Хасан Рухани открыто критикует девятое правительство Ирана

Во время своей последней пятничной молитвы в Тегеране духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи еще раз обратился к политической элите с просьбой не давать своей оценки относительно деятельности правительства М. Ахмадинежада, то есть не критиковать его. По его заявлению, «хорошо, если у критиков есть идеи по решению той или иной проблемы. Если есть, что им сказать, например, по вопросу о дороговизне или инфляции, пусть скажут, как их решить».

Нет нужды напоминать, что со стороны официальных властей предпринимаются определенные попытки по принуждению прессы не критиковать действия правительства. Более того, на днях генерал-губернатор Тегерана даже обвинил правительственные газеты в том, что на своих страницах они не освещают в положительном свете многие стороны деятельности правительства.

Как известно, в последнее время в иранских СМИ участилась критика деятельности правительства М. Ахмадинежада. При этом критика правительства слышна как со стороны сторонников правительства, так и со стороны его политических противников. Такое положение вещей не может не настораживать духовного лидера. Уже в который раз ему приходится повторять, что нет никакой пользы в подрыве авторитета ответственных лиц или же самого правительства. Он утверждает, что такое отношение не может считаться истинно исламским деянием и что подобные вопросы должны обсуждаться только в кругу специалистов. При этом он поясняет, что его слова относятся ко всем – все должны избегать подрыва авторитета друг друга. «Такая атмосфера, — по его заключению, — не может быть хорошей, и немудрено, что она не по душе народу». Такова вкратце суть большой части недавнего выступления аятоллы Али Хаменеи.

Можно не сомневаться в том, что именно последние выступления бывшего секретаря Совета национальной безопасности Ирана, а ныне главы Центра стратегических исследований при Совете по целесообразности принимаемых решений Хасана Рухани перед научными кругами и преподавателями университетов, в которых он критиковал деятельность нынешнего правительства М. Ахмадинежада, заставили духовного лидера сделать упомянутые заявления.

Три выступления Х. Рухани в течение одной недели, в которых он подверг резкой критике правительство М. Ахмадинежада, свидетельствуют об осуждении всех спектров политики последнего. Первые два его выступления дали основание газете «Этемад» сделать очевидный вывод о том, что Х. Рухани примкнул «к когорте первых критиков правительства».

По утверждению Х. Рухани, правительство упустило из рук «три золотые экономические возможности», которые при умелом их использовании могли принести стране большую пользу. Первой такой возможностью он назвал рост цен на нефть. Дело в том, что при разработке государственного бюджета правительство исходило из расчета, что баррель нефти на международном рынке будет стоить 20 амер. долларов, однако, вопреки всем ожиданиям, вскоре цена на нефть взлетела до 120 долларов. В результате правительство получило огромные финансовые средства, можно сказать, золотую возможность. Согласно Х. Рухани, следующая золотая возможность заключалась в содержании 44 статьи иранской конституции, касающейся приватизации. Х. Рухани высказал убеждение в том, что в случае правильного применения общей платформы упомянутой статьи в стране непременно произошла бы настоящая экономическая революция. Однако, на самом деле, весь процесс приватизации государственного имущества в Иране приняла уродливую форму, поскольку в результате куцей приватизации государственная экономика превратилась в «полугосударственную». Третья золотая возможность, по определению Х. Рухани, была предоставлена Ирану благодаря тому, что в течение трех последних лет США были заняты решением своих проблем. Раскрывая скобки, Х. Рухани пояснил, что конкретно он имеет в виду. «С самого начала революции, — заявил Х. Рухани, — Америка никогда не была так погружена в свои проблемы, как в настоящее время. Мы могли бы воспользоваться этим удобным моментом. Однако вместо укрепления своих национальных интересов и национальной безопасности мы явились на заседание с транспарантом «Залив арабских стран» и, как всегда, получили резолюцию, оспаривающую принадлежность Ирану трех островов». Говоря о несостоятельности иранской политики по вопросу о принадлежности Ирану трех островов Персидского залива — Большого и Малого Томба, а также Абу-Мусы, Х. Рухани имел в виду заседание Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ), которое прошло в марте нынешнего года в столице Катара Дохе. Дело в том, что вопреки настойчивым требованиям многих иранских парламентариев не делать этого, президент все-таки поехал туда. Как известно, многие иранские обозреватели критически отнеслись к этой поездке, поскольку, по их мнению, она не только не принесла ожидаемых от нее положительных результатов, но и усилила напористость со стороны арабских стран.

Следует напомнить, что в отличие от двух предыдущих выступлений во время третьего выступления для большей достоверности своих тезисов Х. Рухани обильно использовал статистические показатели, приведенные в специальном исследовании «Место Ирана в регионе». По утверждению Х. Рухани, в результате неправильной экономической политики правительства не удалось достичь 20% целей, предусмотренных перспективным планом экономического развития страны.

Согласно анализу основных показателей, за последние три года Иран не смог добиться желаемого успеха в рамках общего экономического развития региона. Если судить по размерам инфляции, то по этому показателю среди 23 стран региона Иран занимает первое место, при этом размер прямых иностранных инвестиций в его экономику очень и очень незначителен по сравнению с другими странами региона. Как оказалось, по производству национального валового продукта в 2004 г., то есть за год до утверждения 20-летнего перспективного плана экономического развития страны, из 23 стран — после Турции (392,9 млрд амер. долл.) и Саудовской Аравии (250,7 млрд амер. долл.), — с показателем 161,3 млрд амер. долл. Иран занимал третье место. Однако в 2007 г., то есть спустя три года после утверждения упомянутого плана, производство национального валового продукта в Турции составило 663,4 млрд амер. долл., в Саудовской Аравии — 376 млрд амер. долл., в то время как в Иране всего 294,1 млрд амер. долл. Таким образом, в 2007 г. производство валового продукта в Турции в 2,25 раза превысило иранский показатель.

Что касается экономического роста Ирана, то и здесь Х. Рухани нашел достаточно материала для критики правительства. Согласно его оценкам, в 2004 г. среди 23 стран региона по показателям экономического роста после Катара (17,7%), Туркменистана (14,7%), Кувейта (10,7%) и еще 15 других государств региона Иран (5,1%) занял 19-е место, в то время как Турция (9,4%) заняла десятое место. Однако в 2007 г. после Азербайджана (23,4%), Катара (14,2%) и 14 других стран Иран переместился на 16-е место и, соответственно, показатель экономического роста страны достиг 5,8%. Хотя по этому показателю Иран продвинулся вперед, однако по сравнению с региональными конкурентами он сильно отстал от них.

По доходам на душу населения в 2004 г. среди 23 стран региона Иран находился на 12-м месте, а в 2007 г. он так и остался на прежней позиции. В своем выступлении Х. Рухани коснулся также показателя инфляции. Согласно ему, уровень инфляции в 2004 г. составил 15,3%, в 2007 г. — 17,5%, а в 2008 г. уже 20,7% (заметим, что, согласно другим источникам, в нынешнем году инфляция превысила 25%). По этому показателю Иран как в 2004 г., так и в 2007 г. занимал первое место в регионе.

По показателю безработицы в 2004 г. Иран занял восьмое место, а в 2007 г. он опустился на 13-е место, что свидетельствует о наличии большой проблемы с занятостью населения.

Руководители Ирана постоянно заявляют о своем большом желании привлечь иностранные капиталовложения в различные отрасли экономики Ирана. В 2004 г. среди 23 стран региона Ирана занимал 15-е место по размерам прямых иностранных капиталовложений, но в 2006 г. переместился на 13-е место. Такое улучшение в позиции по привлечению иностранного капитала Х. Рухани объясняет утверждением закона о защите иностранных капиталовложений. Несмотря на это, с 2004 по 2006 г. размер прямых капиталовложений в иранскую экономику составил всего 2 млрд амер. долларов, в то время как в Турции и Саудовской Аравии в 2006 г. аналогичный показатель равнялся соответственно 20,120 млрд и 18 млрд. амер. долларам. В текущем году прямые иностранные инвестиции в Иране составили всего 910 млн амер. долларов.

Согласно показателю уровня свободной торговли, который включает многие параметры, в 2004 г. среди 23 стран Иран занимал 20-е место, а в 2007 г. опустился на 21-е место. В мировой табели о рангах в 2004 г. из 162 стран Иран занимал 147-е место, а в 2007 г. он спустился на 151-е место, что показывает отставание Ирана от других стран в области развития рыночной экономики.

По убеждению Х. Рухани, «исходным пунктом при оценке экономической деятельности правительства со стороны специалистов и общественного мнения должен служить перспективный план экономического развития страны. Однако в условиях, когда потерян этот эталон для измерения деятельности правительства, делаются неправильные и неточные оценки со стороны отдельных лиц».

Подводя итоги своего выступления, Х. Рухани заявил, что «без присутствия и толкового участия народа в выборах, а также при отсутствии опытного правительства невозможно решить проблемы страны». Он также говорил о «народовластии» (мардомсалари), в котором власть и народ будут тесно взаимосвязаны. Но поскольку в Иране, по его замечанию, основная часть дохода правительства не пополняется за счет налогов с населения, а непосредственным образом формируется за счет поступлений от продажи нефти, постольку со стороны правительства все меньше ощущается потребность в народе. Он также напомнил о необходимости передачи экономической активности из рук правительства в частные руки. Он, кстати, как и бывший президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани, считает, что путем приватизации можно будет решить многие экономические проблемы страны. Он обратил внимание слушателей на то, что некоторым государственным мужам не нравится процесс приватизации. Согласно трактовке Х. Рухани, они видят со стороны субъектов приватизации, у которых в дальнейшем может возникнуть желание заняться политикой, прямую угрозу своей политической карьере.

В завершении своего последнего выступления Х. Рухани заявил, что видит необходимость выяснения причин отдаления правительства от 20-летнего перспективного плана, а также четырехлетнего плана экономического развития. «Правительство — это аппарат, который должен проводить в жизнь законы. Оно не должно стоять выше закона».

Выступления Х. Рухани, как и других представителей политического истеблишмента в Иране, наглядно свидетельствуют о растущей критике экономической и внешнеполитической деятельности правительства фундаменталистов.

52.38MB | MySQL:103 | 0,544sec