Об активизации «Аль-Каиды» в Мавритании

В ночь с 14 на 15 сентября «Аль-Каида» вновь напомнила о себе в Мавритании, когда боевики «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/ атаковали из засады армейский патруль на севере страны. Взвод солдат численностью до 23-х человек был атакован близ местечка со звучным названием Турин, что в 70 км к востоку от шахтерского городка Зуерат. По одним данным, на месте боя первоначально были обнаружены трупы 12-ти военнослужащих, что заставило предположить, что остальные были захвачены в плен и впоследствии убиты. Нападавшие захватили также автомобили, на которых передвигались военные, а также их оружие. По другим данным, в результате нападения погибли 12 человек — 11 военнослужащих и их проводник. Более точные данные о потерях мавританских военных представить невозможно, поскольку официально они не приводились, да и вряд ли это так важно.

Тут же АКМ взяла на себя ответственность за это преступление. В коммюнике, распространенном через Интернет, отмечалось, что исламисты захватили в плен 12 солдат, много оружия, а также три внедорожника. Тем самым фактически подтвердилась первая версия о потерях мавританских военных.

Мавританские военные немедленно организовали операцию по поиску террористов с участием разведывательных самолетов. Насколько она была результативной — данных не имеется. Они же признали — но только 20 сентября, и без уточнения всех обстоятельств — потерю 12-ти военнослужащих, которые сначала были захвачены в плен, а затем обезглавлены. В этой связи возникает вопрос — а кем были те, чьи тела позволили говорить о 12-ти погибших сразу после нападения, в то время как участь захваченных еще была неизвестна? Судя по всему, в данном случае речь идет об обычной практике занижения потерь, к которой прибегают во всех без исключения странах мира. Тем более точно известно, что патруль передвигался на пяти внедорожниках. Поэтому едва ли в его составе было всего 13 человек, включая проводника, цифра в 20 и более человек представляется более правдоподобной. Еще одна деталь, характеризующая массированность огневого воздействия исламистов — по имеющимся данным, первым же залпом из РПГ о ни уничтожили три джипа.

Единственным рациональным зерном в коммюнике минобороны Мавритании было то, что оно признало самое главное: «Они /мавританские военные/ пожертвовали своей жизнью и пали на поле боя ради спасения страны от широкомасштабной операции террористов, которую АКМ готовилась осуществить».

Уже 19 сентября в 30 км от Турина были обнаружены обезглавленные останки тех солдат, которые попали в плен к исламистам. Вероятно, боевики прикончили их с тем, чтобы они не мешали им скрыться с места преступления. Впрочем, они, похоже, не очень торопились убегать от преследователей, поскольку успели тщательно заминировать трупы.

Теракт близ Турина стал первым, совершенным в Мавритании после того, как шестью неделями ранее в этой стране был совершен бескровный военный переворот, низложивший демократически избранного президента Сиди ульд Шейха Абдаллахи. Возглавивший путч командующий Президентской гвардией, начальник личного штаба президента генерал Мохаммед ульд Абдельазиз в качестве одной из причин, побудивших его пойти на подобный шаг, назвал «наступление терроризма». «Страна столкнулась с рядом проблем, одна из которых — терроризм, который несколько раз заявил о себе за последние месяцы, и уничтожить который может только армия», — заметил генерал в одном из первых интервью. Примечательно, что еще 19 сентября назначенный путчистами новый министр информации Мохаммед ульд Мохаммед Абдеррахман призвал всех друзей Мавритании «помочь ей противостоять терроризму».

Стоит напомнить, что первый «звонок» от террористов прозвучал в Мавритании 4 июня 2005г., когда боевики из действовавшей преимущественно в Алжире Салафистской группы проповеди и джихада /СГПД, позднее она стала называться АКМ/ атаковали военный пост на северо-востоке страны. Тогда погибли 15 солдат и 5 исламистов.

Незадолго до теракта близ Турина — 10 августа с.г. — главарь АКМ Абдельмалек Друкдель /боевой псевдоним — Абу Мусаб Абдельвадуд/ предупредил «народ Мавритании» о необходимости готовиться к «войне».

Фактически теракт в Турине оказался на-руку военной хунте. Если до 15 сентября у нее были большие проблемы с международным признанием, 18 сентября она получила приглашение Евросоюза направить своих представителей в Брюссель для консультаций. Дата начала переговоров пока не определена.

В связи с нападением на патруль и понесенными потерями начиная с 21 сентября в Мавритании был объявлен 3-дневный траур. В свою очередь оппозиционный Национальный фронт в защиту демократии /НФЗД/ одновременно объявил 2-дневный траур. НФЗД , который не признает законность путчистов, заявил, что на два дня приостанавливает какую-либо политическую деятельность. Он же «возложил на руководство путчистов, которые свергли президента Абдаллахи, всю ответственность за неспособность армии исполнять возложенные на нее обязанности по защите страны».

Со своей стороны имеющая относительное большинство в парламенте партия Объединение демократических сил /ОДС/ призвала граждан Мавритании объединиться для борьбы с террористической угрозой. В нижней палате ОДС имеет 17 мест из 95, в верхней — 11 из 56-ти. Партию возглавляет бывший соперник Абдаллахи на президентских выборахАхмед ульд Дадда. Он же до переворота был официальным лидером оппозиции режиму Абдаллахи. ОДС призвала также граждан Мавритании «поддержать мавританских солдат морально и материально».

ОДС стала ведущей партией в двух палатах парламента в связи с тем, что еще до, а также после переворота десятки депутатов покинули пропрезидентскую партию Национальный пакт за демократию и развитие /НПДР/. ОДС поддержало военный переворот, однако отказалось участвовать в сформированном хунтой правительстве в связи с отсутствием гарантий «конечности переходного процесса».

Что касается исполнительной власти, то назначенный хунтой 31 августа на пост министра информации Мохаммед ульд Мохаммед Абдеррахман обратился к международному сообществу с призывом помощь Мавритании «противостоять феномену терроризма, который только что нанес удар» по стране. Выступая на пресс-конференции, он напомнил, что терроризм — «это серьезная проблема, которая стоит перед всеми странами планеты, именно поэтому мы нуждаемся в объединении всех усилий». Кроме слов официальные власти развернули очередную кампанию арестов среди активистов различных организаций салафистского толка, бросив за первую неделю после теракта в Турине в тюрьмы свыше 20 человек.

Уже 22 сентября Друкдель в аудиообращении призвал «мусульман Северной Африки» присоединиться к джихаду и выступить против режимов, правящих в странах региона. «Объединение всех участников джихада является единственной альтернативой режимам еретиков, которые правят в регионе», — утверждал главарь АКМ. Примечательно, что среди этих «еретических» режимов Друкдель назвал наряду с Мавританией лишь Алжир, Ливию и Тунис. Он в очередной раз обвинил правящий в Мавритании военный режим в том, что тот превратился в «инструмент иностранных спецслужб», которым манипулирует израильская «Моссад», а сама страна стала «центром реализации колониальных амбиций крестоносцев». Друкдель обосновал необходимость подобного рода теракта, пояснив, что он стал ответом на действия властей Мавритании, которые «бросают в тюрьмы и пытают» джихадистов. Он утверждал, что организаторы военного переворота 6 августа действовали якобы с «одобрения Америки, Франции и Израиля». В этой связи он призвал маврита нцев на «священную войну против евреев, христиан и еретиков-правителей». Друкделя поддержал главарь «Аль-Каиды» в Мавритании Эль-Хадим ульд Эссам. Из тюрьмы он потребовал от «мусульман не признавать режим нечестивцев, установившийся в результате путча».

Теперь остается главное — узнать, не повлиял ли теракт в Турине на планы АКМ нанести более серьезный удар по Мавритании. Судя по всему, речь может идти о широкомасштабном вооруженном выступлении исламистов во главе с АКМ. О существовании подобных планов знают мавританские военные. Их — судя по заявлению Друкделя от 22 сентября — не скрывают и сами исламисты. Теперь вопрос только в одном: смогут ли мавританские спецслужбы путем превентивных мероприятий не допустить возможной дестабилизации обстановки в стране? Пока что, по имеющимся данным, в связи с проникновением в страну большой группы боевиков АКМ, власти резко усилили меры безопасности. Что касается возможностей АКМ, то она наглядно продемонстрировала их, совершив за последние два года серию терактов в ряде стран Магриба, в том числе недавний — 19 августа в Алжире, когда погибли 48 человек.

52.22MB | MySQL:103 | 0,537sec