О перспективах развития саудовско-израильских отношений

Одной из главных сенсаций ушедшего 2020 года стало сообщение о тайном визите премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Саудовскую Аравию, состоявшемся 23 ноября. По информации ряда израильских СМИ, в частности газеты «Гаарец», 23 ноября 2020 года глава израильского правительства встретился в саудовском городе Неом (недостроенный туристический центр, излюбленное детище наследника саудовского престола) с кронпринцем Мухаммедом бен Сальманом (МБС). Биньямина Нетаньяху сопровождали   его помощник по делам вооруженных сил бригадный генерал Ави Блют, секретарь Совета национальной безопасности Израиля Меир Бен-Шаббат и руководитель израильской разведки Моссад Йоси Коэн. С саудовской стороны помимо МБС в беседе принял участие руководитель Управления общей разведки (УОР) КСА Халед аль-Хумейдан. На встрече присутствовал также госсекретарь США Майк Помпео, которому собственно и принадлежала заслуга ее организации. Обращает на себя внимание тот факт, что на следующий день информация об этой встрече появилась во многих израильских СМИ. В то же время в Израиле действует негласная цензура  на информацию о контактах высшего руководства сраны с лидерами арабских и исламских государств, с которыми у него нет официальных дипломатических отношений. Следовательно, израильские масс-медиа получили добро от высшего руководства на публикацию подобных сведений.

Встреча лидеров КСА и Израиля имела место в период нормализации отношений Израиля с рядом арабских государств. Как известно, в августе прошлого года состоялось установление дипломатических отношений между Израилем с одной стороны, ОАЭ и Бахрейном – с другой. Оба этих государства входят в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), локомотивом которого является Саудовская Аравия. Бахрейн считается клиентским государством КСА, полностью зависимым от Эр-Рияда. В то же время между КСА и ОАЭ в последние годы укрепляются отношения стратегического партнерства. Наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид длительное время оказывал сильное влияние на политику Мухаммеда бен Сальмана, побудив его начать военную кампанию в Йемене и «холодную войну» против Катара. Многие аналитики прогнозируют вслед за установлением официальных  отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами и Израилем оформление стратегического партнерства между этими американскими союзниками в регионе и эмиратские инвестиции в израильскую экономику.

В октябре 2020 года примеру партнеров Саудовской Аравии по ССАГПЗ последовал Судан, а в декабре – Марокко. При этом Рабат, в течение десятилетий поддерживающий с еврейским государством активные отношения, пошел на их формализацию после американского обещания официально признать Западную Сахару частью королевства. Между КСА и Израилем как минимум с середины 1990-х годов существуют оживленные неофициальные отношения. Руководители силовых структур двух государств неоднократно проводили встречи в Вашингтоне, Лондоне и Аммане. КСА закупает израильское оборудование, в частности шпионскую аппаратуру для слежки за своими диссидентами. Власти КСА дали добро на пролет израильских самолетов (пока гражданских) над территорией королевства и на посещение Саудовской Аравии лицами, имеющими двойное гражданство (израильское и американское, израильское и российское). Между двумя государствами существует совпадение мнений и интересов по ряду международных проблем. Обе страны считают Иран и иранскую экспансию главной угрозой и регулярно обмениваются мнениями по активности ИРИ на Ближнем Востоке. Исходя из этого, многие эксперты ожидали скорой формализации саудовско-израильских отношений и установлению официальных дипломатических контактов по примеру ОАЭ. Однако этого не произошло. Остается разобраться, почему.

Интересной иллюстрацией к неготовности Саудовской Аравии официально признать  Израиль являются резкие реплики принца Турки аль-Фейсала с критикой политики еврейского государства на Форуме Манамского диалога в Бахрейне 9 декабря 2020 года. Речь саудовского принца заслуживает пристального внимания, учитывая политический и дипломатический опыт Турки аль-Фейсала. В 1977-2001 годах сын короля Фейсала бен Абдель Азиза возглавлял саудовскую разведку, в 2002-2005 годах был послом КСА в Лондоне, в 2005-2007 годах – в Вашингтоне. В ходе конференции в Манаме Турки аль-Фейсал назвал Израиль «последней колониальной державой» Ближнего Востока, осуществляющей «безнаказанные убийства невинных людей и разрушения их домов». Он обвинил руководство Израиля в «незаконном строительстве поселений на оккупированных землях и в расистском характере самой государственности (отсылка к законом 2019 года, закрепляющим еврейский характер Государства Израиль – авт.)». Очевидцы сравнивают словесную пикировку Турки аль-Фейсала с министром иностранных дел Израиля Габи Ашкенази, присутствовавшим на Манамском Форуме, со столкновением на Давосском форуме в январе 2009 года премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом Израиля Шимоном Пересом. Напомним, что тогда турецкий лидер обвинил израильского президента в «убийствах детей».

Рискнем привести пять возможных объяснений пламенной речи Турки аль-Фейсала.

Во-первых, ее возможной причиной является недовольство наследного принца Мухаммеда бен Сальмана тем, что израильский премьер Б.Нетаньяху разгласил факт своего посещения КСА, который, по мысли МБС, должен был носить тайный характер. Такой поступок, по мнению саудовского наследного принца, является не джентльменским. Напомним, что министр иностранных дел КСА Фейсал бен Фархан опроверг факт встречи в Неоме.

Во-вторых, в саудовской королевской семье существует фракция, выступающая против нормализации отношений с Израилем. Ее участники готовы признать еврейское государство только на основе мирного плана короля Абдаллы 2002 года, предусматривающего «мир в обмен на территории». Убежденным сторонником плана Абдаллы и палестинского дела является нынешний король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз. Возможно, взгляды этой фракции и озвучил принц Турки аль-Фейсал.

В-третьих, причиной резкого выступления могли послужить наметившиеся в последнее время противоречия между Саудовской Аравией и ОАЭ. Они базируются на разочаровании саудовской верхушки итогами войны в Йемене, куда Эр-Рияд завлек Мухаммед бен Заид (МБЗ), а также саудовско-катарского противостояния. В то же время именно ОАЭ явились пионером нынешнего арабо-израильского урегулирования. В этой связи уместно вспомнить заявление Турки аль-Фейсала в Твиттере, обращенное к ОАЭ о том, что «тяжелые раны невозможно вылечить обезболивающими таблетками (намек на палестинскую проблему — авт.). Ответом ему стала запись в Твиттере эмиратского ученого и чиновника Абдель Халека Абдаллы (близок к МБЗ) о том, что «любое примирение между Саудовской Аравией и Катаром невозможно без согласия Эмиратов». Этот тезис был заявлен в декабре 2020 года, еще до состоявшегося 6 января с.г. официального примирения между Эр-Риядом и Дохой.

В-четвертых, возможно, саудовская элита не хочет компрометировать себя активным сотрудничеством с Израилем, опасаясь утраты королевством лидирующего положения в арабском и исламском мире. Между тем, уже отмечались попытки перехвата такого лидерства со стороны Турции и Катара.

В-пятых, в Эр-Рияде большое недовольство вызывают попытки ряда израильских политиков дискредитировать королевство в глазах США через лобби в американских СМИ. На это намекнул и принц Турки аль-Фейсал, отметив: «Хотят дружбы с нами и в то же время спускают на нас всех собак в прессе и в СМИ, дьяволизируя королевство и очерняя наш имидж».

Таким образом¸ время для официального признания Израиля Саудовской Аравией еще не пришло. Форсированное сближение двух основных американских союзников в регионе началось в президентство Дональда Трампа на почве противостояния Ирану и иранскому влиянию на Ближнем Востоке. С приходом в Белый дом Дж.Байдена американская заинтересованность в ближневосточном НАТО, состоящем из Израиля и суннитских монархий, будет падать. Одновременно Саудовская Аравия стремится удержать свое лидерство в арабском мире, не уступив его Ирану, Турции и Катару. Учитывая активную антиизраильскую риторику лидеров этих стран, это будет довольно сложно.

52.21MB | MySQL:103 | 0,466sec