Израиль: досрочные выборы в Кнессет 24-го созыва. Часть 1

Сначала все решили разделиться

Согласно  расписанию избирательной кампании, опубликованной ЦИК Израиля,  последний срок регистрации партийных списков кандидатов в депутаты — 4 февраля.  В оставшиеся две с половиной недели до регистрации все партий и блоки заняты в основном делением  и закулисными переговорами. С момента объявления выборов, практически все ведущие партии потеряли ряд ключевых игроков, а порой и целые блоки.

Так практически перестала существовать партия «Кахоль -лаван» под руководством Бени Ганца.  Из ее состава вышло почти половина депутатов, а сама партия стоит на грани прохождения электорального барьера. Еще пару недель назад Бени Ганц склонялся к тому, чтоб вообще  уйти из политики, пока кто-то из его окружения не обратил внимание на финансовые возможности партии. Дело в том, что согласно закону о выборах, он как лидер партии «Кахоль-лаван» имеет бюджет в 14 мандатов, а это более 20 млн шекелей. В то время как большинство парламентских партий имеют огромный минус на счету, Бени Ганц становиться просто «завидным женихом» с приданным.

Существенно потеряла и пртия «Еш атид», сначала из него ушёл второй номер Офер Шелах недовольный отсутствием праймериз, а затем и откололась партия ТЕЛЕМ под руководством бывшего министра обороны Моше Яалона. Офер Шелах, основал новую партию «Тнуфа», однако по всем опросам она не проходит электоральный барьер, так же как и  партия Моше Яалона. Партия ТЕЛЕМ, баллотируясь самостоятельно, набирает 0,4% голосов. Однако имея положительное сальдо на партийном счету Моше Яалон видимо планирует создать новый блок.

Из Ликуда вышел непримиримый критик Биньямина Нетаньяху и кандидат на лидерство в партии Гидеон Саар, создавший партию «Тиква хадаша» («Новая надежда. С ним ушло еще несколько депутатов Кнессета. Особо драматично, выглядел уход из партии Зеэва Элькина, который долгое время был одним из ближайших соратников Б.Нетаньяху и руководителем многих переговорных групп. Сразу после заявления Гидеона Саара о создании собственной партии «Тиква хадаша» опросы давали ему 20-21 мандат, а Ликуду — 27-28, однако сегодня Ликуд снова стоит на 30 мандатах, а «Новая  надежда» постепенно  сошла на 15 мандатов. При этом Гидеон Саар дает понять, что его партия будет правой, но светской и ведет борьбу за голоса с Ликудом, с «Яминой» и, в меньшей степени, за голоса избирателей НДИ, которую он видит своим союзником в новом Кнессете.

Наметилась трещина и в блоке «Ямина», так лидер партии «Ционут датит» Бецалель Смотрич объявил о том, что его пути с лидером партии  «Ямина» Нафтали Беннетом разошлись. На выборы он намерен идти во главе собственной партии. При этом если «Ционут датит», вообще не проходит электоральный барьер, то партия «Ямина», последний месяц перед падением правительства получала до 20 мандатов, однако на сегодня получает только 13 мандатов

Возникли проблемы и в ультрарелигиозном блоке «»Еврейство Торы».  Парламентский комитет по вопросам Кнессета под руководством Эйтана Гинзбурга принял решение разделить фракцию «Еврейство Торы» на «Агудат Исраэль» и «Дегель ха-Тора». Хотя отмечается, что разделение является чисто техническим решением в целях финансирования партий перед предстоящими парламентскими выборами, но как стало известно противоречия между партиями возникают в основном по вопросам распределения должностей в Кнессете и финансирования.

Мэр города Тель-Авив  Рон Хульдаи объявив о создании новой партии «Израильтяне» иск вызвал небольшой переполох на лево-центристом фланге с показателем в 8 мандатов и тенденцией роста. Однако по пришествию пару недель и не внятной политики он скатился до 4 мандатов.

Не стало сенсацией и то, что правящая когда-то партия Авода по всем опросам не проходит на мартовских выборах электоральный барьер. Лидер партии Амир Перец объявил, что не будет баллотироваться на ближайших выборах в Кнессет, хотя и попытался отменить праймериз в партии и провести собственный список. Однако Высший суд справедливости (БАГАЦ) потребовал соблюдать устав и провести праймериз. В связи с чем, члены партии Авода обратились к своему бывшему лидеру и бывшему главе правительства Эхуду Бараку предложением баллотироваться на пост лидера партии, но он отказался. Эхуд Барак написал своем «Фейсбуке», что он предварительно проверил возможность выступить на выборах единым блоком партий «Еш атид», «Израильтяне» и Авода, но понял, что это неосуществимо, поэтому принял решение не участвовать в праймериз.

Члены ЦК партии «Еврейский дом» избирают своего  нового главу партии, который сменит раввина Рафи Переца, объявившего об уходе из политики. На его место претендуют генеральный директор партии Нир Орбах и заместитель мэра Иерусалима Хагит Моше. В политических кругах заявляют, что премьер-министр Биньямине Нетаньяху действует за кулисами, добиваясь избрания Хагит Моше, которой легче будет маневрировать в выгодных Нетаньяху целях. В свою очередь, Орбаха называют человеком, приближенным к Беннету, а соответственно не склонным оказывать помощь Нетаньяху.

Не проходит электоральный барьер, хотя и ближе всех к Кнессету находится новая партия «А-Калькалит» во главе с бывшим главным аудитором Минфина профессором Яроном Зелиха, набирающая 2,4% голосов.

У других мелких партий процент голосов недостаточен для прохождения электорального барьера в 3,25%.У партии во главе с Бецалелем Смотричем — 1,9%, у Аводы, которая до сих пор не может определиться с лидером, — 1,6%, у партии «Гешер» во главе с Орли Леви-Абукасис — 0,7%, у «Оцма йегудит» во главе с Итамаром Бен-Гвиром — 0,5%, у Партии ветеранов во главе с Дани Ятомом, ТЕЛЕМ во главе с Моше (Буги) Яаломом и партии Офера Шелаха — по 0,4%.

По предварительным оценкам партии не проходящие электоральный барьер, «выбрасывают в мусор» количество голосов, равноценное 14 мандатам в Кнессете. Ожидается, что до 4 февраля в центре и на левом фланге политической карты Израиля появятся новые блоки. Если этого не произойдет, и каждая партия будет баллотироваться в Кнессет сама по себе, можно ожидать потери сотен тысяч голосов избирателей. От этого выиграет лишь один человек – премьер-министр Биньямин Нетаньяху.

В этой связи Бени Ганц направил обращение главе «Еш атид» Яиру Лапиду, главе партии «Израильтяне» Рону Хульдаи, главе  партии МЕРЕЦ Ницану Горовицу, главе партии ТЕЛЕМ Моше Яалону, главе НДИ Авигдору Либерману, главе партии Авода Амиру Перецу, главе партии «Тнуфа» Оферу Шелаху и главе партии «А-Калькалит» Ярону Зелихе. «Сейчас не время для мелких обид. Необходимо объединить все силы для того, чтобы сменить власть. Если исчезнет эго — исчезнет Нетаньяху», — заявил Ганц. Однако официально только Лапид и Либерман отреагировали на его призыв, заявив , что поздно он одумался.

В тоже время сообщалось, что закулисно партии «Израильтяне», «Еш атид» и «Кахоль-лаван» ведут переговоры о совместном участии в выборах. Согласно опубликованной информации, помимо прочего обсуждается предложение, в соответствии с которым Бени Ганц откажется от места в Кнессете, но продолжит возглавлять «Кахоль-лаван» и займет пост министра в том случае, если блок присоединится к правящей коалиции.  На прошлой неделе Рон Хульдаи заявил, что шанс на совместное участие в выборах с Бени Ганцем крайне невысок. Однако на фоне решения Ганца баллотироваться в любом случае и опасения, что его провал на выборах повлечет за собой потерю десятков тысяч голосов избирателей левоцентристского блока, взвешивается возможность гарантировать ему министерский пост в обмен на согласие отказаться от участия в парламентских выборах

Пока что Рон Хульдаи объявил, что предложит будущему главе партии Авода баллотироваться в Кнессет единым списком. Здесь возможен союз МЕРЕЦа и Аводы или коалиция МЕРЕЦ с новой партией Рона Хульдаи – «Израильтяне». Многие в  партии МЕРЕЦ считают, что объединение с партиями Авода и «Гешер» уменьшило ее силу на предыдущих выборах. На этот раз она не собирается ни с кем объединяться. Лидер партии Ницан Горовиц стремится получить голоса арабской общины, поэтому он отдал два места в первой пятерке израильским арабам. Хотя для МЕРЕЦа имело бы смысл кооперироваться с новой партией Рона Хульдаи, но Горовиц не очень расположен к альянсу с ним, так как он проиграл в борьбе за пост мэра Тель-Авива в 2013 году.

В настоявший момент идет практически полная перетасовка политической колоды и за исключением лидеров партий, практически  ни кто из кандидатов, не знает на каком месте он окажется , да и окажется ли вообще в своей партии. Все с нетерпением ждут 4 февраля, когда будут  закрыты партийные списки и в общих чертах будут ясны программы партий и лишь тогда начнётся работа с избирателями.

62.85MB | MySQL:102 | 0,593sec