет сегодня такие связи и возможности. Так же как и в вопросе предоставления турецким компаниям многомиллиардных контрактов, ведь, если вы умеете работать, и вам есть, что предложить по конкурентоспособной цене и приемлемому качеству, то почему бы с вами и не заключить контракт?  Почему то, примеров заключения контрактов между российскими компаниями и представителями бизнеса из Бенгази не слышно, так же как и с триполийцами. Кто же им мешает там, где, де-факто, правит дружественный РФ фельдмаршал Х. Хафтар? Тоже турки?

Начало работы Консультативного комитета, режим прекращения огня и контакты по линии Совместного военного комитета «5 + 5» не мешают сторонам продолжать обмениваться взаимными выпадами

Так, представитель Главного командования ЛНА, генерал-майор Ахмед аль-Мисмари заявил 13 января, что Турция расширила взлетно-посадочную полосу базы Эль-Утия для приема «гигантских военных самолетов».  ЛНА  ежедневно отслеживает турецкие военные самолеты, прибывающие туда  в нарушение берлинских решений.  Турция установила на базе системы ПВО, а  соседние страны «опасаются того, что турецкое оружие попадет в руки террористов, указав, что оно будет угрожать национальной, региональной и международной безопасности», — подчеркнул спикер ЛНА, выразивший уверенность, что судьба Ливии может быть решена только ливийским народом, и сославшись на успехи ЛНА в предотвращении использования террористическими группами города Бенгази в качестве базы для атак в соседние страны.

Аль-Мисмари отметил, что военный прокурор ЛНА, член комитета «5 + 5», генерал-майор Фарадж аль-Соуса, призвал освободить всех пленных во главе с генралом-летчиком Амером аль-Джакамом, который был пилотом МиГ-21 ВВС ЛНА, сбитым над Триполи во время попытки нанести удар по аэродрому Майтига.

Ответ а адрес аль-Мисмари не замедлил себя ждать. Министр обороны ПНС Салах ад-Дин аль-Нимруш подтвердил, что Халифа Хафтар не будет удовлетворен какими-либо результатами любого диалога, направленного на мир, обвинив его в том, что он всегда препятствует любым мирным решениям, и утверждая, что сторонники ПНС никогда не были приверженцами войны и что они приветствуют любую инициативу, направленную на прекращение боевых действий.

В отличие о пропагандиста ЛНА, оперировавшего всем известными фактами в свойственной ему интерпретации, аль-Нимруш был более информативен. Он коснулся сотрудничества с Соединенными Штатами в области борьбы с терроризмом, выразив свое стремление объединить в будущем местные усилия с американскими программами в области обучения, подчеркнув: «Мы открыты для любой страны, которая хочет сотрудничать с нами».

Приоритетом работы его министерства на текущем этапе является реорганизация ливийской армии и начало программы вербовки новых рекрутов. Была достигнута договоренность с Министерством национальной обороны Турции об отправке ливийских офицеров для прохождения курсов повышения квалификации по некоторым специальностям.

Те, кто поступил в военные учебные заведения в прошлом году, теперь проходят курс обучения в военном колледже в Триполи и колледже противовоздушной обороны в Мисурате, и получат высшее образование в качестве офицеров в соответствии с их академической квалификацией, а затем будут отправлены за границу для прохождения специализированных курсов подготовки для повышения квалификации.

Вновь можно отметить: фактическая наполненность, аргументированность, логичность заявлений представителей Турции и властей ПНС, практически по любым темам,  оказывается выше, чем у их оппонентов, неизменно срывающихся на пропагандистские нотки. Что касается связей мисуратской элиты с Турцией, так никто не мешал другим странам завести своих людей в качестве лоббистов из числа местных видных политиков или влиятельных бизнесменов и реализовывать с их помощью свои интересы в Ливии. И здесь мы вновь подходим к тому, что таких людей, прежде всего, надо заинтересовать в себе, предложить им что-то весомое, деньги, наконец. На практике же, этого нет, и приходится оперировать либо поставками оружия, либо материями геополитики, предметом, ставшим в последнее время любимым аргументом многих политологов, что, мол, вы не понимаете, это все – геополитика! Особенно, сейчас, когда США вот-вот развалятся. Зато понятно другое: снаряды и патроны на хлеб не намажешь и дома из них не построишь.

62.85MB | MySQL:102 | 0,529sec