Состояние и перспективы военно-технического сотрудничества России и Турции

Смещение мировых геополитических приоритетов выдвинуло в центр международного внимания Средиземноморье и регион Большого Ближнего Востока, Центральную Азию и Южный Кавказ. В результате этих перемен Запад и Восток стали ближе друг другу, хотя зачастую это сближение происходит не по доброй воле, а в силу острой стратегической необходимости. И Турция, и Россия расположены в самом сердце этой новой реальности, а потому в равной степени заинтересованы в том, чтобы способствовать мирной смене геополитического ландшафта, простирающегося от Атлантики до Центральной Азии и дальше.

Из всех стран региона одним из важнейших объектов внешней политики России является Турция.

Основываясь на подписанном в 2001 г. «Плане действий по развитию сотрудничества в Евразии», российская сторона продолжает конструктивный диалог с Анкарой по широкому спектру вопросов. Для России представляет интерес обсуждение важнейших региональных и международных проблем, в частности, перспектив иракского и ближневосточного урегулирования, положения в Центральной Азии и Закавказье, ситуации вокруг кипрской проблемы. Важное место в рамках ведущегося диалога занимает обмен мнениями по основополагающим вопросам формирования многополюсной системы мироустройства, укрепления роли ООН, обеспечения принципа верховенства международного права.

Особенности военно-политической и стратегической обстановки в Европе и мире, а также внутриполитического развития Турции в период до 2010 г. предопределяют сохранение ориентации ее политики национальной безопасности на наращивание военно-экономической мощи страны за счет более рационального использования внутренних ресурсов и укрепления сотрудничества с ведущими странами — не только участницами Североатлантического альянса, но и другими, наиболее развитыми в военном отношении государствами.

В 1996 г. Турция приняла десятилетнюю (1997-2006 гг.) программу по закупкам вооружения и военной техники (ВиВТ). Общий объем финансирования закупок по этой программе был запланирован в объеме около 31 млрд долл. Однако в силу политических и экономических (прежде всего, финансовых) обстоятельств этот план был реализован не до конца. Турция объявила также о долгосрочной программе закупок вооружений, рассчитанной на 30 лет и предусматривавшей изначально финансирование закупок в этот период в объеме 150 млрд долл. План включал 19 важнейших программ.

Значительный потенциал взаимодействия между Россией и Турцией имеется в сфере военно-технического сотрудничества. Эта работа координируется в рамках Смешанной комиссии по ВТС. Основы российско-турецкого сотрудничества в военной и военно-технической областях были заложены 80 лет назад, когда в апреле 1920 г. основатель Турецкой Республики Кемаль Ататюрк обратился к Советской России с просьбой об установлении дипломатических отношений и оказании помощи. Совет народных комиссаров Советской России в условиях тяжелейших последствий Гражданской войны, иностранной интервенции, экономической и социальной разрухи выделил 10 млн золотых рублей в качестве безвозмездной помощи, направил в Турцию группу военных советников [1], вооружение и военную технику (винтовки, пулеметы, патроны, гранаты, холодное оружие, бронеавтомобили, аэропланы и холодное оружие). Все это оказало существенную помощь в становлении молодой Турецкой Республики.

Новый импульс это сотрудничество получило в 1992 г. Именно тогда была достигнута договоренность о поставках турецкой стороне российского вооружения и военной техники на сумму до 100 млн долларов. В частности, на вооружение жандармских, пограничных жандармских и жандармских бригад «коммандос» поступили бронетранспортеры российского производства БТР-80 и многоцелевые вертолеты Ми-8МТШ/Ми-17, которые, по оценке командующего жандармскими силами безопасности в Юго-Восточной Анатолии корпусного генерала Эрдала Джейланоглу и командира 21-й пограничной жандармской бригады бригадного генерала Дурсуна Карадумана, хорошо себя зарекомендовали в операциях против незаконных вооруженных формирований сепаратистов. Кроме того, на вооружение частей жандармских войск и войск специального назначения поступили автоматы Калашникова (7.62-мм АК-47, АКМ и АКМС), 7.62-мм пулеметы Калашникова (ПКМ), 7.62-мм снайперские винтовки Драгунова (СВД) и 40-мм ручные противотанковые гранатометы РПГ-7. Необходимо отметить, что в артиллерийские части и подразделения поступают на вооружение 107-мм легкая реактивная система залпового огня TR-107 (аналог советской 107-мм ЛРСЗО, созданной для ВДВ, а затем переданная Китаю, а затем распространенная китайцами по всему миру, в т.ч. США и Турции) и средние РСЗО TR-122, T-122 и STR-122, основным боеприпасом которых является 122-мм снаряд известной во всем мире системы БМ-21 «Град».

Еще в апреле 1994 г. Москва и Анкара подписали межправительственное Соглашение о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности. Оно стало первым соглашением, подписанным Россией со страной — членом НАТО. Таким образом, судя по всему, Турция все же решилась занять более независимую позицию по отношению к США, своему главному военному союзнику по НАТО.

А в мае 2001 г. с целью придания сотрудничеству двух стран в этой области более стабильного и долгосрочного характера была создана Смешанная российско-турецкая комиссия по ВТС. В сентябре 2002 г. в Анкаре и в ноябре 2003 г. в Москве прошли два заседания комиссии. В декабре 2004 г. в ходе официального визита в Турцию президента РФ В.В. Путина были подписаны еще два важных документа по вопросам сотрудничества в области ВТС. Это межправительственное Соглашение о взаимной охране интеллектуальной собственности в сфере ВТС и межправительственное Соглашение о взаимной защите секретной информации в области ВТС, которые были призваны укрепить договорно-правовую базу для возможных совместных разработок и поставок продукции военного назначения. Подписав эти документы, Турция вновь стала первой страной — членом НАТО, поддержавшей заключение с Россией подобных соглашений по этой проблематике. На сегодняшний день, по нашим оценкам, объемы российских поставок вооружений и военной техники в Турцию составляют порядка 200 млн долларов (в основном, боеприпасы, комплектующие и запасные части). Все это свидетельствует о поступательном движении в сфере ВТС России и Турции.

Как известно, турецкая армия оснащается по стандартам НАТО, но прорваться на этот рынок Россия все-таки может. К примеру, Россия может поставлять турецким вооруженным силам стрелковое оружие нового поколения: автоматы Калашникова АК-101 и АК-102 калибров 7.62 мм и 5.56 мм под стандартные патроны НАТО, пулемет «Печенег» под стандартный винтовочный патрон НАТО, ручные и реактивные противотанковые гранатометы и др.

Россия предлагает Турции пять конкретных проектов в военно-технической сфере:

— лицензионное производство и сборка на предприятиях турецкого ВПК российских танков (Т-80/Т-90 с адаптированной по стандартам НАТО 120-мм пушкой), бронетранспортеров БТР-80/БТР-90 и бронеавтомобилей «Тигр»;

— производство в России для нужд Министерства национальной обороны Турции противотанковых ракетных комплексов малой и средней дальности;

— реализация совместных проектов по выпуску поисково-спасательных судов;

— интегрирование российского ЗРК «Стрелец» с аналогичной системой, производимой компанией турецкого ВПК «Aselsan»;

— реализация совместных космических проектов военного назначения.

Управление внешних закупок Министерства национальной обороны Турции объявило новый тендер на организацию в стране производства разведывательных ударных вертолетов. Это уже вторая попытка Анкары решить в Турции проблему с производством и поставкой в войска 145 средних ударных вертолетов. Завершение торгов планируется до конца текущего года.

Положительно оценивается намерение России принять участие в повторном вертолетном тендере, проводимом Анкарой. Как и в первый раз, она предлагает ей ударный вертолет Ка-50-2 «Erdogan» российско-израильского производства, который полностью отвечает требованиям турецкой армии и дешевле западных аналогов. При этом Турция получила бы реальную возможность создать собственную вертолетную промышленность, а также наладить совместное производство боевых машин, предусматривающее их продажу третьим странам.

Однажды турецкие власти отменили международные тендеры на поставку партии боевых вертолетов и тысячи танков вооруженным силам страны, официально заявив о намерении впредь покупать ту боевую технику, которая производится с «максимальным использованием национальных ресурсов». В реальности же проблема была в том, что на Анкару, которая выбирала между предложениями российско-израильского консорциума, предложившего ударный вертолет Ка-50-2 «Эрдоган», и АН-1Z «Суперкобра» компании «Белл Текстрон» (США), оказывалось мощное давление из Вашингтона, в то время как турецкие военные хотели приобрести российские вертолеты. Ведь речь шла о не столь уж маленьких деньгах — реализация этого проекта обойдется Анкаре в 1,5-2,0 млрд долларов.

Первый тендер на этот проект, названный программой «АТАК», был объявлен еще в 1997 г. На заключительном этапе продолжавшегося шесть лет соперничества за право реализации этого проекта остались два конкурента: американская компания «Белл Текстрон» с вертолетом AH-1Z «Суперкобра» и российские компании «Рособоронэкспорт» и ОАО «Камов» с вертолетом Ка-50-2 «Эрдоган» («Erdogan») [2], оснащенным израильской бортовой электроникой. Американская компания организовала беспрецедентное по интенсивности политическое лоббирование в пользу своего предложения с подключением президента Дж. Буша.

Тем не менее условия российской стороны, среди которых передача турецкой стороне соответствующих технологий, рынка третьих стран, отсутствие ограничений по боевому применению машин, ценовые параметры, оказались намного выгоднее американских. Предложения российской стороны позволяли создать в Турции экспортно ориентированную вертолетную промышленность при меньшей стоимости программы по сравнению с американским предложением. Это значит, что Турция получила бы возможность производить вертолеты турецкой уникальной конфигурации, модернизировать их, экспортировать боевые машины в третьи страны (20 стран), организовать в Турции производство элементов авионики вертолета, включая подсистему управления бортовым вооружением.

Кроме того, в рамках программы «АТАК» были проведены показы вертолетов с демонстрационными полетами российских и российско-турецких экипажей, боевые стрельбы Ка-50-2, а также ознакомление турецких специалистов с технологией строительства вертолетов в России. Наряду с этим российскими специалистами были предложены три альтернативных варианта реализации программы «АТАК», которые обеспечивали снижение ее стоимости на 30–40%. Помимо этого в июне 2003 г. российская сторона предоставила Турции дополнительную скидку в размере 10 млн долларов США в случае подписания контрактных документов с Россией.

По мнению экспертов, таких выгодных предложений в вертолетных тендерах в мировой практике еще не было. И в октябре 2003 г. руководитель аппарата оборонных отраслей промышленности, первый заместитель министра обороны Турции Эрджан принял обоснованное решение о необходимости подписания контракта с российской фирмой «Камов». Однако через полтора месяца после этого он был уволен, а 14 мая 2004 г. тендер был аннулирован без определения победителя.

Нельзя упускать из виду и турецкий рынок бронетанковой техники. Хотя западноевропейские государства собираются выставить на тендер современные танки типа «Леклерк» (Франция), «Леопард»-2А4 (ФРГ), а Украина танк Т-84 «Ятаган» (со 120-мм пушкой), российский «Рособоронэкспорт» предлагает не уступающий своим западным аналогам (а по некоторым показателям и значительно превосходящий) Т-80У (Т-80ТД) с современными системами защиты (активной и пассивными динамической и электромагнитной) со 120-мм пушкой под стандартные боеприпасы НАТО [3]. Кроме того, в свое время Турция получила для временного хранения на своей территории (в зоне, не подлежащей контролю со стороны других государств по договору об обычных вооружениях в Европе) значительное количество вооружения и военной техники бывшей Национальной народной армии ГДР, в том числе и танки Т-72, бронетранспортеры БТР-60ПБ, БТР-70 и БРДМ-2, боевые машины пехоты БМП-1 и БМП-2, которые после их модернизации с помощью российских специалистов и технологий могли бы быть приняты на вооружение турецкой армии.

В первой половине 90-х годов турецкие военные провели опытное учение двух общевойсковых бригад, временно сформированных на базе советской (бывшей восточногерманской) технике против одного из армейских корпусов 2-й полевой армии Турции. Учения показали, что данная техника, укомплектованная турецкими экипажами, способна «разгромить» целый корпус на устаревших морально и физически американских танках М-48 «Паттон» и бронетранспортерах М-113.

После этого специалисты турецкого ВПК тщательно изучили устройство танков Т-72 и путем разборки и сборки этих машин разработали технологический цикл сборки российских танков на предприятиях национального оборонного комплекса.

В данном контексте целесообразно отметить слова бывшего турецкого президента Ахмета Неджет Сезера: «Предстоит определить взаимовыгодные направления сотрудничества и принять важные решения о практической реализации намеченных планов. Активность политического диалога двух стран и его важность не только в двустороннем формате, но и с точки зрения обеспечения мира и безопасности в регионе». «Сейчас необходима сильная политическая воля по сближению наших народов, и тогда будущие поколения оценят по достоинству это великое дело», — заметил он. Ведущая турецкая газета «Turkiye» в связи с этим подчеркивала: «В отношениях нашей страны с Россией наступает новая эра».

1. Вначале переговоры с Ататюрком (Мустафой Кемалем) вел С.М. Буденный), а руководил работой военных советников и специалистов Советской России М.В. Фрунзе.

2. В переводе с турецкого – «рожденный солдатом, воином».

3. При этом размеры и боевой вес танка не увеличатся, а механизм заряжания унитарным выстрелом (стандартным снарядом НАТО) будет размещен в башне танка по принципу проекта нового российского танка Т-95.

62.89MB | MySQL:103 | 0,588sec