Фактор ХАМАСа в отношениях между Турцией и Израилем

Анкара в последние недели высказывает все больше озабоченности из-за активизации широкой информационной кампании израильских СМИ, главным смыслом которой является апробация необходимого условия по нормализации двусторонних отношений. Если конкретней, то необходимость депортации Анкарой ряда лидеров ХАМАСа в качестве условия примирения между двумя региональными державами. «Они должны прекратить играть в игры», — заявил в этой связи высокопоставленный турецкий чиновник, выступая на условиях анонимности. С тех пор как Джо Байден был избран президентом США в ноябре 2020 года, стимулировав тем самым возможные региональные сдвиги, Турция и Израиль пытаются сгладить свои разногласия путем начала неформальных переговоров через свои разведывательные службы. В настоящее время ни одна из стран не имеет посла в стране пребывания. Турция попросила посла Израиля временно покинуть страну и отозвала своего собственного посла после того, как израильские войска убили десятки палестинцев в Газе, протестуя против того, чтобы США перенесли свое посольство в Иерусалим в 2018 году. После последнего по времени раунда переговоров между Турцией и Израилем израильские официальные лица начали выдвигать требования к Анкаре в средствах массовой информации, что свидетельствует в первую очередь о том, что стороны ни о чем не договорились. Во вторую очередь надо иметь в виду начало предвыборной кампании в самом Израиле. На прошлой неделе газета «Едиот ахронот» процитировала высокопоставленного израильского дипломата, заявившего, что Израиль не будет обмениваться послами до тех пор, пока Анкара не прекратит «злонамеренную деятельность ХАМАС». Палестинское движение было обвинено в создании секретной ячейки в Стамбуле «без ведома Турции» (что нереально по определению – авт.) и проведении кибератак на Палестинскую националную администрацию, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. Высокопоставленный израильский дипломат также утверждал, что ХАМАС руководит и финансирует «террористическую деятельность на Западном берегу и вербовку палестинцев» в Турции. «Помимо всего прочего, они требуют положить конец вещам, которых не существует. В Турции нет такой секретной ячейки ХАМАС, которая проводит кибератаки. У нас есть лидеры ХАМАСа, которые были отправлены Израилем в Турцию в рамках обмена пленными на Гилада Шалита», — сказал вышеупомянутый турецкий чиновник. Напомним, что Израиль освободил более 1000 палестинских заключенных в обмен на освобождение израильского военнослужащего Гилада Шалита, захваченного ХАМАСом в 2011 году. Затем Израиль депортировал десятки из них в Турцию, Сирию и Катар.
Турецкие официальные лица при этом указывают, что им кажется странным, что и «Едиот ахронот», и известный израильский журналист Аншель Пфеффер в британской газете The Times стали в унисон цитировать несуществующие «сообщения турецкой прессы» о том, что Анкара недавно начала репрессии против деятельности ХАМАСа. Якобы Анкара недавно ввела ограничения в отношении членов ХАМАСа и арестовала одного из его оперативников в Международном аэропорту Стамбула, допрашивая его в течение шести часов, прежде чем потребовать, чтобы он немедленно покинул страну. Никаких сообщений турецких СМИ о таких утверждениях при этом найти не удалось. Между тем, без какой-либо ссылки на цитируемые «турецкие сообщения», The Times также опубликовала аналогичную историю ранее на прошлой неделе, в которой газета утверждала, что ХАМАС «исчерпал лимит своего благодушного приема в Турции», и что президент Турции РеджепТайип Эрдоган получил соответствующий посыл на эту тему от Израиля и теперь преследует оперативников движения. «Все это куча обвинений без каких-либо доказательств. О каких отчетах идет речь? Они просто явно хотят, чтобы мы задерживали бедных студентов палестинских университетов»,- добавил чиновник, ссылаясь на заявления в The Times о том, что ХАМАС вербовал молодежь в стамбульском районе Басакшехир через так называемые благотворительные организации, а затем использовал их для прямых нападений на Западном берегу. Израильские требования, переданные через СМИ, побудили министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу на прошлой неделе заявить, что у Анкары тоже есть свои требования, прежде чем достичь какого-либо примирения. «Они должны прекратить выдачу разрешений на строительство незаконных поселений на Западном берегу. Если они не прекратят свои незаконные действия против палестинцев, для нас не будет смысла восстанавливать отношения. Потому что Израиль определенно пойдет на юг всякий раз, когда они будут действовать против [палестинцев]», — сказал Чавушоглу.
В этой связи, по данным ряда экспертов, нет никаких признаков того, что Турция в ближайшее время откажется от своей поддержки ХАМАСа. Турецкий источник, знакомый с этим вопросом, сказал, что всякий раз, когда Израиль поднимает шум по поводу присутствия ХАМАСа в Турции, Анкара указывает на внутриполитические причины в первую голову. «А потом они просто извиняются, и мы идем дальше. Все дело в публичности, чтобы продемонстрировать внутренней аудитории степень своего давления на Турцию», — сказал этот источник. Таким образом, можно сделать вывод о том, что серьезных прорывов на этом направлении до мартовских выборов в Израиле ожидать сложно. Галлия Линденштраус, старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS) в Израиле, считает, что все сообщения СМИ со ссылкой на израильских официальных лиц указывают на одно: Израиль не спешит восстанавливать отношения. «Турция должна показать, что она серьезно настроена открыть новую страницу в отношениях с Израилем. Требование о том, чтобы Турция работала более серьезно, чтобы остановить военные операции ХАМАСа, организованные на турецкой территории, не является новым и было довольно последовательно выдвинуто произраильскими голосами», — сказала она. При этом возможно израильтян возможно воодушевило недавние случаи арестов и депортации из Турции китайских уйгуров, но в данном случае надо отдавать себе отчет в том, что Израиль – это не Китай по тому набору экономических преференций, который он может предложить Анкаре. К тому же ХАМАС – это принципиальная часть того самого политического ислама, который сейчас Анкара и Доха стараются возглавить во всемусльманском масштабе. Таким образом, Израиль хочет, чтобы Анкара полностью поменяла свою региональную политику. Очень наивно, если речь идет о внешней стратегии Израиля, но вполне логично, если мы имеем в виду предвыборную борьбу за правый электорат. Турецкие официальные лица в свою очередь считают, что, несмотря на нормализацию отношений Израиля с несколькими арабскими странами, включая соперников Турции ОАЭ и Бахрейн, тот по-прежнему очень заинтересован в налаживании отношений с Анкарой. «Турция-это тяжеловес, одна из серьезных региональных держав. Конечно, они хотят договориться. Они публично выдвигают эти требования, чтобы подготовить администрацию Байдена, которая могла бы подтолкнуть обе страны к примирению», — сказал еще один высокопоставленный чиновник. Анкара считает недавнее назначение Ирит Лилиан главой израильского посольства в Турции позитивным знаком, поскольку она занимала пост посла в Болгарии и является экспертом по Турции. При этом один из вашингтонских экспертов сказал, что есть израильские официальные лица, которые поддерживают восстановление отношений с Турцией, но есть и ястребы. При этом он затруднился сказать, кто из этой категории лиц стоит за нынешней информационной кампанией.

52.24MB | MySQL:103 | 0,507sec