Германия ожидает решения о продлении мандата на пребывание бундесвера в Афганистане

Как известно, по решению правительства ФРГ нынешней осенью контингент военнослужащих бундесвера в Афганистане возрастет почти на треть и достигнет 4,5 тыс. человек.

Это произошло вопреки ожиданиям немецкой общественности и шло вразрез с прежними заявлениями высоких официальных лиц о том, что Германия дорожит жизнью своих граждан и не намерена посылать их на верную гибель.

Напомним, комментируя принятие 5 сентября 2007 года правительством ФРГ новой стратегии по оказанию помощи Афганистану, министр обороны страны Франц Йозеф Юнг (Franz Josef Jung) отметил, что общая численность военнослужащих не будет превышать 3500 человек. Новая стратегия предусматривала усиление Берлином финансовой и организационной поддержки восстановительных работ в Афганистане.

Однако время показало, что декларируемый акцент на гражданских проектах вполне способен смещаться на второй план. По крайней мере, известно, что реакция ФРГ на просьбу НАТО от 29 января с.г. о выделении дополнительного контингента для сил быстрого реагирования, действующих на севере Афганистана, была положительной. Это означает, что новая стратегия просуществовала в первоначальном варианте всего пять месяцев.

Обнародованное 24 июня с.г. в Берлине решение о направлении дополнительного отряда численностью 1000 человек в одну из самых горячих точек мира вызвало сомнение в том, что указанная стратегия является жизнеспособной.

Правда, комментируя это изменение, министр обороны Ф. Юнг оговорился, что цифра 4,5 тыс. еще не означает, что военный контингент будет использован в наступательных операциях. Но прозвучало это малоубедительно.

Небольшой комментарий к вопросу о невнятных выражениях высоких официальных лиц. 3 сентября с.г. газета Neue Osnabruecker Zeitung опубликовала заметку под выразительным заголовком «Ясные слова для мертвых солдат». Основа заметки – требование к официальным лицам честно разговаривать с немцами. Его выдвинул Бернхард Гертц (Bernhard Gertz), 63-летний Oberst (соответствует российскому званию полковник), бывший военный летчик, ставший дипломированным юристом, затем референтом в Министерстве обороны ФРГ, президентом Европейского профсоюза военнослужащих, ныне шеф профсоюза бундесвера. Комментируя афганскую тему, он подчеркнул, в частности, что Германия фактически находится «в состоянии войны с решительным и фанатичным противником». Поэтому следовало бы прямо сказать о последней жертве: 29-летний хауптфельдфебель из Цвайбрюккена не просто ушел из жизни в Кундузе, а пал за Германию.

Cледует иметь в виду, что с 2002 года ФРГ потеряла в Афганистане 28 военнослужащих. Число раненых исчисляется десятками. Без сомнения, таковых будет еще немало. Но вполне возможно резко снизить число вероятных тяжелораненых, если правительство ФРГ позаботится о двух составляющих – техническом обеспечении и квалифицированных кадрах. И то и другое, по мнению председателя Форума офицеров-медиков ФРГ, полевого врача Вольфганга Петерсена (Wolfgang Petersen) находится в неудовлетворительном состоянии. В интервью газете Sueddeutsche Zeitung он указывает, что в распоряжении военных медиков пока нет вертолета, который летал бы ночью и в холодное время. Из-за выбоин на дорогах спасательные автомобильные средства могут развивать скорость в пределах 10-15 километров в час. Порой приходится тратить полдня на то, чтобы добраться до пострадавшего. Из-за этого бывает упущено время, когда можно оказать эффективную помощь при пулевом ранении или в результате взрыва мины. Теряется так называемый золотой час, как медики оценивают первый час после того, как человек получает опасное ранение, считает В. Петерсен. Он указывает на недостаточную квалификацию профильных врачей при том, что солдаты — выходцы из обычного гражданского общества с отлично налаженным медицинским обслуживанием. Приходится полагаться на счастливую случайность.

Солдат, представляющий интересы Германии вдали от родины, оказывается в этом отношении обделенным, — таковы реалии Афганистана. Но этой правды, считает Б. Гертц, официальные лица в Германии избегают. Поэтому не нужно удивляться, что «наше общество не понимает, чего мы хотим в Афганистане».

Таково мнение не только Б. Гертца. Представители многих политических партий Германии, несмотря на различие оценок внешнеполитической линии ФРГ, связанной с Афганистаном, сходятся в главном: усиление там военного присутствия Германии представляет собой дальнейшую эскалацию и обострение напряженности в регионе.

Союзникам по НАТО в данной ситуации гораздо важнее слышать иное. А именно — ФРГ, несмотря на долгие дипломатические игры, оттягивание решительного момента, все же готова разделить тяжелое бремя, которое несут подразделения США, Канады, Великобритании и других стран блока, присутствующие в различных регионах Афганистана. И хотя прежняя позиция правительства ФРГ по вопросу о пребывании бундесвера в Афганистане — немецкие миротворцы будут нести службу только на относительно спокойном севере страны, а в южные регионы, за которые отвечает США, солдат бундесвера будут посылать в крайних случаях — пока неизменна, наращивание военного потенциала силами бундесвера тревожит немецкое общество.

В эти дни оно пребывает в состоянии нарастающего напряжения в связи с продлением мандата на пребывание немецких солдат и офицеров в Афганистане — решение об этом парламент ФРГ должен принять на заседании 13 октября.

Напряжение сопряжено с разгорающимися спорами представителей различных партий. Вопрос один: насколько усиление военного присутствия отвечает интересам Германии.

Посылая в Афганистан новое пополнение, Германия фактически идет на поводу у союзников. Между тем у правительства ФРГ были верные представления о том, как должны развиваться события, но «оно упустило момент и не смогло донести до глав США, Канады и Великобритании эту идею. Надо было вовремя и четко высказать свою верную стратегию», считает Бернхард Гертц. «Мы потому не идем на юг, что не хотим участвовать в «войне террора», которую ведут там наши союзники, — считает он. — И пока это продолжается, пока кто-то придерживается мнения, что немцы должны нести тот же груз, что и другие, я всякий раз буду предостерегающе поднимать палец».

Пока не очень ясно, увидят ли этот жест депутаты бундестага, которым предстоит через считанные дни голосовать за продление мандата на пребывание войск бундесвера в Афганистане. Однако Винфрид Нахтвай (Winfried Nachtwei), 62-летний руководитель парламентской фракции Союз 90/Зеленые и одновременно координатор рабочей фракции бундестага «Международная политика и права человека», придерживается категоричного мнения: следует сформулировать положения мандата «всеобъемлюще и по-новому».

Напомним, что прежде ядром мандата были участие в международной миссии ISAF и использование самолетов-разведчиков «Торнадо». Теперь, по мнению В. Нахтвая, его ключевыми моментами должны стать цели, позволяющие иначе взглянуть на иностранное присутствие в Афганистане. Иными словами, вспомнить хорошо забытое старое. В этой связи уместно привести заявление генерал-лейтенанта Фридриха Рихмана (Friedrich Riechmann) на церемонии прощания с первой группой солдат бундесвера (8 января 2002 года), вылетевшей в Афганистан: «После 20 лет войны немецкие солдаты должны вернуть афганцам перспективу мирного будущего».

Того самого будущего, которое определяется жизненно важными позициями в сегодняшнем облике страны: энергоснабжением, водной инфраструктурой, народным образованием, деятельностью армии и полиции. Их восстановление и развитие способно изменить существующее положение, когда народ Афганистана «пребывает в разочаровании от действий как своего правительства, так и международного сообщества», отмечает В. Нахтвай.

Свои позиции В. Нахтвай и Б. Гертц детально изложили, участвуя в одной из недавних передач телеканала N-tv при обсуждении темы «Афганистан». В любом случае, считает Б. Гертц, мандат должен ясно показать, что речь идет о деле такого масштаба, которое гораздо больше, чем использование бундесвера в военных операциях. И не только афганскому народу, но и депутатам немецкого парламента важно понять, что издержки на восстановительные проекты и на военные операции находятся в очевидном несоответствии. Ведь расходы затрагивают интересы минимум четырех министерств — иностранных дел, внутренних дел, обороны, экономического сотрудничества и развития. Между тем Б. Гертцу представляется непонятным, отчего, при очевидной слабости афганской правоохранительной системы и декларируемом Германией желании содействовать в ее строительстве, «министр внутренних дел Вольфганг Шойбле до сих пор ни разу не был в Кабуле».

Ставка должна делаться на внутренние резервы Афганистана. Надежды на помощь Запада – временны. В этой связи реформирование полиции Афганистана является важнейшим вопросом. Но в условиях фактически распахнутых границ, криминальной ситуации, связанной с производством и сбытом наркотиков, и зачастую безучастных к этому местных полицейских высокая профессиональная выучка 40 полицейских из ФРГ не спасает положения. 37 полицейских в Кабуле и по одному в Кундузе, Файзабаде и Мазари-Шарифе, расшифровывает Б. Гертц, на страну, по площади в семь раз превышающую Германию.

Афганистану с помощью западных государств, и прежде всего Германии, которая планирует в скором времени открытие Академии полиции, предстоит уже сегодня решать комплекс проблем в данной сфере. Это не только создание обучающих центров, возможность карьерного роста, но и ежедневные проблемы. Прежде всего, государственная поддержка, регулярная и достаточная заработная плата с тем, чтобы афганские полицейские прекратили наниматься на работу к наркобаронам и вливаться в ряды движения «Талибан».

Немецкая полиция ведет там большую работу, указывает В. Нахтвай. Комментируя выражение «большая работа», его собеседник упомянул об утверждении, бытующем в стенах Министерства внутренних дел ФРГ. Это информация о том, что при немецком содействии якобы подготовлены 22 тыс. дипломированных афганских полицейских. Б. Гертц считает такое заявление «дерзкой ложью, и эта формулировка еще очень любезная. Возможно, в это число включили и тех полицейских, которых обучили наши американские друзья и другие страны».

Попутно отметим, что Б. Гертц развивает тему «22 тысяч полицейских» в интервью газете Sueddeutsche Zeitung. В частности, он говорит, что более реальной цифрой было бы «несколько сотен». Просто невозможно представить себе, чтобы 40 немецких инструкторов подготовили в Афганистане 22 тыс. полицейских, пусть даже речь идет о периоде, начиная с 2002 года. Представители Министерства внутренних дел, отмечает газета, считают обвинения шефа профсоюза бундесвера «чистой воды предвыборной пропагандой, которая не имеет с действительностью ничего общего».

Возвратимся к дискуссии на канале N-tv. В связи с малореальной, по его мнению, цифрой обученных афганских полицейских шеф профсоюза бундесвера вспоминает печальное последствие еще одного бодрого рапорта. В частности, когда в августе 2007 года подводили результаты реформирования афганской армии, выяснилось, что обучение завершили 57 тыс. солдат «при том что служили только 17 тыс., а значит, 40 тыс., то есть более двух третей, отсутствовали».

Численность силовых структур в Афганистане, чтобы обеспечить оборону и охрану порядка в этой стране, должна быть, по мнению министра обороны страны Франца Йозефа Юнга, такова: 80 тыс. солдат и 82,5 тыс. полицейских. Эта, как считает Б. Гертц, вполне решаемая задача должна совмещаться с искоренением коррупции. Факт продажности силовых структур оставался в стороне вплоть до 2007 года, пока немецкий инспектор Вольфганг Шнайдерман (Wolfgang Schneiderhan) не собрал коллег, базирующихся в северном Афганистане, и не поставил на обсуждение вопрос: каких целей мы хотим достичь, переобучая афганскую армию? В этом же аспекте следует рассматривать проблему обучения полицейских кадров.

Острый, а нередко и скандальный характер подобных заявлений Б. Гертца определенным образом настраивает немецкое общество, которое озабочено проблемой, каким же на самом деле является участие ФРГ в подготовке полицейских кадров в Афганистане.

И Гертц и Нахтвай решительно выступают за то, чтобы Германия сконцентрировала свои усилия на восстановительных работах в Афганистане. Но является ли военная победа над Талибаном предпосылкой для успешного хозяйствования?

Командование ISAF формирует представление о том, что действовать в Афганистане следует в два этапа. Сначала разгромить Талибан и в «зачищенных» регионах восстанавливать инфраструктуру.

Несмотря на логичность, такое представление сомнительно, а, по оценке экспертов, попросту ошибочно. Военная победа над Талибаном безнадежна. Обосновывая это мнение, Б. Гертц упоминает ряд факторов. Протяженные и фактически не контролируемые участки границы между Афганистаном и Пакистаном дают возможность для разнообразных маневров талибов: быстрого отхода после боевых операций и четко налаженного снабжения оружием, медикаментами, продуктами питания. При этом Пакистан демонстрирует, по его мнению, неготовность и неспособность местных властей навести порядок на границе. В связи с высокой мобильностью отрядов Талибана, обусловленной богатым опытом ведения войны в горных условиях, формулировка «силы быстрого реагирования» применительно к подразделениям НАТО вообще ставится экспертами под сомнение. Бойцы Талибана, как обидно это ни звучит для натовских стратегов, явно опережают ISAF.

Наращивание численности сил быстрого реагирования — также весьма спорный шаг. На территории Пакистана имеется, по утверждению Б. Гертца, примерно 7 тыс. школ по изучению Корана, где Талибан систематически рекрутирует новых бойцов. По этой причине «представление о том, что необходима многочисленная армия, чтобы убивать как можно больше противников, ошибочно». Это – процесс затяжной и малоэффективный, поскольку требует задействования все новых и новых ресурсов, и человеческих и технических. Необходимо определить соответствие между расходами и конечной целью. Военное присутствие, по мнению Б. Гертца, обязано стать лишь рамками в пространстве, в пределах которого происходит восстановление хозяйства Афганистана.

Рассматривая вероятность совмещения двух процессов – восстановительных работ и непрекращающихся военных действий, В. Нахтвай приводит пример. В течение двух лет в неспокойном регионе Урузган трудится группа специалистов из Нидерландов. «Учитывая потребности местного населения, они видят, где заложены возможности сотрудничества, и основываются на этом, — рассказывает эксперт. — Они косвенно оттесняют Талибан, и в результате совместной работы афганцы выигрывают. Это не нужно путать со слабостью. Когда голландцев атакуют, они дают мощный отпор». Там же, в горах Урузгана, американцы действуют по другой схеме: они теснят движение Талибан исключительно с помощью оружия и утверждают, что заботятся о восстановлении. Естественно, подобное утверждение на фоне гражданских жертв в ходе боевых операций американцев ставится местными жителями под сомнение.

В подобном контексте воспринимаются усилия немецких военнослужащих. Журнал Spiegel, к примеру, сообщил о намерении бундесвера построить железнодорожную линию протяженностью 67 км на севере Афганистана. Она должна связать Мазари-Шариф с городком Хайратон на афгано-узбекской границе. За мостом через Амударью расположен город Термез, где сосредоточено крупное подразделение бундесвера. Расходы на сооружение железнодорожной ветки еще не подсчитаны. Однако ясно, пишет журнал, что она не просто облегчит снабжение и сообщение между группировками НАТО, но и будет содействовать хозяйственному развитию региона. Поэтому военные рассчитывают на вклад в финансирование этого проекта со стороны международных организаций, действительно желающих построить экономику Афганистана.

Это и есть те самые «конкретные конструктивные меры, улучшающие условия жизни людей», о которых говорит Б. Гертц, где и следует, по его мнению, искать ключ к успеху немецкой миссии в Афганистане. Подобные примеры дают местным жителям верный ориентир и основание для сравнения — отчего современная форма правления, которую несет Запад, лучше господства Талибана. Этого пока не понимают «наши союзники из США, Канады и Великобритании, к сожалению, полагающие, что нужно действовать по-военному», отмечает Б. Гертц.

Германия, по мнению участников дискуссии, весьма озадачена афганской проблемой. С одной стороны, это участие в строительстве правовой и правоохранительной базы, в восстановлении хозяйственной инфраструктуры и в образовательных проектах. С другой стороны, в обществе нарастают новые тенденции. В частности, все чаще говорят о выходе бундесвера из Афганистана в рамках так называемого варианта Worst-Case-Szenario, как называют ситуацию, где все, что может пойти не так, как надо, действительно идет не так, как надо. Так, глава фракции левых Грегор Гизи (Gregor Gysi) в газете Frankfurter Rundschau обосновывает требование этого выхода тем, что Германия может «утонуть в болоте грязной войны, которая не преодолевает террор, а напротив, ведет к новому всплеску насилия».

«Я не хотел бы даже представить себе, что мы предаем восстановление, в которое уже так много инвестировано, предаем людей, которые при этом пали или были ранены, — говорит Б. Гертц. — Мы должны быть последовательны. Отход означал бы, что мы предоставляем страну Талибану, а это подорвало бы стабильность во всем регионе». Речь, по его мнению, может идти о том, что следует поставить надежное препятствие террористам, которые находят в Афганистане «государственную защиту и государственное обеспечение». В. Нахтвай тоже считает, что подобная радикальная мера приведет к трагическим последствиям – всплеску насилия со стороны Талибана. Подобную точку зрения разделяют ответственные афганские гражданские лица на местах.

И все же экспертам видится выход бундесвера из Афганистана, причем в обозримом будущем. В течение ближайших десяти лет «афганцы, при условии сегодняшнего уровня интенсивности, не выдержат военных обязательств, связанных с пребыванием международного военного контингента», выразился В. Нахтвай.

Но это — из области прогнозов. Пока же Германия живет в преддверии продления мандата на пребывание немецких солдат и офицеров в Афганистане.

Шеф профсоюза бундесвера, эксперт по безопасности Зеленых, полевой врач видят комплекс афганских проблем с различных точек зрения, но сходны во мнении: федеральное правительство пока обнаруживает свою несостоятельность.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов:

http://www.n-tv.de

http://www.neue-oz.de

http://www.sueddeutsche.de

http://www.bbc.co.uk

52.28MB | MySQL:107 | 0,459sec