О позициях США и Ирана по выполнению условий СВПД

Начало каденции 46-го президента  США Джо Байдена поднимает вопросы его политики на иранском направлении. Еще до вступления в должность он заявил о новых, нежели при своем предшественнике Д.Трампе, подходах в отношении Ирана. В этой связи в последние дни раскрываются базисные детали нового подхода. Они касаются того, каково будет отношение Вашингтона  к венским договоренностям по иранской ядерной программе.  Энтони    Блинкен, новый глава американского внешнеполитического  ведомства, на первой же своей пресс-конференции,  раскрыл суть взглядов Байдена на иранскую ядерную проблему:  если Иран вернется к выполнению обязательств по СВПД,  США последуют тоже самое, а затем уже будет обсуждаться вопрос нового, более всеобъемлющего и более протяженного по времени соглашения.  Иными словами, пока ИРИ в полном объеме не вернется в ядерное соглашение, подписанное в июле 2015 г. этой страной с шестеркой международных посредников – США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией, и не возобновит реализацию взятых на себя международных обязательств,  Вашингтон не возобновит свое участие в этом международно-правовом договоре.

Отвечая главе Госдепартамента, министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф  утверждает, что мяч находится именно на американской стороне игрового поля, а стало быть, в игру должны  включиться игроки с этой стороны.  Именно они, считают в Тегеране, должны навести порядок со своим участием в соглашении, реализовать взятые на себя обязательства, что будет означать возврат к полноценному участию, в потом уже можно будет требовать от ИРИ. В иранском МИДе смотрят на это оптимистично: отвечая на вопросы российского информационного агентств RT, М.Д.Зариф  заявил 29 января, что новая американская администрация потенциально способна растопить лед в двусторонних отношениях. Для Ирана это означает в первую очередь снятие американских санкций, что рассматривается как главная составляющая всех тех плюсов, что несет СВПД. В этой связи обратим внимание на публикацию в личном аккаунте  в сети Twitter  М.Д.Зарифа,  в котором выражается просьба к новой американской администрации  не забывать о том, что президент Д.Трамп и его политика потерпели серьезный крах. В то же время, постоянный представитель Ирана при ООН Маджид Тахт-Раванчи, в своем последнем по времени заявлении сказал, что у США «пока еще» имеется окно возможностей для возвращения в СВПД, но он не безгранично по времени и сейчас находится уже «в стадии  закрытия».

К активной дискуссии на этом направлении присоединился и спикер иранского парламент Мохаммад Багер Калибаф, для которого забвение США обязательств по СВПД является непререкаемой аксиомой, из которой он делает вывод о том, что негоже требовать этого от его страны. Вопрос  упирается в то, что верность обязательствам  – краеугольный камень взаимодействия в этом вопросе, и если США их нарушают, утверждает спикер иранского законодательного органа, «мы не готовы им верить, и первыми возвращаться в этот  международный  договор».  Калибаф утверждает, что от США требуется не так уж много – «снять санкции, позволить нам торговать нефтью, дать возможность проведения всевозможных финансовых операций, вести разнообразную международную торговлю». Важность снятия санкций, особенно в финансовой сфере отметил в эти дни глава иранского Центробанка  А.Хеммати. По его словам, в течение последних двух лет, то есть после выхода США из СВПД, финансовые авуары ИРИ блокировала не только «враги»,  но и вполне дружественные государства, на которые США «давят» всеми доступными им способами. Все это обострило финансовые проблемы страны, создав невиданный никогда ранее прецедент. Чтобы показать желание к диалогу, США должны как можно скорее  снять санкции.  Вот тогда, заверяет Калибаф, «мы поверим в их добрую волю, а парламент даст необходимую легитимацию».

Спикер парламента имел в виду, что два месяца назад  он инициировал и провел ряд законов, связанных с шагами ИРИ по реагированию на отношение к СВПД западных союзников. Выработанная комплексная программы, как не раз говорили в Иране, носит стратегический характер и обязательна к безусловному выполнению. Например, парламент  дал указание правительству президента Х.Роухани  обеспечить создание запаса обогащенного урана с уровнем обогащения в 20%. Разумеется, все это входит в явное противоречие с условиями СВПД.  Именно поэтому и президент Х.Роухани, и глава Организации по атомной энергии Ирана А.Салехи  заявили о неприятии такого шага,  способного окончательно развалить СВПД, но поскольку эти меры были официально одобрены верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи, оба были вынуждены с ними согласиться. Одновременно было решено, что если Запад не покажет на деле свою поддержку шагам ИРИ до конца февраля текущего года, Иран пойдет на то, что откажется от «добровольного» сотрудничества с  инспекторами МАГАТЭ, которые должны будут покинуть территорию страны. Как заявили иранские правительственные чиновники, последние по времени инспекции МАГАТЭ  были проявлением «доброй воли ИРИ по отношению к Дополнительному протоколу», который в Иране не имеет силы, поскольку до сих пор не ратифицирован парламентом. Так вот, пригрозили в Тегеране, «мы ставим точку на сотрудничестве в этой сфере, и никаких инспекций МАГАТЭ более не будет». Эту тему затронул К.Кариб-Абади, представитель Ирана при международных организациях в Вене. Он коснулся в истекшую пятницу проблемы корректив в сотрудничестве ИРИ с МАГАТЭ, предупредив о своих, иранских правилах игры в отношение этой структуры ООН и понижении уровня взаимодействия с ней.

Вместе с тем, глава иранского МИДа  М.Д.Зариф перенес свою обеспокоенность  возвращением своей страны и США в СВПД на ситуацию в странах региона, и особенно — зоны Персидского залива. Понятно, что договариваться нужно в первую очередь с соседями. Обращаясь к своим коллегам в этих странах, он написал в своем арабоязычном  аккаунте  в сети Twitter, процитированном аффилированным с КСИР информационным агентством Тасним, что безопасность нельзя «приобрести за деньги или путем создания запасов оружия».  По его словам, пришло время пересмотреть и критически оценить проблемы безопасности в регионе, их глубинную архитектонику, тем более, что «Иран к этому готов, о чем неоднократно заявлял и заявляет, в том числе и на нынешнем этапе».  По всей видимости, учитывая нынешнюю ситуацию, глава иранского МИДа решил на этот раз обратиться к соседям не с привычной и устоявшейся позиции угроз и силы, а несколько иным путем. Его мысль состоит в том, что  необходимо реально наладить региональное сотрудничество в рамках государств, расположенных именно здесь, а не с помощью «пришлых», то есть Запада. Смысл такого реверанса по отношению к арабским соседям предельно ясен: ни с кем из них у ИРИ нет продвинутых и налаженных отношений, и глава МИД ИРИ вновь пытается перетянуть их на свою сторону, оторвав от США и начавшего с ними успешный диалог Израиля.  Однако шансы на достижение договоренностей на этом направлении на сегодня минимальны, если вообще не равны нулю.

52.24MB | MySQL:103 | 0,811sec