Пакистан: террористический акт в центре Исламабада

20 сентября в 20.00 по местному времени в столице Пакистана Исламабаде прогремел мощнейший взрыв. Автомобиль, начиненный тонной взрывчатки, попытался проехать во внутренний двор отеля «Мариотт». Попытка не удалась, и террорист-смертник взорвал машину на месте, в 20 метрах от гостиницы. Рухнул фасад здания, пламя огня «доедало» внутренние постройки отеля. Число жертв террористического акта превысило несколько сотен человек, из которых 53 погибли. На месте взрыва образовалась глубокая воронка, полностью парализовав движение на улице. Нанесен ущерб также соседнему зданию, где расположены многочисленные административные офисы и представительства частных компаний, таких, например, как IDC.

Отель «Мариотт» был одним из наиболее охраняемых объектов в стране. Служба безопасности обеспечивала порядок внутри здания. Следует сказать, что в прошлом, 2007 г. были усилены мероприятия, связанные с системой контроля новоприбывших в отель граждан. Подъезды к территории отеля охранялись армейскими подразделениями. В их задачу входили мероприятия, связанные с патрулированием и досмотром всех въезжающих на парковку автомашин.

Отель «Мариотт», входящий в мировую сеть широко известных гостиниц, на постоянной основе принимал до 500 посетителей ежедневно. Номера в основном занимали иностранцы, преимущественно европейцы. Отель также был крупным деловым центром столицы – здесь проводились различные международные конференции и форумы, в уютных залах обсуждались, например, инвестиционные стратегии Пакистана, объявлялись результаты различных международных тендеров и т.д. Многие видные государственные деятели, включая премьер-министров многих администраций, проводили пресс-конференции для местных и иностранных журналистов. Гостиница славилась высоким уровнем обслуживания и безопасностью.

Все рухнуло в одночасье. Армия Пакистана приведена в боевую готовность. Правительство объявило о вознаграждении в размере 10 миллионов рупий лицам, которые предоставят информацию о виновниках трагедии. Многие зарубежные аналитики рассматривают события субботы как предупредительный шаг, обращенный к новой гражданской администрации, возглавляемой президентом Асифом Али Зардари, в пуштунском вопросе.

Власти города предпринимают повышенные меры безопасности. Согласно утвержденным инструкциям, все грузовики, направляющиеся в столицу, должны проходить процедуру проверки; увеличивается число армейских подразделений, осуществляющих функции контроля на автомагистралях страны.

В то же время помощник министра внутренних дел Рехман Малик подчеркнул связь террористического акта с деятельностью боевиков «Аль-Каиды» и движения «Талибан», обосновавшихся в Федеральном административном районе племен/Fata на границе с Афганистаном, и подчеркнул, что «власти проведут несколько рейдов по самым горячим точкам» боевиков вблизи афганской границы.

И, несмотря на то что спустя сутки после случившегося ответственность за террористический акт взяла на себя «Аль-Каида», у пакистанских властей вопросов становится больше, чем ответов.

Одна из первых версий властей: теракт – ответ пуштунов на недавние рейды американских коммандос, предпринявших попытку проникнуть на территорию Пакистана в начале сентября с.г., обстрел беспилотниками местных деревень в пограничной зоне и т.д.

Премьер-министр Пакистана Юсуф Раза Гилани 21 сентября заявил, что «террористический акт был направлен в первую очередь против демократических сил страны». Грузовик с взрывчаткой первоначально направлялся к дому премьер-министра, куда были приглашены «ключевые политические деятели на званый ужин». Но жесткие меры безопасности на подъезде к охраняемой территории заставили водителя в последний момент изменить адрес, и машина тараном пошла на «Мариотт». В последнее время отмечается определенная несогласованность в позициях внутри кабинета министров Пакистана по так называемому вопросу пуштунских племен и боевиков движения «Талибан», действующих в приграничном с Афганистаном районе. Часть кабинета склонна обвинять и Талибан, и «Аль-Каиду» в террористических рейдах, в то время как премьер-министр Юсуф Раза Гилани вновь подтвердил дальнейшее развитие диалога с представителями пуштунских племен в Северо-Западной пограничной провинции.

Глава кабинета министров неоднократно подчеркивал непричастность пуштунов к терактам, подчеркивая, что представители пуштунских племен — граждане Исламской Республики Пакистан, что «все жители полосы племен — наши братья». В происходящих в стране террористических актах он обвинил наемных боевиков – «узбеков, чеченцев и афганцев», поставив вопросы о легитимности их пребывания в стране, об их финансировании и в целом поставках оружия в регион. Он также подчеркнул необходимость комплексного подхода в решении «пуштунского вопроса» — развитие социальной сферы, повышение благосостояния населения, развитие образования и медицинского обслуживания, осуществление ряда инфраструктурных проектов, строительство дорог, мостов, школ и т.д. «Бедность, неграмотность и отсутствие благ цивилизации — основные причины, вызывающие экстремизм. Правительство разработало и приняло трехступенчатую программу развития региона».

С другой стороны, губернатор Северо-Западной пограничной провинции Оваис Гхани/ Owais Ghani после террористического акта заявил о пополнении численности боевиков в северных районах страны за счет найма новобранцев из соседней провинции Пенджаб. Высказывались предположения о возможной связи между взрывом около отеля «Мариотт» и растущим недовольством Пенджаба политикой, проводимой центральным правительством. Основной костяк кабинета министров составляют члены Пакистанской народной партии, партии провинции Синд. Если подобные предположения подтвердятся, то Пакистан столкнется с новой острейшей проблемой внутриполитической борьбы – борьбы провинций, что уже было в ее истории в конце 60-х – начале 70-х годов, когда партия «Авами лиг» выступала за предоставление большей автономии, выдвигала националистические лозунги, и в конце концов провинция Восточная Бенгалия вышла из состава Пакистана.

62.85MB | MySQL:102 | 0,567sec