Куда идет Пакистан?

После добровольного ухода в отставку бывшего президента Пакистана Первеза Мушаррафа в стране возникла новая расстановка сил. Мушарраф ушел с поста президента под давлением правительственной коалиции, опасаясь импичмента, а также еще и потому, что его не поддержала пакистанская армия в лице его же выдвиженца на пост главнокомандующего армией генерала Ашфака Парвеза Кияни. На президентских выборах 6 сентября с.г. победу одержал один из лидеров Партии пакистанского народа (ПНП) Али Асиф Зардари, муж Беназир Бхутто, погибшей в результате теракта. Несмотря на неоднократные обещания сосредоточиться на партийных делах и не заниматься большой политикой, Зардари все-таки решил баллотироваться на пост президента и был избран в отсутствие других значимых кандидатов на этот высший государственный пост. При этом необходимо отметить, что Зардари был избран скорее на волне всеобщего народного сочувствия из-за трагической гибели Б. Бхутто, чем из-за своих харизматических качеств, которых ему как политику, в отличие от бывшего президента Мушаррафа, не хватает.

Выборы нового президента Пакистана проходили в условиях увеличения числа террористических актов, акций террористов-смертников и подрывной деятельности пакистанского движения «Талибан» («Тэхрике-Талибан»). Продолжаются выступления проталибски настроенных пуштунских боевиков в Южном Вазиристане (Северо-западные пограничные провинции – СЗПП) и Свате. Усиливают напряженность и рейды американских коммандос и беспилотных самолетов с территории Афганистана в приграничные районы Пакистана. 20 сентября произошел один из крупнейших террористических актов в истории Пакистана. Взрыв в исламабадском отеле «Мариотт», устроенный террористом-смертником, по сообщениям прессы, был попыткой покушения на премьер-министра Пакистана Гилани. В результате теракта погибли более 50 человек, в том числе иностранные граждане, а около 300 человек получили ранения. Таким образом, приход к власти нового президента не способствовал понижению уровня насилия и терроризма в стране.

В сентябре с.г. состоялась встреча американской делегации в главе с председателем Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США Муллена с премьер-министром Пакистана Гилани, министрами обороны и иностранных дел, а также с главнокомандующим пакистанской армией П. Кияни. Несмотря на то, что встреча проходила в «весьма дружественной и откровенной атмосфере» и американская сторона заверяла, что Вашингтон обязуется соблюдать суверенитет Пакистана, американские налеты на пакистанскую территорию в приграничных районах все еще продолжаются. Это показывает, что США при проведении своей политики «всемерной борьбы с терроризмом» не считаются с национальными интересами Пакистана. Для достижения своих внешнеполитических целей они готовы распространить операции своих ВС с территории Афганистана на пакистанскую территорию. Что свидетельствует о политике «двойных стандартов». На словах Вашингтон обещает не нарушать границу Пакистана с Афганистаном, а на деле рейды американских ВС продолжаются. США объясняют это тем, что пакистанская армия, несмотря на неоднократные обещания ее руководства активно проводить военные операции против проталибских боевиков в приграничных районах Пакистана и на огромные денежные средства, выделяемые на это конгрессом США, на деле уклоняются от выполнения своих союзнических обязательств по борьбе с террористами. Все это приводит к ситуации, когда пакистанские политики рассчитывают разрешить разногласия с Вашингтоном при помощи дипломатии, а военное руководство страны пригрозило ответить на действия американцев любой ценой.

Вступив в должность президента страны, Зардари сразу же был вынужден подтвердить свою лояльность США. Кстати, и Вашингтон проявил благосклонность к новому президенту Пакистана, заявив, что готов сотрудничать с ним, в том числе и в деле борьбы с терроризмом. Но говорить о союзе Зардари с США было бы преждевременно, поскольку, как известно, одной из причин ухода в отставку Первеза Мушаррафа был его союз с Вашингтоном. Перед новым президентом Пакистана стоит трудная задача: как уладить проблемы с Америкой и в то же время не вызвать недовольства пакистанского народа, поскольку антиамериканские настроения в пакистанском обществе очень сильны. Нам представляется, что успех Зардари как президента будет в целом зависеть от его умения лавировать между союзническими обязательствами, данными Вашингтону, и сохранением поддержки широких слоев пакистанского общества, включая оппозиционные партии, союзников по коалиции в правительстве и армейской верхушкой. При любом раскладе политических сил Зардари будет вынужден заручиться поддержкой армии. При неблагоприятных внутриполитических (широкие народные волнения, эскалация террора и насилия в стране) и внешнеполитических (чрезмерные уступки Индии, прежде всего по вопросам Кашмира) обстоятельствах, при продолжении актов насилия и террора (наподобие взрыва у отеля «Мариотт») и неспособности Зардари нормализовать внутриполитическую обстановку в стране его популярность будет падать, так же как будет возрастать всеобщее недовольство действиями коалиционного правительства.

Между политиками (коалиционным правительством Пакистана) и военными (высшим руководством пакистанской армии) существуют противоречия, которые, на наш взгляд, в ближайшем будущем будут только обостряться, поскольку пакистанские военные не доверяют гражданским властям. В краткосрочной перспективе эта ситуация может привести к тому, что, совершив антиконституционный акт, армия сместит гражданское правительство страны и президента Зардари и вновь возьмет власть в свои руки. Как представляется, это может произойти уже в течение следующего года. При этом поводом для нового военного переворота может быть неспособность слабого гражданского правительства взять ситуацию внутри Пакистана под свой контроль и справиться с захлестывающей страну волной насилия и террора под предлогом «спасения нации от хаоса и гибели», что уже стало традиционным мотивом прихода военных к власти в этой стране. Как вариант, снова не исключено введение военного положения, предшествующего взятию власти армией. Кстати, на наш взгляд, такой вариант развития событий в Пакистане совсем необязательно должен иметь негативные последствия для дальнейшего прогресса страны. Как показало правление военных во главе с генералом Мушаррафом, пакистанская армия остается наиболее стабильным элементом пакистанского общества, обеспечивая экономический рост, несмотря на неизбежные при этом ограничения гражданских свобод.

Тем не менее здесь следует отметить, что коалиционное правительство находится у власти лишь с февраля текущего года, а срок президентства Зардари только начинается. То есть пока рано говорить об успехах или провале внутренней политики правительства и президента. Однако обстановка, с которой приходится сталкиваться правительству и президенту, позволяет уже сейчас отмечать негативные тенденции внутриполитической жизни Пакистана. Кроме того, Зардари пока не имеет широкой поддержки внутри страны и будет вынужден опираться на армию. Таким образом, «свалив» бывшего президента Мушаррафа, Зардари получил от него в наследство те же проблемы: экономический кризис, разгул актов насилия и террора, внутриполитическую нестабильность.

Особо стоит вопрос о так называемых ядерных активах Пакистана. Большинство американских аналитиков сходятся во мнении, что их сохранность, т.е. безопасность пакистанских ядерных арсеналов, в сложившихся на сегодняшний день обстоятельствах вызывает наибольшее опасение. Эти аналитики выражают опасения, что в условиях резкой дестабилизации внутренней обстановки в стране и падении правительства, а также прихода к власти армейских кругов, в среде которых сильны исламистские настроения, ядерные активы страны могут оказаться в руках международных террористов, наподобие «Талибана» или «Аль-Каиды». Однако следует отметить, что верхушка пакистанских военных отдает себе отчет в опасностях подобного рода. Как отмечалось в зарубежной печати, ею, при активной помощи и финансировании американцев, уже подготовлен план чрезвычайных мероприятий (“contingency plans») по выводу ядерных активов страны из-под опасности попадания в руки террористов. Как уже отмечали многие зарубежные и отечественные эксперты по ядерному оружию, на этот счет подготовлен план специальных военно-технических мероприятий. Кроме того, как показывает вся практика разработки в стране ядерного оружия, военные не передают контроль за «ядерной кнопкой» даже высшим государственным чиновникам – гражданским лицам. Как представляется, нынешние премьер-министр и президент Пакистана не являются здесь исключением. Тем не менее теоретически опасность попадания пакистанского ядерного арсенала в руки исламистов и международных террористов все же существует. Не брать ее в расчет при анализе вопросов безопасности ядерных активов страны было бы наивно.

В сфере российско-пакистанских отношений с приходом нового президента Пакистана не следует ожидать скорых прорывов. Зардари уже подчеркнул, что при его администрации Пакистан больше заинтересован в поддержании хороших отношений с Китаем — традиционным союзником Исламабада; Вашингтоном — союзником по борьбе с терроризмом и главным донором финансовой помощи Пакистану; Великобританией — чтобы обеспечить поддержку Исламабада со стороны Британского содружества наций; и Афганистаном — ближайшим соседом и стратегически важным партнером в борьбе с терроризмом. Неслучайно из иностранных лидеров на церемонии президентской инаугурации Али Асифа Зардари присутствовал только президент Афганистана Хамид Карзай. Кроме того, Пакистан при Зардари, как представляется, будет развивать и укреплять отношения с исламскими государствами – членами ОИК, чтобы обеспечить себе поддержку с их стороны. Индийское направление внешнеполитической деятельности Зардари будет, вполне вероятно, слабее, чем у его предшественника. Но, тем не менее, отношения с Индией останутся приоритетными в силу нерешенных проблем двусторонних отношений Исламабад – Дели.

В складывающихся внешнеполитических обстоятельствах РФ следовало бы проявить инициативу и предложить Пакистану экономическую помощь для поддержки его усилий по выходу из экономического кризиса. Кроме того, Россия могла бы на определенном этапе предложить Пакистану и ВТС, разумеется, не в ущерб стратегическим отношениям Москвы с Дели. По сообщениям пакистанской прессы, премьер-министр Пакистана Гилани обсуждал вопросы закупки ядерных реакторов для покрытия нужд страны в дополнительных источниках электроэнергии. Россия и здесь могла бы проявить инициативу и предложить Исламабаду свои атомные энергетические реакторы, таким образом закрепляя за собой еще один перспективный рынок мирных атомных технологий в регионе Южной Азии, добиваясь при этом одобрения такой сделки с Пакистаном со стороны Группы ядерных поставщиков (ГЯП). Однако Москва должна тщательно изучить вопросы развития сотрудничества с Пакистаном, исходя из вероятной внешнеполитической стратегии нового президента Пакистана, но и не откладывая это сотрудничество в долгий ящик. В любом случае двусторонний диалог с Пакистаном, в том числе и по вопросам борьбы с международным терроризмом, не должен прерываться.

В целом, как представляется, новому президенту Пакистана Зардари придется в первую очередь сосредоточиться на решении вопросов внутриполитической стабильности в стране и борьбы с волной насилия и терроризма. В этой ситуации, похоже, у него меньше поля для маневра, чем у его предшественника на этом посту – Первеза Мушаррафа, и многое в его политическом будущем будет зависеть от поддержки военных. А от этого будет зависеть, куда дальше пойдет Пакистан.

52.24MB | MySQL:103 | 0,502sec