Предупреждения из Вены и угрозы из Тегерана

Опубликованный в Вене 15 сентября с.г. очередной доклад Генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммада эль-Барадеи о состоянии ядерной программы Ирана является тринадцатым по счету за годы реализации там инспекций специалистами агентства. Нынешний доклад, как всегда, вызвал далеко не однозначную реакцию в Тегеране.

Как нередко бывало в последние годы, вначале иранские официальные представители высказались в положительном ключе, заявляя, что в документе не содержится прямых указаний на то, что инспекторами МАГАТЭ найдены существенные доказательства того, что программа имеет военный компонент. Именно так ее расценило официальное информационное агентство ИРНА. Позитивно определил доклад и представитель ИРИ в МАГАТЭ Али-Асгар Солтание. Однако спустя короткое время, буквально на следующий день, тон иранских заявлений по поводу доклада Барадеи по традиции начал приобретать постепенную жесткость. Тон задал глава иранского МИДа Манучехр Моттаки, подчеркнувший, что в нынешнем докладе Барадеи содержатся констатации, повторяющиеся уже неоднократно, и что его страна максимально учла все прежние рекомендации и дала по ним развернутые объяснения. Выступая 17 сентября в программе телеканала IRINN, тот же Солтание указал на то, что Тегеран выполняет все договоренности, и поэтому подход МАГАТЭ должен иметь более конструктивный характер. По его словам, если МАГАТЭ еще десять лет подряд будет заниматься инспекцией иранских атомных объектов, то и тогда агентство не найдет ничего противозаконного: «МАГАТЭ уже не раз могло убедиться, что ни о каком производстве атомной бомбы и речи не идет, никаких, даже самых незначительных отклонений от требований агентства до сих пор не обнаружено».

Раздавались и более жесткие голоса. Председатель парламентской комиссии по иностранным делам и безопасности Алаутдин Боруджерди пригрозил тем, что Иран впредь не будет отвечать на вопросы и замечания МАГАТЭ, ибо иногда они носят просто издевательский характер. Пресс-секретарь этой комиссии Казем Джалали вообще пообещал игнорировать просьбы МАГАТЭ: «Мы уже ответили на все вопросы, больше говорить не о чем. Мы просили МАГАТЭ собрать воедино все претензии, они это сделали, мы все претензии рассмотрели и дали обстоятельный ответ. Сколько еще может длиться эта волынка? Пора заканчивать». Мохаммад-Али Хабиби, глава одной из маленьких исламистских партий, высказался в интервью агентству Фарс прямо и недвусмысленно: «Запад использует атомную программу Ирана для своего крестового похода против ислама». Жесткую и критическую позицию заняли иранские СМИ, назвав документ лицемерным и ангажированным. Консервативная «Джомхурийе Эслами» в своей передовой статье в день публикации доклада Барадеи назвала его сделанным по заказу Запада.

Между тем в нынешнем докладе МАГАТЭ предельно ясно сказано, что Иран препятствовал проведению всеобъемлющих инспекций со стороны агентства. В августе инспекторы столкнулись с прямым запретом посещения интересующих их объектов, что вызвало у них подозрение в том, что там производятся ядерные боеголовки для последующего монтажа на ракеты иранского производства класса «Шахаб-3». В докладе прямо сказано и о том, что переговоры МАГАТЭ с Ираном зашли в тупик, а страна, где проводятся инспекции, не может достоверно доказать мирный характер своей ядерной программы. Вопреки духу международных договоров и воле Совета Безопасности, говорится в документе, иранское руководство не остановило процесс обогащения урана, продолжает наращивать мощности по его обогащению в атомном центре в Натанзе. У МАГАТЭ имеются большие сомнения в мирном характере проводимых в атомных центрах производственных процессов. В докладе сделан закономерный вывод о том, что в последние месяцы уровень сотрудничества Ирана с МАГАТЭ достиг минимально возможной отметки.

Верховный комиссар ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана охарактеризовал последний доклад Барадеи как настораживающий и сказал, что он сулит Ирану «плохие новости». Серьезным настораживающим фактором явилось сообщение руководителя группы инспекторов МАГАТЭ Хермана Найкерса о том, что он убежден в том, что Иран уже провел монтаж пробных ядерных боеголовок на ракету «Шахаб-3» и испытал их. Такая же информация содержалась в официальном сообщении штаб-квартиры МАГАТЭ, опубликованном в пятницу 19 сентября. В субботу 20 сентября агентство France Presse назвало это сообщение предельно достоверным. На сегодня, как представляется, это самая серьезная информация, касающаяся реализации предполагаемого военного компонента иранской ядерной программы.

Негативно оценили суть доклада Барадеи и в США. Госдепартамент заявил, что в связи с невыполнением Ираном своих обязательств перед МАГАТЭ против него должны быть применены более жесткие санкции, чем практиковались ранее. Франция – дежурный председатель ЕС — расценила содержание доклада как достаточно обеспокоивающее. Максимально серьезно воспринимают последние реалии иранской атомной программы и в Израиле. Выступивший 21 сентября на еженедельном заседании правительства глава аналитического отдела военной разведки АМАН генерал Йоси Байдац сказал, что международные санкции, направленные на обуздание исходящей от Ирана угрозы, явно недостаточны. Иран успешно продвигается вперед, наращивая мощности по обогащению урана, что является решающим шагом на пути к производству собственной ядерной бомбы. По словам высокопоставленного военного аналитика, можно констатировать увеличивающийся разрыв между темпами освоения ядерных технологий военного назначения и уровнем международного давления. Цитируя высказывания генерала, израильская газета «Исраэль хайом» в номере от 22 сентября вынесла в заголовок следующую фразу: «Тегеран стремительно движется к атомной бомбе». Спикер парламента Далия Ицик призвала международное сообщество ввести такой режим санкций, который вынудил бы Иран принять его условия. Президент страны Шимон Перес в интервью газете The Jerusalem Post перед отлетом в Нью-Йорк для участия в работе Генеральной Ассамблеи ООН сказал, что экономическая составляющая международных санкций против Ирана может быть успешной, учитывая тесную зависимость Ирана от производства и экспорта энергоносителей.

В позиции высшего иранского руководства в оценке доклада Генерального директора МАГАТЭ особой нервозности не отмечается. Президент М. Ахмадинежад, несомненно знающий о последних реалиях атомной программы, сказал тем не менее в конце прошлой недели, что Иран осуждает любого, кто посмеет отрицать суверенное право его страны на обогащение урана. «Не советую никому предаваться иллюзиям. Мы никогда не остановим процессы обогащения урана».

Вместе с тем появились отчетливые признаки того, что Иран не снимает вероятности применения Западом военной акции с целью разрушения его атомных объектов. Всю последнюю неделю в Иране походили маневры военно-воздушных сил КСИР и регулярной армии, зона действия которых охватывала половину территории страны. В пятницу ИРНА опубликовала текст интервью главного военного советника религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи генерала Яхья Рахима Сафави, в котором содержались прямые военные угрозу в адрес США и Израиля. «Если Америка совершит страшную стратегическую ошибку (имеется в виду военная акция против иранских ядерных объектов. – В.М.), то все 200 тысяч ее военнослужащих, находящихся в зоне Персидского залива, окажутся в смертельной опасности. Наши вооруженные силы полностью контролируют Ормузский пролив».

Обратим внимание на ту часть высказываний главного военного советника религиозного лидера страны, где Сафави говорит, что защита региона Персидского залива передается в исключительную компетенцию Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Из текста интервью видно, что в зону действий военно-морских сил регулярной армии отходят Оманский залив и Каспийское море. Как отметил Сафави, много лет руководивший КСИР, «стражи исламской революции сумеют достойно защитить интересы своей страны в том регионе, где нам противостоят американские войска, они сумеют надежно отстоять и Ормузский пролив: «Мы — КСИР, армия и 11 миллионов басиджей (военизированные добровольческие соединения) — едины в готовности защитить свою страну. Израиль – не та страна, которая может напасть на нас». Командующий сухопутными войсками КСИР генерал Мохаммад-Джафар Асади указал на громадные стратегические возможности своей страны. «Враг не имеет ни малейшей информации о нашей боеготовности. Тем сокрушительнее будет наш удар, силу которого он не может даже представить». Предвидя тревогу, которую вселяют подобные заявления в жителей стран Персидского залива, министр обороны ИРИ генерал Мохаммад Наджар, находившийся с официальным визитом в Катаре, сделал в субботу 20 сентября заявление о том, что странам этого региона не следует бояться усиления военной мощи Ирана, носящей исключительно «оборонительный характер».

Возможность показать мощь иранских вооруженных сил предоставил состоявшийся 21 сентября военный парад, посвященный годовщине начала ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Перед трибунами прошли подразделения КСИР и добровольческие военизированные формирования «Басидж». Были продемонстрированы различные образцы ракетной техники: «Шахаб» трех модификаций с дальностью полета от 300 до 2000 км, модернизированные ракеты «Кадр-1» с радиусом действия до 2000 км. Были показаны и ракетные установки «Зильзаль», ракеты «Назеат-6» и радар «Кашеф», новое оружие, поступившее в последнее время для оснащения военно-морских и военно-воздушных сил. Почти все вооружение, сказал выступивший на параде министр обороны Ирана Мустафа Мохаммед Наджар, произведено силами специалистов отечественного военно-промышленного комплекса. Приветствовавший участников парада президент ИРИ М. Ахмадинежад предостерег «потенциальных агрессоров» от нападения на страну и заявил, что иранские вооруженные силы переломают руки любому, кто захочет напасть на священную землю Ирана, еще до того, как враг успеет нажать на курок».

Такие заявления звучат в дни, когда проходящее в Вене заседание Совета Управляющих МАГАТЭ обсуждает доклад его Генерального директора. Вопрос ужесточения санкций против Ирана дискутируется и на встрече в Вашингтоне министров иностранных дел пяти стран — постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии. Дискуссия по иранской проблеме станет одной из узловых на проходящей в эти дни в Нью-Йорке ежегодной Генеральной Ассамблее ООН. Похоже на то, что в самое ближайшее время международное сообщество будет поставлено перед необходимостью выбора того оптимального средства, которое способно наиболее эффективно отвести угрозу перехода Ирана в клуб обладателей атомного оружия.

52.26MB | MySQL:103 | 0,614sec