Военно-доктринальные взгляды военного и государственного руководства Турции

Роль и место турецких вооруженных сил (ВС) в структуре государственной власти определяются Конституцией 1982 года. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент. Руководство их строительством осуществляет министр национальной обороны (гражданское лицо) через Министерство национальной обороны (МНО).

Высшим органом оперативного руководства вооруженными силами является генеральный штаб (ГШ), руководит которым главнокомандующий вооруженными силами. Он назначается президентом по рекомендации Совета министров. Ему подчинены командующие видами вооруженных сил: сухопутными войсками (СВ), военно-воздушными (ВВС) и военно-морскими силами (ВМС) и жандармерии. Согласно турецкой табели о рангах, начальник Генерального штаба занимает четвертую строчку после президента, председателя парламента и премьер-министра страны.

В мирное время вопросы внешней и внутренней политики, обороны страны, использования вооруженных сил решает Совет национальной безопасности (СНБ), возглавляемый президентом Турецкой Республики. Постоянными членами СНБ являются: премьер-министр, министры национальной обороны, внутренних и иностранных дел, образующие так называемое гражданское крыло, а также начальник Генерального штаба, командующие видов ВС и жандармерии, составляющие “военное крыло” совета.

Заседания СНБ проводятся, как правило, один раз в месяц (последняя пятница) в президентском дворце, о чем обычно сообщается через средства массовой информации. Повестку дня СНБ определяет президент с учетом предложений премьер-министра и начальника Генерального штаба. Непосредственной подготовкой заседаний занимается Генеральный секретариат совета, который традиционно возглавляет представитель военно-воздушных сил после прохождения службы на должности начальника Главного штаба ВВС.

Все заседания Совета национальной безопасности носят закрытый характер. На них высшее военное руководство Турции, согласовав накануне свою позицию на совещании в Генеральном штабе, имеет возможность не только высказать точку зрения по вопросам развития внешне- и внутриполитической обстановки, но и потребовать от гражданского руководства предпринять те или иные действия как по защите внешнеполитических интересов Турции, так и по стабилизации ситуации внутри страны.

Еженедельно, как правило по четвергам, начальник Генерального штаба докладывает президенту о ситуации в войсках, потребности вооруженных сил, взглядах армейского руководства на обстановку в мире и стране, ходе выполнения правительством решений СНБ по военным вопросам.

Высший военный совет решает вопросы назначения высшего руководящего и командного состава вооруженных сил и собирается на заседания два раза в год. Несмотря на то что официально председателем совета является премьер-министр, фактически руководит заседаниями начальник Генерального штаба. Вопреки табели о рангах во главе стола заседаний совета они располагаются рядом.

Взаимодействие с председателем кабинета министров по текущим вопросам начальник Генерального штаба осуществляет через военного советника. С 1997 года обязанность специального советника по военным вопросам исполняет начальник главного оперативного управления Генерального штаба Турции.

Таким образом, конституционно созданная структура позволяет высшему военному руководству, в первую очередь начальнику Генерального штаба, оказывать существенное влияние на процесс принятия политиками решений по важнейшим внешне- и внутриполитическим проблемам.

Содержание и направленность внешнеполитического курса по-прежнему определяются членством страны в НАТО, развитием ее всесторонних связей с США, стремлением турецкого военно-политического руководства обеспечить усиление роли и влияния страны на южном фланге Североатлантического союза, в регионах Ближнего и Среднего Востока, на Балканах, а также в тюркоязычных государствах Закавказья и Центральной Азии.

Активное участие Турции в деятельности НАТО рассматривается военно-политическим руководством страны в качестве основы обеспечения безопасности и возможности реализации, при поддержке союзников, целей своей внешней и военной политики.

Основу же военной политики руководства Турции составляет его стремление к превращению страны в экономически развитую державу, которая смогла бы играть доминирующую роль при решении военно-политических проблем в Южно-Европейском регионе, особенно в юго-восточной части, и оказывать решающее воздействие на ход событий в нем.

Особенности военно-политической и стратегической обстановки в Европе и мире, а также внутриполитического развития Турции в период до 2010 года предопределяют сохранение ориентации ее политики национальной безопасности на наращивание военно-экономической мощи страны за счет более рационального использования внутренних ресурсов и укрепления сотрудничества с ведущими странами.

Основная цель военно-политического курса Турции заключается в наращивании военного потенциала страны до уровня, обеспечивающего внутриполитическую стабильность и реализацию стратегических национальных интересов, главными из которых являются превращение страны в одного из политических и военных лидеров в Южно-Европейском регионе.

Достижение этой цели обеспечивается особой ролью вооруженных сил в политической жизни страны, поддержанием высокого уровня военных расходов (около 10 млрд долларов), расширением и углублением военно-политических связей с США, странами Европейского союза. Турция, стремясь играть роль лидера на Ближнем и Среднем Востоке, проводит курс на развитие всесторонних отношений со всеми странами региона, в первую очередь с Израилем, Египтом, Сирией, Ираном, Пакистаном и Саудовской Аравией.

Военно-политический курс Турции находит свое отражение и конкретизируется в военной доктрине, военной стратегии и практике военного строительства. В его основу положены долгосрочные военно-политические цели, характер отношений Турции с соседними странами, стратегические концепции блока НАТО и некоторые военно-политические установки американского руководства.

Турецкое руководство официально определяет свою военную доктрину как оборонительную, направленную на предотвращение агрессии и сохранение территориальной целостности страны.

Военно-политический курс Турции определяется ее геостратегическим положением на стыке Европы и Азии, членством в НАТО, отношениями с ведущими мировыми державами (прежде всего с США, европейскими государствами и Россией), а также ролью в исламском мире и стремлением занять лидирующие позиции на Ближнем и Среднем Востоке. Турецкая Республика (ТР) стремится взять на себя функции посредника в разрешении региональных проблем и установлении «межцивилизационного диалога» между Востоком и Западом.

В марте 2006 года был подписан президентом Турции и вступил в силу новый документ под названием «Стратегия национальной безопасности», в котором изложены основные положения военной доктрины Турецкой Республики.

В соответствии с положениями этого документа, военно-доктринальные взгляды турецкого руководства объединяются термином «оборонная политика» и включают два основных компонента — стратегию национальной безопасности, определяющую социально-политическую сторону военной доктрины, и национальную военную стратегию, регламентирующую ее военно-техническую сторону. При этом официально декларируется оборонительный характер военной доктрины.

В основу турецкой военной доктрины положен тезис об абсолютной приоритетности членства Турции в НАТО (а на перспективу — и в военных структурах Европейского союза).

В последнее время активно подчеркивается также то, что оборонная политика Турции должна носить активный характер, для чего ставится задача «генерировать» такие инициативы, установки и новые элементы, которые оказывали бы реальное позитивное воздействие на региональную безопасность.

Основные принципы оборонной политики Турции, по заявлениям высших руководителей страны, сводятся к следующему:

– обеспечение гарантированной защиты независимости, территориальной целостности и республиканского общественного строя;

– принятие всех мер для предотвращения кризисов и конфликтов и внесение тем самым максимального вклада в дело уменьшения международной напряженности;

– активное участие в системах коллективной безопасности и выполнение всех обязательств, возлагаемых в связи с этим на Турцию.

Социально-политическая сторона военной доктрины Турции включает три основополагающие концепции: сдерживания, управления кризисами и создания благоприятного внешнего окружения. При этом две первые практически заимствованы у США и реализуются в рамках единой натовской стратегии безопасности. Что же касается третьей концепции, то она занимает приоритетное место в практической деятельности турецкого руководства, преследуя цель формирования «зоны мира и безопасности» вокруг Турции.

Ее военно-техническая сторона представлена четырьмя базовыми концепциями:

– поддержания постоянно высокого уровня боеготовности и боевой мощи ВС, а также их технической оснащенности;

– решительных действий с применением обычных средств поражения;

– военных операций с ограниченными целями;

– операций «иных, чем война».

Анализ военно-политической обстановки в мире и регионе привел турецких специалистов к выводам о том, что новые тенденции развития ВПО внесли принципиальные коррективы в роль и место страны в системе региональной безопасности, а также изменили характер угроз, среди которых на ведущее место вышел международный терроризм. Это потребовало серьезного пересмотра прежде всего социально-политической стороны военной доктрины.

К внутренним угрозам безопасности «по традиции» отнесены радикальный исламизм, курдский сепаратизм и левацкие группировки (характерно, что угроза со стороны ультраправых сил исключена). Что же касается внешних угроз, то впервые в этом документе обозначено наличие внешнеэкономических угроз для Турции: ее постоянно возрастающий консолидированный долг (346 млрд долл. по итогам 2005 г.) и растущая зависимость от импорта основных энергоносителей (около 75% ввозится из-за рубежа). Дано положение о том, что на современном этапе и на обозримую перспективу Турция не рассматривает ни одну из соседних стран в качестве потенциального противника. Внутренние угрозы, объявленные реальными, впервые поставлены на главное место по отношению к угрозам внешним, которые на данном этапе считаются потенциальными. Указано также на их прямую взаимосвязь с новыми, «асимметричными» угрозами, которые перечислены в следующем порядке: международный терроризм, наркотрафик, нелегальная миграция и торговля людьми, угроза распространения ядерного оружия в регионе, проблема нехватки водных ресурсов.

В отношениях с Западом внешнеполитический курс турецкого государства имеет два основных вектора: американский и европейский. При этом отношения с США, как с ведущей мировой державой и главным союзником по НАТО, рассматриваются как основополагающие во внешней политике. Двустороннее сотрудничество охватывает политическую, экономическую, военную и военно-техническую сферы. Несмотря на заметное охлаждение американо-турецких отношений после начала военной операции в США в Ираке, руководители обоих государств предпринимают шаги по восстановлению прежней степени доверия и военно-политического взаимодействия.

Вместе с тем агрессивная политика США в регионе во многом не отвечает интересам турецкого руководства. Это прежде всего касается силового давления на Иран и Сирию, а также «заигрывания» американцев с иракскими курдами, что не позволяет командованию турецких ВС предпринять решительные шаги по ликвидации баз и лагерей курдских сепаратистов на севере Ирака. Однако Анкара отдает себе отчет в том, что без поддержки Вашингтона ей придется столкнуться с серьезными политическими и экономическими проблемами и оставить свои надежды на региональное лидерство. В свою очередь, Вашингтон, учитывая стратегическое значение Турции в регионе, ее близость к границам СНГ и странам Ближнего Востока, предусматривает содействие турок в реализации своих планов.

Большое значение для Турции имеет интеграция в Европейский союз (ЕС), который является мощным экономическим, торговым и военным партнером. С 3 октября 2005 года ведутся официальные переговоры о полноправном членстве турецкого государства в этой международной организации. И хотя, по заявлениям лидеров ЕС, процесс этот сложный и может занять 10–15 лет, данный вопрос занимает ведущее место в турецкой внешней политике.

Вместе с тем Анкаре для вступления в ЕС необходимо решить ряд серьезных задач, наиболее острой из которых является урегулирование кипрской проблемы.

Кипр — приоритетный вопрос для Турции с точки зрения ее национальных интересов и международных обязательств. Анкара неоднократно выступала с инициативами по разрешению проблемы, но они постоянно отвергались греками-киприотами.

Каких-либо позитивных подвижек на кипрском направлении пока не произошло. Более того, в последнее время турецкая позиция резко критикуется многими странами Евросоюза, требующими безусловного выполнения турками до конца текущего года обязательств по дополнительному протоколу о таможенном союзе с ЕС, подписанному в Анкаре и предусматривающему открытие турецких портов и аэропортов для судов и самолетов Республики Кипр. В противном случае речь может пойти о приостановке переговоров о европейской интеграции Турции.

Среди западноевропейских стран Турция поддерживает тесные контакты с Германией, которая оказывает ей разностороннее экономическое и научно-техническое содействие в общей и военной сферах на безвозмездной и льготной основе. Турецко-германское сотрудничество затрагивает различные области военного производства в республике, однако наиболее активно оно развивается в ходе строительства боевых кораблей и катеров как на германских, так и на турецких судоверфях. Интеграционные связи военно-технического характера углубляются также с Италией, Францией, Великобританией, Нидерландами, Бельгией, Испанией и другими европейскими государствами.

Турецко-греческие отношения, несмотря на некоторое общее позитивное развитие и, в частности, официально заявленную Грецией поддержку принятию Турции в ЕС, остаются сложными и периодически омрачаются инцидентами в Эгейском море и противоположными заявлениями по кипрскому урегулированию.

В целях укрепления мер военного доверия стороны приняли решение объявить временный мораторий на все учебно-боевые мероприятия в акватории Эгейского моря. С 1 июля 2006 года введена в действие «горячая» линия связи между штабами ВВС. Решено обмениваться визитами начальников генштабов и командующих береговой охраной. Однако все эти шаги носят преимущественно демонстративный характер и не ведут к коренному урегулированию имеющихся проблем.

Развитие военно-политического сотрудничества с Израилем является одним из условий усиления позиций Турции на Ближнем Востоке, обеспечения безопасности и укрепления оборонного потенциала. Анкара стремится играть более активную роль в процессе ближневосточного урегулирования.

Несмотря на прозападную направленность внешней политики, Анкара всячески стремится укреплять свои связи с исламским миром. Она придает большое значение развитию сотрудничества со странами организации «Исламская конференция», Лиги арабских государств, предпринимает попытки оживить деятельность содружества восьми развивающихся мусульманских государств (Д-8).

На Балканах Турция, следуя в русле американской политики раздробления существующих там государств, ставит перед собой цель стать проводником интересов проживающего в регионе мусульманского населения, негласно поддерживая планы создания «Великой Албании».

Что касается основных подходов в политике по отношению к странам Закавказья и Центральной Азии, то Турция выступает за территориальную целостность Грузии, предлагая ей посредничество в переговорах с Абхазией. Турецкая Республика тесно сотрудничает с Азербайджаном, отказываясь от дипломатического признания Армении до решения проблемы Нагорного Карабаха.

Турция считает территорию Центрально-Азиатских государств зоной своих особых экономических интересов, видя в них, в частности, альтернативный источник энергоресурсов.

В российско-турецком диалоге все четче просматривается тенденция реального развития многопланового партнерства. Общими являются позиции сторон по черноморской проблематике (предупреждение появления в Черном море нерегиональных сил), Ираку, ситуации вокруг Сирии, ближневосточному урегулированию, ядерной программе Ирана. При этом устойчивой базой политического взаимодействия остается торгово-экономическое сотрудничество, и прежде всего его энергетическая составляющая.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Анкара стремится реализовать свои стратегические цели, не втягиваясь при этом в военные конфликты. Собственная готовность к ним на сегодня оценивается как удовлетворительная по отношению к отдельным государствам региона. В случае противостояния Турции коалиции стран ее самостоятельные военные возможности считаются военно-политическим руководством этого государства недостаточными.

В подобных условиях Турция по-прежнему рассматривает свое членство в НАТО, помощь США и других стран и организаций в качестве важнейших средств обеспечения экономических и военных основ проводимого курса политики национальной безопасности.

Принятие новой «Стратегии национальной безопасности» потребовало переработки комплекта документов, определяющих национальную военную стратегию, с тем чтобы окончательно «согласовать» социально-политическую и военно-техническую стороны военной доктрины в новых условиях международного окружения и с учетом изменившегося характера угроз.

Переосмысление государственным руководством Турции характера и направлений внешних угроз, выводы Генерального штаба Турции о снижении количества и качества потенциальных военных противников легли в основу процесса корректировки концепции применения ВС ТР.

В настоящее время считается целесообразным готовить вооруженные силы не к «двум с половиной войнам», а к «полутора войнам» (одному вооруженному конфликту высокой интенсивности (войне) с внешним противником и широкомасштабным боевым действиям против вооруженных сепаратистов внутри страны).

Турецкое руководство полагает, что членство страны в НАТО является основой обеспечения национальной безопасности и дает возможность с помощью союзников по блоку достичь собственных военно-политических целей. В связи с этим вооруженные силы Турции принимают активное участие в миротворческих операциях НАТО и в совместных учениях. Турция дважды возглавляла Международные силы содействия безопасности (МССБ) в Афганистане.

В планах США Турецкой Республике отводится особая роль в борьбе с международными террористическими организациями, а также в реализации американской концепции «Расширенный Ближний Восток и Северная Африка». При этом Турция рассматривается американцами как «модель» государства умеренного ислама, по примеру которого в дальнейшем будет осуществляться процесс «демократизации» других мусульманских стран региона.

В соответствии с национальной военной стратегией, Турция, до завершения полной модернизации вооруженных сил, надежного обеспечения стабильности внутриполитической и финансовой ситуации, существенного наращивания экономического и научно-технического потенциалов, должна избегать развязывания вооруженного конфликта высокой интенсивности (войны) с внешним противником по своей инициативе.

Таким образом, на современном этапе и в перспективе до 2015 года военно-политическое руководство Турции, формируя свои военно-доктринальные взгляды, будет придерживаться следующих принципов:

1. Членство в НАТО как неотъемлемая часть политики национальной безопасности государства (обусловлено неспособностью Турции обеспечить достижение поставленных целей в возможной крупномасштабной войне собственными силами, а в мирных условиях – поддерживать на необходимом уровне боеспособность своих вооруженных сил).

2. Ориентация на сохранение традиционных вероятных источников внешней угрозы национальной безопасности Турции.

3. Констатация невозможности нанесения ни одним из потенциальных противников Турции внезапного удара группировкой войск мирного времени, что снижает потребность страны в постоянном содержании крупных группировок полностью развернутых соединений и частей.

4. Признание основным способом военных действий переход в наступление после полного или частичного стратегического развертывания ВС в течение не менее четырех недель. В этот период на вероятного противника оказывается комплексное давление, в том числе демонстративная переброска на территорию Турции контингента сил высокой готовности НАТО, что может обеспечить достижение поставленных целей без прямого военного столкновения.

5. Определение двух основных вариантов развязывания коалиционной войны: после постепенного нарастания международной напряженности и в условиях резкого обострения обстановки.

6. Необходимость при разработке военно-технической стороны военной доктрины предусматривать оснащение ВС таким образом, чтобы они были способны проводить наступательные операции в составе ОВС блока уже в начальный период крупномасштабной войны, а в локальных войнах — самостоятельно.

Обеспечение национальной безопасности Турции считается возможным лишь при наличии мощных, хорошо подготовленных и оснащенных вооруженных сил.

Исходя их этого, государство последовательно реализует план и программы военного строительства, направленные на дальнейшее укрепление вооруженных сил за счет обеспечения их соответствующим финансированием, выполнения программ закупок и модернизации вооружения и военной техники, оптимизации организационно-штатной структуры, поддержания престижа армии в обществе и высокого социального статуса военнослужащих, прежде всего офицерского корпуса.

Поставлена задача до 2012–2015 гг. сократить численность турецких вооруженных сил. При этом предусматривается значительно повысить их боевые возможности.

После завершения плана реорганизации и модернизации ВС Турции сухопутные войска должны быть готовы к ведению высокоманевренных военных действий в различных условиях обстановки. Это достигается за счет интенсивного оснащения объединений, соединений и частей современным вооружением и военной техникой. В их составе повышается удельный вес современных танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем на самоходной тяге, противотанковых и зенитных ракетных средств, а также ударных вертолетов армейской авиации.

В военно-воздушных силах предусматривается значительное повышение боевых возможностей тактической авиации, а также сил и средств ПВО за счет модернизации самолетного парка, совершенствования противовоздушной обороны, аэродромной сети, системы управления и связи, повышения боевой выучки летного и технического состава.

Военно-политическим руководством страны проводятся активные мероприятия, направленные на создание современных военно-морских сил. ВМС Турции должны быть способны удержать любого противника от нападения с моря и обеспечить эффективную защиту национальных интересов страны в пределах морских ТВД.

Успешно реализуется программа дальнейшего развития жандармских войск и береговой охраны как главных резервных компонентов вооруженных сил.

52.31MB | MySQL:103 | 0,725sec