Обвинительное заключение по делу президента Судана О. Аль-Башира: предварительные выводы и перспективы

В начале сентября с.г. на суд суданской и мировой общественности был представлен 113-страничный документ из офиса прокурора Международного уголовного суда (МУС) под названием «Ситуация в Дарфуре. Судан». Этот документ является сокращенной публичной версией обвинительного заключения, представленного командой Луис Морено-Окампо на рассмотрение в первую досудебную палату МУС, которая должна либо отклонить его, либо поддержать. Последнее означает, что Луис Морено-Окампо получит на руки судебный ордер на задержание в качестве обвиняемого президента Судана Омара аль-Башира.

Так в чем же, собственно, подозревается действующий суданский лидер? Аль-Башир, по мнению следствия, повинен в совершении десяти преступлений, совершенных в период с марта 2003 по июль 2008 года с использованием государственного аппарата и вооруженных сил и арабского племенного ополчения (Джанджавид).

Во-первых, президент Судана обвиняется в геноциде путем убийств членов этнических групп Фур, Массалит и Загава.

Во-вторых, аль-Башир подозревается в том, что проводил против указанных этнических групп геноцид путем причинения тяжкого физического и психического ущерба их членам.

В-третьих, аль-Башир обвиняется в геноциде Фур, Массалит и Загава путем умышленного ухудшения условий проживания с целью причинения физического ущерба.

В-четвертых, глава Судана подозревается в совершении преступлений против человечности, выразившихся в убийстве неопределенного числа гражданских лиц в Кодуме, Биндиси, Мукджаре, Аравале, Шатайи, Кайлеке, Бураме, Мухаджерийи, Сираф Джидаде, Силеи, Сирбе, Джебель Муне и Шугаге Каро (районы Дарфура).

В-пятых, аль-Башира обвиняют в совершении преступлений против человечности, выразившихся в намеренном ухудшении условий проживания населения Дарфура с целью причинения физического ущерба, в том числе и путем массовых убийств неопределенного числа гражданских лиц в Мукджаре и Кайлеке.

В-шестых, суданского лидера подозревают в совершении преступлений против человечности, выразившихся в насильственном перемещении свыше миллиона гражданских лиц из районов Кодума, Биндиси, Мукджара, Аравала, Шатайе, Кайлека, Бурама, Мухаджерийи, Сирафа Джидаде, Силея, Сирбе, Джебель Муна, Абу Сурджи и Шугага Каро.

В-седьмых, аль-Башира обвиняют в совершении преступлений против человечности, выразившихся в пытках гражданских лиц в Мукджаре, Кайлеке и Джебель Муне.

В-восьмых, президента Судана подозревают в совершении преступлений против человечности, выразившихся в изнасилованиях женщин и девочек, включая неопределенное число случаев в отношении женщин и девочек в Биндиси, Аравале, Шатайи, Кайлеке, Силеи, Сирбе и лагерях для перемещенных лиц.

В-девятых, аль-Башира обвиняют в совершении военных преступлений, выразившихся в преднамеренных целенаправленных атаках против гражданского населения, включая неопределенное число случаев в отношении жителей в Кодуме, Биндиси, Мукджаре, Аравале, Шатайи, Кайлеке, Бураме, Мухаджерийи, Сираф Джидаде, Силеи, Сирбе, Абу Сурджи, Джебель Муне и Шугаге Каро.

В-десятых, аль-Башира подозревают в совершении военных преступлений, выразившихся в разграблении городов и деревень в районах Кодуме, Биндиси, Мукджаре, Аравале, Шатайи, Кайлеке, Бураме, Мухаджерийи, Сираф Джидаде, Силеи, Сирбе, Абу Сурджи, Джебель Муне и Шугаге Каро.

Есть в обвинительном заключении и подробное обоснование того, почему именно аль-Башир должен нести ответственность за эти страшные преступления. Оно изложено в параграфе 4 главы 6 данного документа и сводится к следующим положениям:

— «понятие контроля за совершением преступления, характеризуемое разницей между главным виновниками и соучастниками преступного деяния, которое совершено множеством лиц»;

— в силу своего должностного положения аль-Башир имеет возможность контролировать работу всех суданских государственных структур, включая силовые;

— с целью осуществления своего плана по «умиротворению» западносуданского региона лидер Судана лично отдавал распоряжения по проведению военных операций в Дарфуре, а также тщательно контролировал их ход, требуя от исполнителей подробных отчетов о результатах данных операций.

Уже упомянутый выше дарфурский план аль-Башира включает, по мнению международных обвинителей, полный комплекс мер по стабилизации обстановки в мятежном регионе:

— комитетам безопасности (местным и на уровне провинций) вменялось в обязанность оказывать всяческую помощь другим суданским силовым структурам, действующим в регионе, в частности, координировать их совместные действия;

— разведке (военной и национальной службе безопасности) поручался сбор разведданных и иная поддержка вооруженным силам страны и племенному ополчению «Джанджавид», облегчая им захват территории подлежащих уничтожению групп населения (Фур, Массалит и Загава);

— на суданском МВД лежала ответственность за мобилизацию племенного ополчения «Джанджавид», гарантируя при этом невмешательство полиции в деятельность «Джанджавид»;

— Министерству обороны вменялось в обязанность своими силами (регулярными армейскими подразделениями и «Джанджавидом») проводить атаки против Фур, Массалит и Загава;

— Министерству по гуманитарным делам поручалось всячески мешать оказанию гуманитарной помощи нуждающимся в ней жителям Дарфура;

— Министерству по информации и коммуникациям и МИДу — вменялась в обязанность компания по оправданию роли и действий официального Хартума в Дарфуре;

— Минфину — поручалось финансирование операций племенного ополчения «Джанджавид», причем из фондов, предназначенных для оказания помощи дарфурцам;

— Минюсту — поручались организация и руководство фальшивыми расследованиями, обвиняющими жертв и оправдывающими истинных преступников.

Подытоживая, следует выделить целый ряд принципиальных моментов.

Во-первых, что бы ни говорили о предвзятости Луиса Морено-Окампо, вплоть до того что прокурор МУС выполняет политический заказ Вашингтона, расследование преступлений, в которых обвиняется суданский лидер, проведено на очень высоком уровне, невзирая на все сложности, чинимые суданскими властями.

Во-вторых, первая досудебная палата МУС при вынесении решения по делу аль-Башира (привлекать его или нет к уголовной ответственности) будет руководствоваться исключительно политическими соображениями, а не, к сожалению, тщательным и взвешенным анализом обвинительного заключения, подготовленного командой Луиса Морено-Окампо.

В-третьих, раз МУС будет руководствоваться современными внутри- и околосуданскими политическим реалиями, то подлинную ответственность за освобождение от уголовной ответственности суданского президента будут нести политические элиты ведущих стран мира.

В-четвертых, предоставление «отсрочки» аль-Баширу (ордер выдать и тут же его «заморозить») по политическим, а не юридическим причинам будет означать закат МУС.

В-пятых, падение авторитета МУС как главного мирового судебного органа даст дополнительный стимул тем суданским силам, которые считают, что незачем договариваться о мире с Хартумом, которому мировое сообщество по своим причинам выписывает «амнистию» за все совершенные суданским режимом в Дарфуре преступления.

В-шестых, раз о мире в Дарфуре договориться нельзя, то его нужно завоевать силой, безжалостно уничтожая суданских солдат, полицейских и союзные им силы, рассчитывая на аналогичную «амнистию».

В-седьмых, в случае реализации подобного негативного сценария мировое сообщество рано или поздно вернется к мысли о том, что неплохо бы всем участникам этого сценария воздать по их заслугам. Следовательно, новый прокурор МУС (или другого аналогичного ему органа) с командой следователей прибудет в Судан для расследования совершенных за все это время преступлений.

Есть и другой, правда, балансирующий на грани фантастики сценарий: МУС поставит юридические принципы выше политических и привлечет аль-Башира к уголовной ответственности, команда Луис Морено-Окампо в ходе судебного следствия добьется обвинительного вердикта для суданского лидера, который проведет в назидание другим своим «коллегам» остаток своей жизни в комфортной камере ооновской тюрьмы в Гааге.

А в это время в Дарфуре повстанческие лидеры, напуганные «прецедентом аль-Башира» и перспективой его повторения в отношении себя, смогут наконец объединиться и замириться с Хартумом на приемлемых для рядовых жителей региона условиях.

Вот только шансов на реализацию этого сценария мало: миром управляет принцип политической целесообразности, диктующий необходимость не «трогать» аль-Башира и его окружение, пока есть шанс, что они исправятся и нормализуют обстановку в Дарфуре.

52.37MB | MySQL:103 | 0,465sec