Ливия: инцидент с главой МВД Ф.Башагой в оценках местных СМИ и некоторых политиков

В воскресенье 21 февраля, в СМИ Ливии, в частности, в выпуске программы «Аль Билад» («Страна») обсуждался инцидент с перестрелкой с участием ​​кортежа действующего министра внутренних дел ПНС, Фатхи Башаги, и влияние этого инцидента на вынесение вотума доверия правительству «единства» страны. Иными словами, поставит ли случившееся под удар процесс стабилизации политической обстановки в Ливии, ведущийся диалог между Триполитанией и Киренаикой, и что, собственно, это было: вооруженное столкновение или покушение на убийство? Представитель «Инициативы национальных сил», Мухаммед Чопар, выступив на программе, убежден, что этот инцидент в значительной степени отражает масштабы хаоса, который переживает Ливия. Он, в частности, сказал: «до этого момента нет никаких доказательств того, что произошло покушение на убийство, и, конечно же, был сформирован комитет по приказу Министерства юстиции, во главе с прокурором в Северном Триполи, чтобы начать расследование инцидента, и надо дождаться результатов. Я лично считаю, что нет никаких доказательств того, что это было покушением по нескольким причинам, в том числе, потому если мы говорим о колонне Фатхи Башаги, в которой находилось более 60 автомобилей, это очевидно: ни один автомобиль не может вступить в столкновение со всеми этими броневиками. Предварительная информация об этой аварии подтверждает, что произошла ошибка, и эту ошибку должен устранить министр внутренних дел. Мы спрашиваем его, что побудило охрану министра внутренних дел без разбора открыть огонь по машине и, по совпадению, так вышло, что в этой машине находились люди, принадлежащие к Управлению по стабильности и безопасности? Известно, что это организация оппонирует министру внутренних дел. В этом инциденте есть обстоятельства, вызывающие вопросы, особенно, в связи с тем, что мы находимся на грани формирования правительства национального единства, которого ждут все ливийцы».

М.Чопар полагает, что причину произошедшего надо искать в деликатности ситуации, которую переживает Ливия, особенно, в том, что касается «хаоса в сфере безопасности». «Есть некоторые лица, заинтересованные в том, чтобы разбираться с этим инцидентом так, чтобы это было далеко не реалистично. Давайте оставим возможность расследованию, чтобы раскрыть правду. Не менее важно другое: будет ли этот инцидент иметь негативные последствия для политической ситуации, в которой находится Ливия?» — отметил Чопар.  Политик считает, что эти события могут иметь серьезные негативные последствия в вопросе формирования правительства, а также в вопросе принятия вотума доверия новому кабинету министров переходного периода.

И речь не идет о физическом или политическом выживании Ф.Башаги как таковом: М.Чопар считает, что цель всех предыдущих мероприятий не в выживании определенных личностей у власти, а в том, чтобы поставить нужного человека в нужное место, и попытаться реализовать Женевские соглашения максимально эффективно. Инцидент в Джанзуре явно выбивается из этой логической цепочки. Тем не менее, сразу несколько источников поставили под сомнение версию о событии, как о «покушении» на министра внутренних дел.  То, что произошло в Джанзуре, было не попыткой убийства, а роковой случайностью, когда бронированная машина оказалась на прибрежной дороге, в точке совпадающей с проездом кортежа Ф.Башаги, и тут же охрана министра обстреляла этот пикап Toyota, принадлежащий, как выяснилось, недавно учрежденному Управлению по поддержке безопасности и стабильности. Это та самая организация о создании которой было объявлено в рамках подготовки к выборам в Триполи после встреч, последняя по времени из которых  состоялась 17 января, на военно-морской базе «Бу Ситта», в которой участвовали тогдашний председатель Президентского совета Фаиз Саррадж, действующие министр обороны Салах ад-Дин аль-Нимруш, начальник Генерального штаба генерал-майор Мухаммед аль-Хаддад и некоторые руководители вооруженных формирований, в первую очередь, командующий Центральной управления безопасности в Абу-Слиме и командующий 16-й бригадой Центральной службы безопасности, а также командир бригады «Наваси».

Участники встречи договорились тогда назначить главой Центрального управления по поддержке стабильности и безопасности Абдул Гани аль-Кикли, а его тремя заместителями — командиров Триполийской революционной бригады Аюба Абу Раса, Хасана Абу Зариба и Мусу Абу аль-Касима.

Во время перестрелки, а точнее говоря, обстрела машины УСБ охраной Ф.Башаги, один из сотрудников Управления, Радван аль-Ханари, уроженец Аль-Завии был убит и двое его товарищей были ранены и захвачены сотрудниками МВД.  Пресс-служба ведомства и ряд СМИ распространили сообщения о покушении на министра внутренних дел, совершенного боевиками, ехавшими на бронированной машине, в результате чего один из нападавших был убит и двое других ранены во время нападения, при этом никаких заявлений, разъясняющих ход инцидента, сделано не было. Спецпредставитель ООН в Ливии, Ян Кубиш призвал к «незамедлительному и прозрачному расследованию происшествия, призвав к разоружению ополченцев. На своей странице в «Твиттере» Я.Кубиш написал: «Серьезный инцидент с безопасностью подтверждает важность того, чтобы все оружие оставалось в руках только законных властей страны», отметив, что эти «безрассудные действия представляют угрозу стабильности и безопасности и направлены на то, чтобы сорвать политический процесс и другие усилия по поддержке Ливии и ее народа». Руководство Управления по поддержке безопасности и стабильности в свою очередь выступило с заявлением, в котором отрицало факт покушения на убийство министра внутренних дел, указав на то, что произошедшее было «результатом плохой координации», поскольку автомобиль, принадлежащий Управлению, который оказался на пути движения колонны Ф.Башаги, был воспринят его охраной, как угроза, после чего началась перестрелка, закончившаяся известным результатом.

Высший государственный совет призвал к незамедлительному и беспристрастному расследованию для привлечения к ответственности лиц, причастных к инциденту с кортежем министра внутренних дел, вместе с тем, напомнив о необходимости «проявлять сдержанность и следовать законным методам работы государственных учреждений, чтобы справиться с этим инцидентом, и позволить компетентным органам расследовать имеющиеся факты законными средствами».

Действующий глава Министерства обороны Салах ад-Дин аль-Нимруш подтвердил соглашение с и. о. министра юстиции «поручить главному прокурору Северного Триполи расследовать» инцидент со стрельбой в районе Джанзур и объявил о «назначении войсковых патрулей из военного округа Триполи для обеспечения безопасности и предотвращения любых ее нарушений». Министерство обороны ПНС сообщило в заявлении, опубликованном на его странице в Facebook, что оно «отслеживает то, что произошло с колонной министра внутренних дел Фатхи Башаги в воскресенье, когда он возвращался в Джанзур», подчеркивая, что «безопасность каждого — это ответственность, которую мы взяли на себя». Что в общем, логично: «Если МВД и УСБ не могут разобраться, кто кому должен уступать дорогу, мы возьмем ситуацию в свои руки2. В конце заявления военное ведомство подтвердило, что «безопасность столицы, Триполи, и всей безопасности Ливии — это «красная линия», которую нельзя скомпрометировать, и одна из основных и первоначальных задач министерства защита граждан», подчеркнув, что «никто не стоит выше закона, и любой, кто подрывает безопасность или нарушает закон и бросает вызов его институтам, будет привлечен к ответственности». Американский посол в Ливии, Р. Норланд выразил возмущение Вашингтона «нападением на кортеж Ф.Башаги».

На фоне произошедшего Совет национальной избирательной комиссии подтвердил, что он следит за ходом работы, планами и обеспечением поставок оборудования для предстоящих выборов. Это произошло во время встречи, проведенной в воскресенье председателем Совета комиссии Р.Имадом аль-Сайехом с генеральным директором Комиссии Яхьей аль-Джадидом и директорами отделов и отделений. Согласно заявлению членов Комиссии, аль-Сайех подчеркнул во время встречи «важность общения между советом и государственной администрацией для оценки хода работы и обсуждения препятствий и проблем и их преодоления наилучшими способами», что указывает на ускорение политического процесса и активизацию усилий, необходимых для полной технической подготовки Комиссии, как только будет принят закон о выборах». На встрече обсуждались конкретные предложения, связанные с избирательным процессом, в области повышения осведомленности, обучения, операций и некоторых административных процедур, в дополнение к определению сроков выполнения предстоящих задач и обязанностей, возложенных на департаменты и управления.

Не повлиял инцидент с кортежем Ф.Башаги и на планы выбранного главы Президентского совета, М.аль-Манафи и премьер-министра, А.Х.Дбейбы: оба они продолжили свои рабочие встречи, воздержавшись на момент подготовки материала от каких-либо оценок, или выводов о случившимся. Многие из местных обозревателей и экспертов полагают, что история в Джанзуре есть не более чем технический досадный случай, где отсутствие должным образом налаженной межведомственной связи и чересчур ревностное отношение сотрудников охраны, людей молодых и горячих, вооруженных, что называется, «до зубов», к своим обязанностям, что и привело к трагедии. Непонятны действия сотрудников Управления по стабильности и безопасности, прекрасно видевших многочисленные машины кортежа со спецсигналами и установленными в некоторых из них, пулеметами и, тем не менее, выехавшими им навстречу. Некоторые местные очевидцы рассказали о том, что просто произошло, то, что часто бывает в Триполи: никто не хотел уступать дорогу, и в данном случае, пассажиры в машине УСБ, вместо того, чтобы дать проезд, сочли, что у них тоже есть свои права и статус (их Toyota Hilux был оборудован служебными номерами), и не уступили, что дало основание охране Ф.Башаги расценить их действия, как возможную подготовку к атаке на кортеж.

62.85MB | MySQL:102 | 0,464sec